На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 385 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Ну,что подарили,много от Норвении получили взамен идиоты? Цари России приобретали,а долбоебы рабоче-крестьяне всё про...На Норвегию после...
  • Eduard
    А наши придурки всё раздают,не своё же личное.Им что"Кемска волость",что Прибалтика всё едино,главное водку выпить!На Норвегию после...
  • Татьяна Гусева
    Жалко, что мы так дёшево продавали газ в Европу. Надо было дороже, чем норвежцы. Тогда наш газ ценился бы.На Норвегию после...

Английские скороходы Русско-японской войны

Английские скороходы Русско-японской войны
Атака 9 февраля 1904 года в жанре муся-э (на жанр сумо-э эсминцы явно не тянут)

В состав 1-го отряда истребителей входили новейшие японские миноносцы «Акацуки» и «Касуми». Причина, по которой им удалось не выдать себя перед атакой, была проста: эти корабли силуэтом не отличались от русских миноносцев класса «Сокол». Не отличались, поскольку у них был один и тот же прототип – истребители Royal Navy...


Служба на эсминцах Royal Navy – не сахар... За неё полагалась денежная надбавка к жалованию!

Создавая современный флот практически с нуля, японцы много внимания уделили тогдашнему хайтеку – миноносцам. Страна восходящего солнца экспериментировала с французскими, немецкими и английскими миноносцами и в конце концов остановилась на продукции британского ВПК. Благо тогда на заказ кораблей во флоте Его Величества часто удавалось влиять небезызвестному сэру Джону «Джекки» Фишеру, человеку, уровнем визионерства не уступавшему Илону Маску. Впрочем, было и отличие: ошибки данного визионера стоили не денег акционерам, а жизней британским морякам...


Молодой контр-адмирал Джон «Джекки» Фишер – Илон Маск конца XIX века

Хоть Фишер и считается «папой дредноутов», на самом деле, согласно его видению будущего, были созданы не только они, но и линейные крейсера (достаточно спорный класс кораблей), и эскадренные миноносцы. С последними дело обстояло следующим образом.

Построить торпедные корабли классом покрупнее миноносцев (на тот момент по сути дела – торпедных катеров) неоднократно пытались фирмы «Торникрофт» и «Ярроу», снабжавшие своей продукцией не только Royal Navy, но и полмира. Вот только лорды адмиралтейства слышать ничего об этом не желали, сделав ставку на торпедные канонерские лодки (в России их называли «минными крейсерами»), которые должны были топить миноносцы. Таких кораблей было построено 33 штуки, но морякам они не сильно нравились: водоизмещение – слишком большое, вооружение – слишком тяжёлое, мореходность – никакая.


Тот самый «Свифт» от фирмы «Уайт»

В 1884 году небольшая (в сравнении с «Ярроу» и «Торникрофт») фирма «Уайт» за свой счёт построила большой миноносец «Свифт». Расчёт был на то, чтобы построить корабль настолько хороший, что отказаться от него британские адмиралы не смогут физически! В отличие от стандартных 60-тонных миноносцев, «Свифт» имел водоизмещение 140 тонн и на мерной миле показал прекрасную на тот момент скорость – 23,5 узла.

Учитывая, что основным потенциальным противником Royal Navy на тот момент были французы, имевшие 20-узловые миноносцы, новый корабль получил не только торпедное вооружение, но и достаточно сильную для своих размеров артиллерию: 4 37-мм орудия. Предполагалось, что его основной добычей станут вражеские минные корабли.


Адмирал Гиацинт Теофил Об – голос «молодой школы»

Но скорость миноносцев к тому времени росла не по дням, а по часам: в 1892 году французский миноносец № 149 показал на испытаниях скорость в 24,6 узла, «Лансье» и «Шевалье» через год – 25,6 и 27,2 узла, а в 1896 году мореходный миноносец «Форбан» покорил 30-узловой барьер. И ведь миноносцы французы строили десятками!

«Молодая школа» адмирала Гиацинта Теофиля Оба поставила на идею «мобильной обороны»: более сильному броненосному флоту Великобритании противопоставлялись многочисленные отряды миноносцев, базирующихся во всех портах побережья, по мере надобности концентрировавшиеся в порту, ближайшем к месту сосредоточения Royal Navy.


Альфред Ярроу – акула британского капитализма

«Свифт» адмиралтейство купило, но заказов на большие миноносцы делать не стало. В 1892 году к Фишеру обратился сам Альфред Ярроу, представив проект достаточно крупного корабля, способного, по его мнению, справиться с ордами французских носителей торпедного оружия. Молодого контр-адмирала предложение заинтересовало, и он его поддержал. Он же придумал название новому классу кораблей: «Мы назовём их истребителями, так как их задача – уничтожать французские миноносцы».


«Хорнет». Иногда модель нагляднее фото...

Лоббирование дало свой результат: вскоре адмиралтейство объявило конкурс на миноносец водоизмещением 200–300 тонн. В 1893 году фирма «Ярроу» построила первые истребители «Хэвок» и «Хорнет». Это были весьма прогрессивные для своего времени корабли. На «Хорнете» впервые установили водотрубные котлы массой 43 тонны, вместо огнетрубных, весивших 54 тонны. Для кораблей с водоизмещением, не достигавшим 250 тонн, выигрыш в массе был более чем значительный!

В результате на испытаниях «Хэвок» показал 27,6 узла, а «Хорнет» – 28,2 узла.


Фирма «Торникрофт» предпочитала двухтрубные корабли. Истребитель «Дэринг».

Главный конкурент фирмы «Ярроу» компания «Торникрофт» построила истребитель водоизмещением 270 тонн с паровой машиной тройного расширения, но корабль не смог развить скорость выше 24 узла, так кораблестроители впервые столкнулись с явлением кавитации: на поверхности лопастей гребного винта образуются пузырьки пара – вода испаряется при высокой частоте вращения и винт начинает «проскальзывать».

Теории кавитации на тот момент не существовало, и инженеры фирмы начали наугад менять винты: достичь 27 узлов удалось только на седьмой паре, имевшей площадь на 45 процентов больше, чем у первой...


Трёхдюймовка с крейсера «Громобой», главный калибр английских эсминцев сильно не отличался...

«Фишек» у новых кораблей было три.

Первая (и главная) – сильное артиллерийское вооружение.

Вторая – скорость 26–27 узлов.

И третья – массовость!

Если до появления истребителей стандартными на миноносце были 37-мм орудия (вспомним «Свифт»), то на истребителях Фишера стояли одна 76-мм пушка и три калибром 57-мм: старый 60-тонный миноносец такой комплект артиллерии мог оперативно порвать, как Тузик грелку. Впрочем, предусматривалось и использование новых кораблей как традиционных миноносцев – с заменой двух орудий на пару поворотных торпедных аппаратов.


57-мм пушка Норденфельда на береговом станке во Владивостокском музее Тихоокеанского флота. На эсминцах стояли подобные орудия...

Увеличенное водоизмещение имело и второй плюс: кроме установки сильной артиллерии, оно давало возможность увеличить мощность паровой машины, а это в свою очередь обеспечивало существенный прирост скорости. Сложив «один» (артиллерию) плюс «два» (повышенную скорость) и добавив «три» (массовость), англичане выбивали из рук французской молодой школы её основной козырь – миноносные силы, способные угрожать британским броненосным эскадрам. При этом истребители, имея свои торпедные аппараты, сами представляли угрозу вражеским линейным силам.


«Принесите пиво и графит!» Британские офицеры шутили, что для того, чтобы «Хорнет» выдал положенную по формуляру скорость, кочегарам надо выдать пива для усердия, а днище смазать графитом...

«Хорнет» стал первым четырёхтрубным истребителем («Хэвок» имел две трубы) с перспективными водотрубными котлами. Четыре трубы (по числу котлов) не были прихотью кораблестроителей, они обеспечивали меньшую задымленность на больших ходах и лучшую производительность машин. Впрочем, в отличие от «Ярроу», «Торникрофт» предпочитал двухтрубную схему: их «Дэринг» и его систершип «Декой» делали больше 28 узлов и отличались фирменной надёжностью.

Торпедное вооружение «Хорнета» и «Хэвока» изначально состояло из трёх торпедных аппаратов: один неподвижный – в носу, и двухтрубный поворотный – в диаметральной плоскости (интересно, что две трубы этого аппарата были направлены в противоположные стороны, что, по задумке инженеров, позволяло стрелять одновременно на оба борта).

Впрочем, вскоре от носового торпедного аппарата на «Хэвоке» пришлось отказаться: быстроходные истребители нередко таранили выпущенную вперёд торпеду: максимальная скорость новейших торпед Мк 2 1892 года была всего 30 узлов, но её ещё надо было набрать... «Хорнет» сохранил носовой аппарат, но в 1902 году лишился двух труб на палубе.


Порт-Артурский «сокол» «Сердитый». Командовал миноносцем Александр Колчак, на выставленных им минах погиб японский бронепалубный крейсер «Такасаго»

Первые 42 британских истребителя впоследствии начали называться «класс А» и стали прототипом русских миноносцев типа «Сокол». Сравните ТТД этих кораблей: водоизмещение 240 тонн, скорость 26,5 узла, вооружение – 1х75-мм и 3х47-мм пушки, два поворотных торпедных аппарата. И да – 4 трубы, как у «Хорнета».

Впрочем, ничего странного: проект был предложен русскому морскому ведомству... Фирмой «Ярроу»! «Соколов» в России построили 27 единиц, 12 из них в 1901–1902 годах в разобранном виде были доставлены в Порт-Артур и там собраны. Формально они продолжали в Российском императорском флоте числиться миноносцами, но реально их чаще называли истребителями, контрминоносцами или эскадренными миноносцами. Именно последнее название стало каноническим: его официально ввели в 1907 году.


Японцы пытаются захватить «Стерегущий» (японская версия событий)

А что же японцы?

Их миноносцы более чем успешно дебютировали в японо-китайской войне 1894–1895 годов и, само собой, успешный опыт стали развивать! Вот только в качестве образца были приняты британские истребители более поздней модели, Британским адмиралтейством классифицированные как «класс В» или 30-узловые.

В 1896 году «Ярроу» и «Торникрофт» получили заказы на 6 истребителей каждая. У этих кораблей были уже значительно более эффективные котлы, несколько меньший тоннаж. Но главное – вес артиллерийского залпа японского истребителя был примерно в два раза больше, чем у любого из порт-артурских «соколов», что стало причиной печальной судьбы «Стерегущего» и «Страшного».


«Акацуки» – рассвет, но действовать предпочитал по ночам...

Впоследствии каждой фирме были заказаны ещё по паре истребителей «улучшенного типа», с условием довести скорость до 31 узла. 31-узловые истребители «Ярроу» получили названия «Акацуки» и «Касуми» – «Рассвет» и «Туман». В Страну восходящего солнца они прибыли очень удачно: за полтора года до войны – достаточно для того, чтобы быть хорошо освоенными экипажами, недостаточно для того, чтобы устареть.

Именно они, как наиболее совершенные в японском флоте, вошли в состав 1-го отряда миноносцев, атаковавшего русские корабли на рейде Порт-Артура. Нормальное водоизмещение «31-узловых» составило 369 тонн, скорость теоретически – 31 узел (реальная – несколько меньше, английские кораблестроители частенько мухлевали на испытаниях), экипаж 60–62 человека.

Главным же отличием стало усиленное артиллерийское вооружение: 1х76-мм пушка и 5х57-мм. По типу «Акацуки» в самом начале 1904 года была проведена модернизация менее современных эсминцев.


Всё-таки первая гравюра правдивее: атака на Порт-Артурский рейд происходила зимней ночью...

Атака в ночь на 9 февраля стала удачной для «Акацуки»: торпедами миноносцев этого типа были повреждены броненосец «Цесаревич» и крейсер «Паллада». Но дальнейшая судьба была не столь благосклонна к кораблю.

Именно этому новейшему эсминцу английской постройки выпала сомнительная честь стать первым японским кораблём, погибшим в Русско-японской войне. 17 мая в 22:00 корабль подорвался на мине в 8 милях юго-западнее полуострова Ляотешань и мгновенно затонул.

А имя «Акацуки» получил захваченный в Порт-Артуре русский «сокол» – эсминец «Решительный». Именно под этим именем он участвовал в Цусимском сражении. С японской стороны...
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх