«Летучий амбуланс» на картине Джека Гирбола. Первый слева – изобретатель «летучих амбулансов» Доминик Жан Ларрей.
Проблема
Транспортировка раненых с поля боя в лазареты и тыловые госпитали была вопросом импровизации – особенно во время первых революционных войн.
В 1792 году никакой службы транспортировки не существовало вообще.
Раненых перевозили в обычных крестьянских телегах. В условиях, противоречащих всем принципам не только гигиены, но и элементарного гуманизма.
Крестьянские телеги, тяжелые и неповоротливые, тряслись на разбитых дорогах. А раненые (в полусознательном состоянии от боли и потери крови) переносили настоящие мучения, прежде чем после такой геенны попадали в госпиталь.
Надо добавить, что ездовыми становились, как правило, местные жители. А это значит, что, если сражение разыгралось на неприятельской территории, нельзя было рассчитывать на какое-либо милосердие с их стороны по отношению к оккупантам. А поскольку транспортировка осуществлялась без сопровождения французских солдат, то ездовые могли выбирать самые длинные пути по самым разбитым дорогам. Было в порядке вещей, что многие раненые умирали по дороге, не в силах вынести тяжестей эвакуации.
В 1792 году вышла в свет книга La Santé de Mars Журдана Лекуинте, который впервые публично обратил внимание на такое варварское отношение к раненым.
Результатом публикации стал скандал, в итоге которого Национальный конвент декретом от 18 ноября 1792 года обязал военного министра представить проект такой повозки, которая могла бы обеспечить гуманную перевозку раненых.
На стенах Парижа появились плакаты с призывами к колесникам и тележникам присылать на конкурс макеты или готовые экземпляры повозок. Хотя на конкурс было представлено несколько десятков проектов, ни один из них не был одобрен.
В 1793 году был объявлен повторный конкурс.
Но и он не принес желаемых результатов.
В конце концов, было решено заказать несколько десятков повозок проекта, который жюри конкурса посчитало самым практичным. Но даже они при первых испытаниях оказались слишком тяжелыми и неповоротливыми в условиях поля боя.
Летучие амбулансы
В то же время главный хирург Рейнской армии Доминик Жан Ларрей пришел к идее создания так называемых «летучих амбулансов» (ambulances volantes).
Это были повозки намного легче обыкновенных крестьянских телег. Они позволяли осуществлять эвакуацию раненых непосредственно с поля боя.
Но воплотить свою идею в жизнь Ларрею удалось лишь в 1797 году во время первого Итальянского похода.
Его «летучие амбулансы» получили развитие в нескольких разновидностях. Во время Египетского похода в них запрягали верблюдов.
Тем не менее, они не сразу получили признание.
И их количество было доведено до достаточного уровня лишь к 1812 году, то есть ко времени подготовки Московского похода. Все они пропали в России. И в 1813 году средства перевоза раненых пришлось восстанавливать с нуля.
Медленное воплощение идеи «летучих амбулансов» не означало, конечно, что других средств транспортировки в Великой армии не существовало.
До 1807 года поставщиками были частные предприниматели, прежде всего компания Брейдт. Однако их услуги повсеместно подвергались критике.
В частности, ездовые, не желая рисковать своей жизнью, мешкали с появлением на поле боя до тех пор, пока не стихало сражение, и атака со стороны противника им больше не угрожала.
В 1807 году, когда фирма Брейдт показала свою полную несостоятельность в ходе первого Польского похода, Наполеон приказал сформировать восемь обозных батальонов.
Одной из задач этих батальонов было предоставление медицинской службе фургонов для транспортировки персонала, медицинского снаряжения и раненых.
Фургоны, окрашенные в стандартный оливковый цвет, были крыты полотном для защиты от дождя и ветра. На полотно наносилась надпись, указывающая, к какой медицинской части прикомандирован конкретный фургон.
Однако на всем протяжении революционных и наполеоновских войн в основном использовались обыкновенные крестьянские телеги, реквизированные вместе с лошадьми, а зачастую и вместе с кучерами. Крестьяне, впрочем, сами предпочитали на несколько недель наняться на службу ездовыми, чтобы быть уверенными, что вернут себе своих лошадей.
С 1807 года всё шире стали использоваться амбулансы Ларрея.
Двухколесная модель, запряженная в пару коней, позволяла перевозить только двоих раненых, зато на неком подобии носилок, что позволяло медикам оказывать раненым первую помощь на ходу.
Однако такие двухколесные амбулансы могли применяться лишь на равнинной местности. В горных и холмистых районах надо было использовать более тяжелую, четырехколесную модель, запряженную в две пары лошадей. В ней можно было перевозить четырех раненых, уложенных в два яруса.
В гвардейских полках положение было лучше, чем в линейных частях. Наполеон заботился о своих ветеранах. И гвардейские полки лучше линейных были снабжены медицинским снаряжением и средствами его перевозки. К гвардейским полкам также было приписано больше санитарных дружин.
При ставке Наполеона постоянно находился его личный амбуланс. В полном распоряжении его личного медика Александра-Урбэна Ивана, который лечил его после ранения от ружейной пули при взятии Регенсбурга.
По материалам D. J. Larrey and R. W. Hall. Memoirs of Military Surgery. Joseph Cushing, 1814.
Продолжение следует...
- Автор:
- Михаил Арушев
- Использованы фотографии:
- https://www.decenniofrancese.it/2013/11/20/20131120-les-amis...
- Статьи из этой серии:
- Медицинская служба Великой Армии Наполеона
На поле боя
Хирурги и санитары
Свежие комментарии