На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 366 подписчиков

Свежие комментарии

  • Пульхерия Djem
    Мама молодец!!!!"Мама, мы вернули...
  • Caltar
    Это Советский рубль имел обеспечение,о чём было написано на каждой банкноте,а Российский ничего не имеет,всё как и ос...Элита готовит нев...
  • Нина Владимировна
    Остроумно и здорово! Так держать!"Мама, мы вернули...

Мёртвое дитя Пентагона: как Як-141 «провернул сопло» F-35

Мёртвое дитя Пентагона: как Як-141 «провернул сопло» F-35

В июле 2016 года F-35B стал настоящей сенсацией международного авиасалона в Фарнборо. Новейший истребитель вертикального взлета и посадки несколько раз зависал перед трибунами, в «вертолётном» режиме перемещался в разные стороны, выполнял повороты. Публика была в истинном восторге от самого дорогого самолета в мире.

Однако мало кто помнит, что подобными чудесами пилотажа почти четверть века назад зрителей уже удивляли российские лётчики. Тогда, на Фарнборо-1992 перед всем миром впервые предстала гордость отечественного авиапрома — Як-141.

В то время сверхзвуковому самолёту вертикального взлета и посадки (СВПП) не удалось произвести фурора, подобного F-35, что и неудивительно. Истребитель буквально растворился в общей массе другой советской авиатехники, представленной на салоне: те же Су-27 и МиГ-29, до того времени особо неизвестные западной публике, вызывали не меньший интерес. А вид огромного Ту-22М3 и вовсе вгонял обывателя в трепет — ещё никогда простому европейскому обывателю не приходилось так близко видеть «советскую угрозу». Однако от скрупулезного взгляда специалистов «сто сорок первый» Як укрыться не смог.

inforeactor.ru

Источник фото: ru.wikipedia.org

В Советском Союзе созданием истребителя вертикального взлета и посадки ещё с середины прошлого века занималось КБ «Яковлева». Основным мотивом проектирования самолёта данного типа послужила необходимость сформировать лётные группы для тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1123. Посадочные палубы этих кораблей были слишком короткими для того, чтобы позволить размещать на них обычные реактивные самолёты. По этой причине флоту срочно требовался СВПП.

Первый «блин» советских конструкторов вышел комом — опытный Як-36, так и не пошёл в серию, но стал хорошим заделом для преемника. На Як-38 «яковлецам» удалось устранить часть недочётов предыдущей модели, однако самолёт всё-рано имел ряд серьёзных недостатков. Истребитель обладал небольшим радиусом действия, нёс недостаточное количество вооружения, а, главное, не мог превысить скорость звука. Последний фактор являлся определяющим для командования ВМФ и потому, ещё до поступления Як-38 в серийное производство КБ «Яковлева» взялось за проектирование нового СВВП.

inforeactor.ru

Источник фото: livejournal.com

Як-41 (впоследствии получивший обозначение Як-141) к началу 90-х был доведён до стадии предсерийного летающего прототипа. Истребителю удалось преодолеть скорость звука, установить сразу ряд мировых рекордов и успешно совершить несколько посадок на палубу авианосца. На момент распада Советского Союза «яковлецы» успели построить уже два лётных экземпляра нового СВПП. Однако в дальнейшем судьба самолёта сложилась весьма трагично.

В октябре 1991 года у одного из прототипов во время посадки на авианосец «Адмирал Горшков» случились неполадки с двигателем, истребитель резко потерял высоту, рухнул на палубу корабля и загорелся. Лётчику удалось катапультироваться, а вот сам самолёт восстановлению уже не подлежал. Испытательные полёты оставшегося Як-141 были прекращены, а программа сверхзвуковых СВВП, для которой авария стала роковой, вскоре закрыта. У только что образовавшегося государства банально не было средств поддержать разработку перспективного истребителя. Однако «яковлецы» отнюдь не сдались.

inforeactor.ru

Источник фото: livejournal.com

В том же году году Як-141 был представлен на авиасалоне в Ле Бурже, а уже через год, после презентации истребителя в Фарнборо, о нём заговорили уже во всём мире и, само собой, в ведущих западных самолетостроительных компаниях. Однако со временем шумиха, которую произвёл передовой проект КБ «Яковлева», улеглась и в следующий раз об Як-141 вспомнили только спустя 20 лет, когда информация о самом дорогом в мире истребителе появилась в открытом доступе.

Помпезная публичная выкатка F-35B разделила сторонников версии плагиата компании Lockheed Martin (которой и был разработан «Лайтнинг» II) на два лагеря. Первые обвиняют американцев в банальной покупке информации по советской разработке у сотрудников КБ «Яковлева». Вторые считают что создатели F-35B просто «вдохновлялись» детищем КБ Яковлева. Но те и другие сходятся в одном — Як-141 оказал самое непосредственное влияние на разработку второго «Лайтнинга». Схожесть технических решений, применённых при создании обеих самолётов поистине потрясающая, чтобы просто поверить в совпадение.

Так, силуэты Як-141 и F-35 практически полностью совпадают. Небольшое различие достигается тем, что хвостовые балки второго «Лайтнинга» вынесены назад чуть менее сильно, чем на российском самолёте, да и по размаху крыльев «американец» также немного уступает Як-141. Впрочем, данные изменения можно списать на попытки улучшить аэродинамические качества F-35. Однако это сходство ещё далеко не последнее и не самое основное.

inforeactor.ru

Источник фото: livejournal.com

Главный аргумент, который не позволяет сомневаться в том, что «Лайтнинг» II был скопирован с Як-141 — поворотное сопло маршевого двигателя. Именно оно направляет реактивную струю вниз и позволяет истребителю взлетать вертикально. Данный узел у обоих самолётов является трёхсекционным и поворачивается весьма схожим образом. Правда, кроме него, за вертикальный взлёт «американца» отвечает ещё и турбовентилятор, который питается от привода от основного двигателя. У Як-141 эту функцию выполняют ещё два малогабаритных, дополнительных реактивных двигателя. Однако и это небольшое различие в конфигурации вполне оправдывается незначительными конструкторскими изменениями. В пользу копирования конструкции Як-141 говорит и тот факт, что ни у каких других СВВП в мире система вертикального взлета не совпадает настолько схожим образом. Для примера можно сравнить совершенно разные Як-38 и «Харриер» — аналогичные по типу машины прядущего поколения, уж точно выполненные без оглядки друг на друга.

Косвенно довершает разоблачение Lockheed Martin само руководство компании, которое вовсе не отрицает тот факт, что в начале 90-х обращалось в КБ Яковлева. Конечно же американцы в открытую никогда не признаются в плагиате. Со слов представителей Lockheed Martin, первое в мире поворотное сопло было создано и испытывалось в компании Pratt & Whitney ещё в середине 1960-х годов на двигателе JT8D, которым планировали оснастить экспериментальный СВВП Convair. И якобы, именно оно послужило прообразом поворотного сопла, установленного на F-35B. Однако факты посещения специалистами Lockheed Martin российского конструкторского бюро и ознакомления с технической документацией по разработке КБ «Яковлева» указываются даже в корпоративном журнале компании Code One.

inforeactor.ru

Источник фото: livejournal.com

В сухом остатке мы получаем следующее. Вожделенный доступ к проектным данным Як-141 американцам удалось заполучить. А, значит, вряд ли в Lockheed Martin не воспользовались возможностью скопировать и переработать их, что и подтверждают сходства в конструкции. Само собой, глупо обвинять российских конструкторов в разглашении важнейшей информации: в начале 90-х руководство КБ, фактически брошенное правительством на произвол судьбы, пыталось любыми способами сохранить ценнейшее для государства предприятие. И потому, продажа технической документации (или её части) по Як-141, в то время, когда по всей стране под радостные крики с Запада утилизировались баллистические ракеты и стратегические бомбардировщики, не выглядит чем-то преступным и даже необычным. Скорее наоборот, перспективный истребитель, который тогда оказался ненужным государству, в итоге сумел принести пользу стране и стал одним из тех «спасательных кругов», благодаря которому уникальное КБ «Яковлева» осталось на плаву. 

Таким образом, несмотря на то, что по существу Як-141 и F-35B истребители двух разных поколений, совершенно отличающиеся от друг друга по электронной начинке, уровню использования «стелс-технолгий», наконец, стоимости, плагиат советского самолёта со стороны американцев просматривается более чем явным образом. И можно бесконечно долго утверждать про «вдохновение» специалистами Lockheed Martin образом Як-141. Рассуждать о том, что «великие умы мыслят одинаково», приводя в пример внешнюю схожесть созданных независимо друг от друга Ту-144 и «Конкорда», Ту-160 и B-1, Т-50 и F-22. Но факт использования идей советских конструкторов двадцатилетней давности остаётся фактом, как и F-35B — дорогостоящей и нелепейшей пародией на Як-141.

inforeactor.ru

Источник фото: livejournal.com

Автор: Евгений Просвирин

Источник фото: inforeactor.ru

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх