Источник: da-info.pro
Инструкторы made in UK
Порядка 240 тыс. фунтов стерлингов получают бывшие летчики Британских ВВС в Китае. Основное условие – доступно и с энтузиазмом объяснять летчикам Народно-освободительной армии Китая нюансы боевой работы. Среди завербованных пилоты как реактивной авиации, так и вертолетчики. Особенно ценными и самыми высокооплачиваемыми стали пилоты, служившие на авианосцах. Всё это крайне нервно воспринимается военно-политическим руководством Великобритании. Звучат лозунги наподобие «ошеломляющее нарушение безопасности» и «угроза интересам Соединенного Королевства и Запада». Интересная реакция британского Министерства обороны. По словам представителя военного ведомства:
«Мы предпринимаем решительные шаги, чтобы остановить китайские схемы вербовки, пытающиеся нанимать военнослужащих и бывших пилотов вооруженных сил Великобритании для обучения личного состава Народно-освободительной армии в Китайской Народной Республике.»
На деле военные распространили приказ, напрямую не запрещающий военным летчикам переезжать в Поднебесную ради работы инструктором. В пресловутом «предупреждении об угрозе» командиры лишь напоминают о необходимости защищать конфиденциальную информацию от китайцев. В планах изменить британское законодательство на этот счёт, чтобы привлечь перебежчиков к уголовной ответственности. Каждый, расписавшийся в получении «предупреждения об угрозе», не сможет безнаказанно рассказывать о тактике применения Королевских ВВС представителям других стран. Сколько пройдёт времени перед тем, как закон примут, неизвестно.
Как утверждают британские таблоиды, Китай перетянул на свою сторону уже не менее 50 пилотов. Причём не только ветеранов в отставке, но и действующих пилотов, вынужденных уволиться ради космических гонораров в Китае. 240 тысяч фунтов в год – это примерно в 3-4 раза больше, чем получает среднестатистический военный летчик Королевских ВВС. Это больше заработной платы командира трансатлантического пассажирского лайнера в два раза. В общем, легкие деньги во всех смыслах.
При этом по законодательству такого перебежчика нельзя считать предателем – на Западе это называется свободой воли. Началась история ещё в доковидные времена и проходила через южноафриканскую контору Test Flying Academy of South Africa. Профиль деятельности завербованных очень точно описал неназванный чиновник в интервью SkyNews:
«Это не обучение китайских пилотов западной технике. Это западные пилоты с огромным опытом помогают разрабатывать тактику и увеличивать возможности китайской военной авиации.»
При этом о большей части завербованных пилотов британская разведка знала, но никаких действий не предпринимала.
Младший министр по делам Вооруженных сил и ветеранов Великобритании (есть у англичан и такой) Джеймс Хиппи комментирует:
«Китай является конкурентом, который угрожает интересам Великобритании во многих местах по всему миру. Он также является важным торговым партнёром.»
Собственно, в этой фразе всё, о чём бы и следовало знать изначально. Великобритания с начала XXI века в статусе крупнейшего получателя китайских инвестиций во всей Европе. Это во многом позволяет Лондону вести независимую от своих континентальных соседей политику и даже отмежеваться от Евросоюза. С 2006 года китайцы скупили на корню не менее 27 крупных компаний, в том числе такие исконно британских, как автопроизводитель MG и фабрика лондонских такси MBН. Поэтому инвестиции в отставных военных Королевских ВВС можно рассматривать как инвестицию в экономику государства. Не зря военное ведомство так прохладно относится к привлечению британских инструкторов в Китае к уголовной ответственности. Кара пока грозит только тем, кто подпишет предупреждение, а уехавшим, видимо, предлагают вернуться по-хорошему и потратить честно заработанные деньги на родине. Тем более времена сейчас смутные, и лишними инвестиции не будут.
Французы и американцы тоже в деле
Скандал, поднявшийся в конце октября, не мог так просто закончиться. Западу необходимо коллективное осуждение действий Китая. Оказалось, что не только англичане готовы заработать легкие деньги, но и их коллеги из Франции и Соединенных Штатов. Интересную историю рассказывает Le Figaro. По информации издания, к бывшим боевым летчикам ВВС Франции с предложениями выходят те самые рекрутинговые агентства из ЮАР и выкладывают 20 тыс. евро в месяц. Примерно столько же платят завербованным из Великобритании. Работа пусть и рискованная, но не пыльная – обучать китайских пилотов взлету и посадке на авианосец. Речь в первую очередь идёт о новейшем «Фуцзянь», спущенном на воду летом 2022 года. В качестве неопровержимого доказательства приводится случай с потерпевшим крушение истребителем JL-10: один из катапультировавшихся пилотов на земле разговаривал на французском. Второй, соответственно, был его китайский ученик. Кстати, «Фуцзянь» оснащён электромагнитными катапультами, которые пока мало знакомы местным пилотам – ранние авианосцы «Ляонин» и «Шаньдун» оснащены трамплинами по советскому образцу. Поэтому российские инструкторы, если они вообще работают в Китае, в этом случае не особо ценные помощники. А вот американцы могут рассказать и показать много интересного про тонкости катапульт авианосцев. И не только. В цене специалисты по машинам вертикального взлета и посадки. Один из них Дэниел Эдмунд Дагган, которого в конце октября арестовали австралийские власти по наводке ФБР. Бывший пилот Harrier работал на НОАК и безбедно жил в Циндао. И жил бы ещё долго, если б не отправился в путешествие в Австралию. Циндао является штаб-квартирой Северного морского флота Китая, и, судя по всему, Дагган работал на учебном авианосце «Ляонин». В списке подозреваемых также присутствуют несколько выходцев из самой Австралии и Канады.
Китайский авианосец «Шаньдун». Источник: naked-science.ru
Насколько навыки отставных пилотов стран НАТО могут усилить боевой потенциал армии Китая? Для начала по умолчанию допустим, что все перебежчики отработают немалые деньги китайских налогоплательщиков и расскажут всё, о чём знают и что умеют. По открытым данным, вербовали пилотов упоминаемого выше Harrier, Typhoon и Tornado, а также вертолетов Wildcat и Merlin. Пилоты самолетов пятого поколения F-22 и F-35 в списках не значатся, но это не гарантирует их отсутствие в Китае. Каждый военный летчик, умеющий управлять такой техникой, в прямом смысле ценится на вес золота, особенно в странах, составляющих конкуренцию блоку НАТО. И к годовому жалованию таких уникумов можно прибавить нолик, а охранять как зеницу ока. Поэтому утверждать, что в Китае нет западных пилотов самолетов пятого поколения, не будем. А те, кто есть, могут многому научить китайских летчиков. Прежде всего, навыкам посадки и взлета с авианосца. История китайского авианесущего флота едва насчитывает более 10 лет, и за это время сложно сформировать свою школу пилотов экстра-класса. Требуется помощь. Но от кого? В России всего один авианосец, лишённый к тому же катапульты. Примерно такая же картина в Индии, с которой ещё и отношения не самые лучшие. Остаётся только перекупать натовских военных, вышедших в запас. Финансовые щупальца Китая проникли глубоко в Европу, что позволяет себя вести гораздо вольготнее, чем где бы то ни было. Каждый обученный китайский летчик – это маленький шаг навстречу присоединения Тайваня. Ну и тактические приёмы работы Королевских ВВС окажутся очень кстати, когда в заварушку вокруг Тайваня всё-таки включатся США.
Помимо обучения пилоты НАТО могут многое рассказать про тактику применения авиации на азиатском театре боевых действий. Точнее, в Китае. Если ещё точнее, то могут быть раскрыты планы превентивных ударов тактическим ядерным оружием по китайским шахтам с баллистическими ракетами. К примеру, 50-килотонными В-61-12, пару которых несут Typhoon и Tornado. А заодно китайские ПВО осознают свои «белые пятна» в круговой обороне. Поэтому вновь актуальна старая как мир истина – для кого он предатель, а для кого национальный герой. Пусть и за 240 тыс. фунтов в год.
- Автор:
- Евгений Федоров
Свежие комментарии