Погрузитесь в историю противостояния флотов Италии и Великобритании с новым материалом от создателей World of Warships.
Одним из основных театров военных действий во время Второй мировой войны стало Средиземное море. Здесь ВМС Италии противостояли союзным флотам Великобритании и Франции. Ещё до начала боевых действий эти страны наращивали потенциал своих военно-морских сил, понимая их значимость в ближайшее время.
Однако к лету 1940 года ситуация сложилась абсолютно иным образом. Уже через 12 дней после вступления Италии в войну Франция капитулировала. Теперь только Королевский флот Великобритании мог оказать сопротивление итальянцам. Основные морские базы британцев были сильно удалены друг от друга, и пути сообщения проходили в опасной близости от итальянского побережья.
Для проводки каждого конвоя в британском Адмиралтействе разрабатывалась целая операция. Одну из таких, получившую кодовое название Collar, и проводил Королевский флот. По плану требовалось провести 3 транспортных судна в сопровождении 2 лёгких крейсеров, 1 эсминца и 4 корветов, шедших из Англии через Гибралтар. Один транспорт шёл на Крит, два других — на Мальту. Весь маршрут был разделён на две части контрольной точкой в районе мыса Бон. На первом участке безопасность обеспечивало «Соединение B». В него входили: авианосец Ark Royal, линейный крейсер Renown, 2 лёгких крейсера и 9 эсминцев. На пути до Александрии прикрытие осуществлялось силами «Соединения D»: линкор Ramillies, 1 тяжёлый и 2 лёгких крейсера и 5 эсминцев. «Соединение B» с конвоем должно было встретить «Соединение D» южнее Сардинии. Затем они вместе следовали до мыса Бон, откуда «Соединение B» и основные силы «Соединения D» уходили в Гибралтар, а конвой в сопровождении лёгкого крейсера и 5 эсминцев следовал к Мальте. Общее командование осуществлял адмирал Джеймс Сомервилл.
Разведка итальянцев сработала довольно неплохо: 25 ноября командование получило донесение, что из Гибралтара вышла британская эскадра. Скоро появилась информация об ещё одном соединении в районе острова Крит. Факты указывали на то, что Королевский флот готовится к проведению крупной операции. Штаб итальянских ВМС приказал разработать ответную операцию. На перехват вышла эскадра под общим командованием адмирала Иниго Кампиони. В неё входили линкоры Vittorio Veneto и Giulio Cesare и 7 эсминцев. Ещё 7 эскадренных миноносцев сопровождали эскадру из 6 тяжёлых крейсеров.
Итальянский флот должен был выйти в район острова Сардиния и там перехватить британцев. Утром 27 ноября эскадра Кампиони достигла контрольной точки. С кораблей начали взлетать катапультные самолёты для проведения разведки. Примерно в 9:45 они добились результата: была замечена группа британских кораблей. Так как по сообщению пилота она уступала по силе итальянцам, адмирал Кампиони направился на перехват. Впереди шли 2 дивизии тяжёлых крейсеров (по 3 корабля в каждой) и эсминцы сопровождения. Линкоры следовали в 12 милях к северо-востоку.
Британцы тоже заметили своего противника. Самолёт-разведчик с авианосца передал информацию о приближении отряда крейсеров. Адмирал Сомервилл обдумывал свои дальнейшие действия, когда пришло сообщение о приближении «Соединения D». Теперь баланс сил был примерно равным. В 12:00 об этом доложили адмиралу Кампиони, у которого был приказ вступать в бой только при полном превосходстве над противником.
В 12:07 с флагмана Vittorio Veneto был дан приказ развернуться и отступать. Но за это время обе стороны приблизились друг к другу на расстояние примерно 15 миль. Адмирал Сомервилл расположил впереди свои крейсерские силы, за которыми шёл Renown и эсминцы. Более тихоходный Ramillies замыкал строй, а Ark Royal остался маневрировать южнее эскадры, готовясь поднять торпедоносцы. В 12:16 визуальный контакт с британцами установили с тяжёлого крейсера Pola.
В 12:20 открыли огонь крейсеры первой дивизии, через несколько минут — и корабли третьей. Точность стрельбы оказалась довольно неплохой, и первые же снаряды упали рядом с крейсером Manchester. Следом за ним под огонь попал и Berwick. В него попало 2 снаряда, но крейсер не покидал поля боя до самого конца сражения. В ответ британцы сосредоточили огонь на ближайших к ним тяжёлых крейсерах Fiume и Trento. Через пару минут загрохотали и крупнокалиберные орудия — к сражению присоединился Renown. Этот противник был не по силам итальянцам. Командир крейсерской эскадры, Анджело Якино, приказал отступать, прикрываясь дымовой завесой. Британцы не могли состязаться в скорости с итальянцами. Единственным их успехом стало накрытие эсминца Lanciere. В него попало 2 снаряда с лёгкого крейсера Manchester. Другой эскадренный миноносец, Ascari, взял повреждённого собрата на буксир.
В тот момент, когда крейсеры с обеих сторон обменивались залпами, на палубе авианосца Ark Royal шла подготовка к взлёту авиагрупп. Примерно в 12:40 первая группа из 11 торпедоносцев Swordfish появилась в небе над итальянской эскадрой. Пять самолётов выбрали своей целью тяжёлый крейсер Fiume, остальные шесть атаковали более крупную цель — линкор Vittorio Veneto. Торпедоносцы заходили в атаку несогласованно, что позволило итальянским кораблям избежать попаданий.
Но тут в пределах досягаемости линкора показались британские лёгкие крейсеры. Vittorio Veneto открыл огонь с дистанции в 15 миль. Британцы, поняв, что по ним ведёт огонь более опасный противник, начали ставить дымовую завесу. Снаряды линкора ложились довольно близко, но прямых попаданий не было. Спустя 10 минут стрельба прекратилась.
Адмирал Кампиони продолжал выводить эскадру из боя. Позади остались лишь пара эсминцев, один из которых был на буксире. Командующий третьей дивизией крейсеров контр-адмирал Луиджи Сансонетти запросил разрешение остаться и прикрыть отход повреждённых кораблей. Тяжёлые крейсеры Trieste, Trento и Bolzano охраняли эсминцы примерно 20 минут, пока не стало ясно, что британские корабли не ведут погоню.
Последнюю атаку в тот день совершила авиация. Торпедоносцы Swordfish и бомбардировщики Skua добились лишь близких разрывов рядом с крейсером Bolzano. Вызванные адмиралом Кампиони ВВС атаковали британские корабли, но также безуспешно. На этом боевые действия 27 ноября завершились.
По итогу боя обе стороны не потеряли ни одного корабля. С британской стороны был повреждён тяжёлый крейсер Berwick, а с итальянской — эсминец Lanciere. Если в тактическом плане сражение окончилось ничьей, то стратегически оно стало поражением Италии. Королевский флот смог провести конвой, выполнив поставленные задачи.
Тем не менее командующего эскадрой, адмирала Сомервилла, вызвали в Лондон, где он давал показания перед комиссией. Его обвиняли в нерешительности, так как он дал итальянцам уйти. Но адмирал был оправдан. В свою очередь, адмирал Кампиони чётко следовал приказам командования — беречь корабли и вступать в бой только при полном превосходстве над противником. Имея большие силы, итальянцы могли навязать сражение англичанам. Однако Кампиони считал, что британская эскадра сильнее, и не стал рисковать. Вскоре он был снят с должности за чересчур осторожное командование. Таким образом, оба командующих не стали рисковать, тем самым упустив шанс разгромить своего противника.
Хоть успехов на море в годы Второй мировой у Италии было немного, планы командования были амбициозными. Велись разработки новых методов ведения войны и вооружения. Посмотрите видеоролик компании Wargaming, посвящённый чудо-оружию итальянского флота — человекоуправляемой торпеде Maiale.
Одним из основных театров военных действий во время Второй мировой войны стало Средиземное море. Здесь ВМС Италии противостояли союзным флотам Великобритании и Франции. Ещё до начала боевых действий эти страны наращивали потенциал своих военно-морских сил, понимая их значимость в ближайшее время.
Однако к лету 1940 года ситуация сложилась абсолютно иным образом. Уже через 12 дней после вступления Италии в войну Франция капитулировала. Теперь только Королевский флот Великобритании мог оказать сопротивление итальянцам. Основные морские базы британцев были сильно удалены друг от друга, и пути сообщения проходили в опасной близости от итальянского побережья.
Итальянский линкор Vittorio Veneto
Для проводки каждого конвоя в британском Адмиралтействе разрабатывалась целая операция. Одну из таких, получившую кодовое название Collar, и проводил Королевский флот. По плану требовалось провести 3 транспортных судна в сопровождении 2 лёгких крейсеров, 1 эсминца и 4 корветов, шедших из Англии через Гибралтар. Один транспорт шёл на Крит, два других — на Мальту. Весь маршрут был разделён на две части контрольной точкой в районе мыса Бон. На первом участке безопасность обеспечивало «Соединение B». В него входили: авианосец Ark Royal, линейный крейсер Renown, 2 лёгких крейсера и 9 эсминцев. На пути до Александрии прикрытие осуществлялось силами «Соединения D»: линкор Ramillies, 1 тяжёлый и 2 лёгких крейсера и 5 эсминцев. «Соединение B» с конвоем должно было встретить «Соединение D» южнее Сардинии. Затем они вместе следовали до мыса Бон, откуда «Соединение B» и основные силы «Соединения D» уходили в Гибралтар, а конвой в сопровождении лёгкого крейсера и 5 эсминцев следовал к Мальте. Общее командование осуществлял адмирал Джеймс Сомервилл.
Разведка итальянцев сработала довольно неплохо: 25 ноября командование получило донесение, что из Гибралтара вышла британская эскадра. Скоро появилась информация об ещё одном соединении в районе острова Крит. Факты указывали на то, что Королевский флот готовится к проведению крупной операции. Штаб итальянских ВМС приказал разработать ответную операцию. На перехват вышла эскадра под общим командованием адмирала Иниго Кампиони. В неё входили линкоры Vittorio Veneto и Giulio Cesare и 7 эсминцев. Ещё 7 эскадренных миноносцев сопровождали эскадру из 6 тяжёлых крейсеров.
Британский лёгкий крейсер Manchester
Итальянский флот должен был выйти в район острова Сардиния и там перехватить британцев. Утром 27 ноября эскадра Кампиони достигла контрольной точки. С кораблей начали взлетать катапультные самолёты для проведения разведки. Примерно в 9:45 они добились результата: была замечена группа британских кораблей. Так как по сообщению пилота она уступала по силе итальянцам, адмирал Кампиони направился на перехват. Впереди шли 2 дивизии тяжёлых крейсеров (по 3 корабля в каждой) и эсминцы сопровождения. Линкоры следовали в 12 милях к северо-востоку.
Британцы тоже заметили своего противника. Самолёт-разведчик с авианосца передал информацию о приближении отряда крейсеров. Адмирал Сомервилл обдумывал свои дальнейшие действия, когда пришло сообщение о приближении «Соединения D». Теперь баланс сил был примерно равным. В 12:00 об этом доложили адмиралу Кампиони, у которого был приказ вступать в бой только при полном превосходстве над противником.
В 12:07 с флагмана Vittorio Veneto был дан приказ развернуться и отступать. Но за это время обе стороны приблизились друг к другу на расстояние примерно 15 миль. Адмирал Сомервилл расположил впереди свои крейсерские силы, за которыми шёл Renown и эсминцы. Более тихоходный Ramillies замыкал строй, а Ark Royal остался маневрировать южнее эскадры, готовясь поднять торпедоносцы. В 12:16 визуальный контакт с британцами установили с тяжёлого крейсера Pola.
Британский тяжёлый крейсер Berwick
В 12:20 открыли огонь крейсеры первой дивизии, через несколько минут — и корабли третьей. Точность стрельбы оказалась довольно неплохой, и первые же снаряды упали рядом с крейсером Manchester. Следом за ним под огонь попал и Berwick. В него попало 2 снаряда, но крейсер не покидал поля боя до самого конца сражения. В ответ британцы сосредоточили огонь на ближайших к ним тяжёлых крейсерах Fiume и Trento. Через пару минут загрохотали и крупнокалиберные орудия — к сражению присоединился Renown. Этот противник был не по силам итальянцам. Командир крейсерской эскадры, Анджело Якино, приказал отступать, прикрываясь дымовой завесой. Британцы не могли состязаться в скорости с итальянцами. Единственным их успехом стало накрытие эсминца Lanciere. В него попало 2 снаряда с лёгкого крейсера Manchester. Другой эскадренный миноносец, Ascari, взял повреждённого собрата на буксир.
В тот момент, когда крейсеры с обеих сторон обменивались залпами, на палубе авианосца Ark Royal шла подготовка к взлёту авиагрупп. Примерно в 12:40 первая группа из 11 торпедоносцев Swordfish появилась в небе над итальянской эскадрой. Пять самолётов выбрали своей целью тяжёлый крейсер Fiume, остальные шесть атаковали более крупную цель — линкор Vittorio Veneto. Торпедоносцы заходили в атаку несогласованно, что позволило итальянским кораблям избежать попаданий.
Но тут в пределах досягаемости линкора показались британские лёгкие крейсеры. Vittorio Veneto открыл огонь с дистанции в 15 миль. Британцы, поняв, что по ним ведёт огонь более опасный противник, начали ставить дымовую завесу. Снаряды линкора ложились довольно близко, но прямых попаданий не было. Спустя 10 минут стрельба прекратилась.
Адмирал Кампиони продолжал выводить эскадру из боя. Позади остались лишь пара эсминцев, один из которых был на буксире. Командующий третьей дивизией крейсеров контр-адмирал Луиджи Сансонетти запросил разрешение остаться и прикрыть отход повреждённых кораблей. Тяжёлые крейсеры Trieste, Trento и Bolzano охраняли эсминцы примерно 20 минут, пока не стало ясно, что британские корабли не ведут погоню.
Британский авианосец Ark Royal под атакой итальянской авиации
Последнюю атаку в тот день совершила авиация. Торпедоносцы Swordfish и бомбардировщики Skua добились лишь близких разрывов рядом с крейсером Bolzano. Вызванные адмиралом Кампиони ВВС атаковали британские корабли, но также безуспешно. На этом боевые действия 27 ноября завершились.
По итогу боя обе стороны не потеряли ни одного корабля. С британской стороны был повреждён тяжёлый крейсер Berwick, а с итальянской — эсминец Lanciere. Если в тактическом плане сражение окончилось ничьей, то стратегически оно стало поражением Италии. Королевский флот смог провести конвой, выполнив поставленные задачи.
Тем не менее командующего эскадрой, адмирала Сомервилла, вызвали в Лондон, где он давал показания перед комиссией. Его обвиняли в нерешительности, так как он дал итальянцам уйти. Но адмирал был оправдан. В свою очередь, адмирал Кампиони чётко следовал приказам командования — беречь корабли и вступать в бой только при полном превосходстве над противником. Имея большие силы, итальянцы могли навязать сражение англичанам. Однако Кампиони считал, что британская эскадра сильнее, и не стал рисковать. Вскоре он был снят с должности за чересчур осторожное командование. Таким образом, оба командующих не стали рисковать, тем самым упустив шанс разгромить своего противника.
Хоть успехов на море в годы Второй мировой у Италии было немного, планы командования были амбициозными. Велись разработки новых методов ведения войны и вооружения. Посмотрите видеоролик компании Wargaming, посвящённый чудо-оружию итальянского флота — человекоуправляемой торпеде Maiale.
- Автор:
- Wargaming
Свежие комментарии