На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 380 подписчиков

Свежие комментарии

  • Elka
    Затулина-козла отправьте на мыло!!!!!!!!!!Не только Абхазия...
  • Маргарита Аюкаева
    У нас в городе тарифы на ком.услуги с 1 июля поднимут на 16.2 %. Зубы на полку, но Абхазии все бесплатно.1 : 0 в пользу Аб...
  • Алекс Сэм
    Да отправьте уже господина Заттуло в любое из его любимых среднеазиатских государств и до кучи лишите российского гра...Не только Абхазия...

О том, как нашей стране правильно использовать доходы от продажи нефти и газа


В комментариях к моим статьям, посвящённым зависимости нашего бюджета от курса доллара и цены на нефть, неоднократно звучало вполне разумное предложение: «Критикуешь – предлагай!». И действительно – раскритиковать существующие бюджетные процессы куда как просто, а вот что можно предложить взамен?

Почему появился НДПИ


Если совсем коротко, то после крушения СССР получилось вот что: государство по собственной воле утратило монопольное владение предприятиями нефтегазовой отрасли. Значительная часть активов перешла в частные руки, полностью либо частично. Тот же «Газпром» был акционирован, хотя значительную часть пакета акций РФ сохранила за собой.

Однако, допустив частных инвесторов к такой «кормушке», государство, естественно, не могло передать им сверхприбыли, извлекаемые из процессов добычи и реализации нефти и газа. Поэтому в дополнение к обычным налогам, взимаемым с предприятий реального сектора экономики (НДС, налог на прибыль и т. д.), наше государство ввело особые налоги для предприятий нефтегазодобычи – в историю вопроса забираться не будем, но сейчас этим налогом является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

С одной стороны, это было правильно, потому что подобного рода сверхприбыль не является заслугой частного собственника, и в данном случае государство имеет не право даже, но обязанность установить более жёсткий налоговый режим, нежели предприятиям других отраслей. Но с другой стороны, именно НДПИ заложил основу экономических катастроф 2008 и 2014 гг. и стал сильнейшим сдерживающим фактором развития нашей экономики.

Всё дело в том, что прибыль предприятий-недропользователей очень сильно зависит от стоимости нефти на международных рынках и от курса рубля по отношению к доллару. Соответственно, волей-неволей пришлось привязывать размер НДПИ к этим двум параметрам – иного выхода, пожалуй, не существовало. Тут ведь как? Государство должно было изымать именно сверхприбыли, а их размер будет от года в год различаться с учётом мировых цен на нефть и курса рубля. И если, к примеру, установить твёрдую ренту с каждой тонны добываемой нефти в рублях, то в какое-то время, когда нефть за рубежом стоит дорого, «Газпром» и Ко будут купаться в деньгах, зато когда она рухнет в цене, деятельность компании уйдёт в минус, задавленная неподъёмным при данных ценах налогом.

Сделать налог на прибыль в 90 % для компаний нефтегазового сектора? Мысль вроде бы неплохая, но нужно понимать, что в этом случае сверхприбыль таких компаний может быть израсходована на внутреннее потребление (скажем, миллиардные зарплаты, офисы из чистого золота и т. д.) – а налог будет платить с «доли малой» от реальной своей прибыли.

Сделать налог, зависящий от стоимости нефти и доллара, но взимаемый только с нефти и газа, уходящих на экспорт? Идея здравая, но тогда это уже не налог, а таможенная пошлина получается, а мы ж стремились в ВТО…

Иными словами, для того чтобы установить справедливое изъятие сверхприбыли нефтегазовых компаний в пользу государства, требовалось «привязать» расчёт налога к тем параметрам, от которых эти прибыли зависят. Это было неплохим решением конкретной задачи… Вот только к каким последствиям оно привело?

Разрушительные следствия


Во-первых, сложилась совершенно нетерпимая ситуация, когда государство получило возможность латать дыры как собственного бюджета, так и доходов предприятий нефтегазового сектора путём снижения курса рубля относительно доллара. Механизм достаточно подробно описан в предыдущей статье, нет смысла пересказывать его повторно. В любой, сколько-то сложной ситуации, нашему правительству достаточно стало просто обвалить рубль, в результате чего обеспечивалась защита и бюджета, и тех, кто играет очень значимую роль в его наполнении – нефтегазодобытчиков. Правда, достигалось это за счёт всех остальных сфер экономики и основной массы населения, ну да кого они волнуют… Правительство РФ отвечает в первую очередь за выполнение бюджетных обязательств, а вот за темпы роста экономики нашей страны с них спрашивают «постольку-поскольку». К тому же подобная ситуация полностью удовлетворяет частных акционеров компаний нефтегазодобычи. Чего ж ещё для счастья надо?

Иными словами, НДПИ и такое вот «управление рублём» создало, как это называется, зону комфорта и для правительства, и для нефтяников, в которой им хорошо и удобно, так как возникающие у них проблемы имеют сравнительно простые решения. И то, что этот комфорт достигнут ценой создания огромных проблем остальному населению РФ, их, в сущности, не волнует.

Проблема заключается в том, что большая, как это модно сейчас говорить, волатильность рубля обеспечивает нашей экономике и сравнительно высокую инфляцию, и сравнительно дорогие кредиты, и крайне низкий инвестиционный рейтинг – кто захочет вкладываться в рублёвые активы-производства в РФ, стоимость которых в ходе очередного обвала курса рубля может в кратчайший срок упасть чуть ли не вдвое в долларовом эквиваленте? Иными словами, до тех пор, пока мы не откажемся от игры курсом рубля в качестве средства латания дыр бюджета, никаких предпосылок для нормального экономического развития и роста у нас нет и не будет.

Мои слова, кстати, отлично подтверждает статистика – пока нет резких изменений курса рубля по отношению к доллару, наша экономика вполне себе неплохо развивается, что, к примеру, продемонстрировал период 2000-2007 гг. Да и после 2008 г. экономика наша, получив сильнейший удар, всё же постепенно восстанавливала позиции, только вот стоило восстановить – грянул 2014 г.

Но что до этого тому же «Газпрому»? По некоторым данным, в 2019 году средний месячный оклад работника данного нефтяного гиганта составил 110 000 руб.


Иными словами, предприятия нефтегазодобычи давно уже превратились в эдакое «государство в государстве», в котором уровень доходов может кратно превосходить средний уровень з/п по региону, где находится предприятие. Конечно, в «Газпроме» шикуют, в соответствии с блестящим высказыванием видного украинского политика – «не только лишь все» – да, кто-то получает очень даже немного, а чьи-то высокие зарплаты более чем оправданы тяжёлыми природными условиями, в которых они зарабатываются, но…

Всё это было – во-первых. А во-вторых – введение НДПИ привело к ещё одному, достаточно неприятному следствию. Дело в том, что налог этот взимается с каждой добытой тонны нефти вне зависимости от сложности, а значит и дороговизны добычи. Точнее, поправка в налоге есть, но она мизерна. В результате нефтедобытчикам стало просто невыгодно браться за разработку сложных месторождений – с учётом необходимости выплат НДПИ они нерентабельны. Таким образом, сейчас идёт «выборка» относительно дешёвых месторождений, а о том, что будет потом, такое ощущение, никто не задумывается. Ведь на их век хватит, чего уж там.

Что делать?


Решение вышеупомянутых проблем есть, и оно, в общем, лежит на поверхности.

Нужно понять и принять, что такие полезные ископаемые, как нефть и газ, не могут принадлежать частной или даже государственной компании. Они должны стать собственностью нашего народа, собственностью государства. То есть нам следует изменить саму парадигму работы нефтегазового комплекса. Любые нефть и газ, добытые на территории РФ, под которой понимаются также арктические зоны и т. д., должны являться собственностью государства.

Соответственно, предприятия нефтегазодобывающего комплекса перестанут владеть добытой ими нефтью и газом. Они должны оказывать услуги по добыче и транспортировке нефти и газа государству.

Вот, собственно, и всё.

Что этим достигается?


Во-первых, произойдёт перераспределение доходов от нефтегазового комплекса к государству. «Государств в государстве» с космическим уровнем средних зарплат больше не будет, потому что тот же «Газпром» и иже с ним станут работать по системе, более всего напоминающей предприятия ВПК. То есть им придётся согласовывать свои расходы с государством (в ВПК это делается через институт военных представителей), и будут они получать свои честные 20 % рентабельности на собственные затраты и 1 % – на услуги своих подрядчиков.

Во-вторых, вся валютная выручка за поставку нефти и газа за рубеж окажется в руках государства и бюджета. Это вроде бы должно привести даже к ухудшению ситуации – теперь-то ведь у бюджета будет ещё больше искушения играть курсом рубля. Но – не приведёт, и вот почему.

Описанные выше действия сосредоточат валютную выручку в руках государства, значительно увеличивая долю валютных поступлений в доходной части федерального бюджета. Соответственно, теперь даже совсем небольшое снижение курса рубля обеспечит куда более высокую доходность бюджета, то есть обваливать рубль на десятки процентов станет просто не нужно. А кроме того, «ронять» курс рубля уже нельзя будет безнаказанно. Ведь компании-нефтегазодобытчики теперь не будут иметь валютной выручки, соответственно, от снижения курса рубля будут страдать, как и все. А это создаст риски их банкротств, что будет чревато снижением добычи нефти и газа и падения доходов государства.

Иными словами, в предлагаемой схеме:

1. Пополнять бюджет можно будет куда меньшими колебаниями курса рубля;

2. Правительственным чиновникам придётся всякий раз задумываться, стоит ли пользоваться этим инструментом вообще, не обанкротит ли он нефтегазодобывающие предприятия, потому что если обанкротит – бюджет рухнет, и тогда уже с чиновника спросят за это по полной программе;

3. Собственники предприятий нефтегаздобычи станут сильнейшими лоббистами против понижения курса рубля, потому что теперь, когда валютной выручки у них больше не будет, это понижение станет играть против них ровно так же, как и против почти что всего остального бизнеса РФ.

Это всё было – во-вторых. Ну а в-третьих, государство получит сильнейшие рычаги сдерживания инфляции. Именно оно теперь будет продавать и нефть, и газ на внутреннем рынке, именно оно сможет устанавливать и контролировать цены на такую продажу. Таким образом, государство получает дополнительный инструментарий управления доходной части бюджета и влияния на экономику в целом.

Иными словами, сегодня повысить рублёвые поступления в бюджет от НДПИ можно только одним способом – уронив рубль. А в предлагаемой системе можно будет добиться того же эффекта значительно меньшим изменением курса рубля: можно чуть уронить курс, но при этом чуть поднять цены продаж на внутреннем рынке или, быть может, просто распечатав «кубышку» резервных фондов. Потому что, конечно же, от «бюджетного правила» в новой системе взаимоотношений отказываться нельзя. Смысл его в том, что в бюджет должно поступать только часть доходов от экспортных продаж нефти, и если цены на нефть выше определённого уровня, то «избыточная» выручка откладывается про запас, «на чёрный день» в резервный фонд. А вот когда цена на нефть резко падает – кубышку можно и распечатать.

В-четвёртых, у предприятий-недропользователей появится стимул разрабатывать сложные и дорогие месторождения. Ведь чем больше их затраты – тем больше прибыли они смогут заработать. Теперь их придётся «оттаскивать за уши» от таких месторождений, а вот разработка сравнительно лёгких мест залегания нефти и газа станет для них менее выгодной. Если заказ от государства на добычу нефти установлен в тоннах, то чем меньше затрат на заданный объём предприятие понесёт – тем меньше получит прибыли. Тут, конечно, напрашивается возражение, что нефтегазовики будут раздувать затраты на ровном месте… Конечно же, будут. Но с такими государство в последнее время научилось неплохо работать в рамках исполнения Гособоронзаказа. Отдельные перегибы будут, но в целом ситуация улучшится.

В-пятых, у государства появится ещё одна возможность балансировать свой бюджет. Скажем, пока цены на нефть высоки, разрабатываются в первую очередь сложные, дорогие месторождения, что влечёт за собой, конечно, дополнительные затраты на оплату предприятий-добытчиков, однако это покрывается высокими мировыми ценами на нефть. А вот когда эти цены резко падают, то можно «расконсервировать» добычу из «лёгких» месторождений, где затраты минимальны. Понятно, что данный инструмент имеет множество ограничений, но он всё-таки будет.

В-шестых, сейчас у наших нефтегазодобытчиков навалом валюты, так что они предпочитают закупать импортное оборудование. Если же их выручка станет рублёвой, то это станет драйвером развития соответствующих производств в Российской Федерации – теперь в долгосрочной перспективе станет выгодным покупать именно у российского производителя.

Национализация нефти и газа приведёт нас к росту бюджетных средств, стабилизации курса рубля, создаст отличные предпосылки для снижения инфляции, так как изменения цен на топливо будут иметь куда более предсказуемый характер, и прочее, и прочее. Но…

Мечтать не вредно


Всё дело в том, что сегодняшняя власть на столь принципиальные изменения не пойдёт никогда. Им этого просто не надо, потому что существующая система для неё более чем удобна, не говоря уже о том, что национализация нефти и газа очень сильно ударит по карману частных собственников компаний нефтегазового комплекса.

Да, если бы власть на это решилась – этим самым собственникам пришлось бы, сжав зубы, смириться. Но существующая иерархия власти, как уже было сказано выше, находится в зоне комфорта – ведь чтобы заработал описанный мною выше механизм, нужно будет много работать и нести немалую ответственность за результаты своего труда. А зачем это делать, если их проблемы сегодня решаются «на раз» простым обваливанием курса рубля?

Одна из аксиом науки управления людьми – руководитель не должен давать своим подчинённым застаиваться в зоне комфорта. Он должен выводить их из этой зоны так, чтобы вернуться в неё они могли, лишь как следует поработав и добившись поставленных перед ними целей. Но кто выведет из зоны комфорта правительство РФ? Увы, сегодня этого сделать некому.

И потому мы обречены брести в никуда – именно в этом направлении ведёт нас сегодняшняя экономическая политика нашего государства.

Но если так, то зачем мы говорим об этом?


«Тогда для чего ты всё это пишешь, автор?!» – может задать вопрос читатель. Отвечаю. Я стремлюсь рассказать и показать, что существующий в РФ «миропорядок» – не догма, он не идеален и может быть изменён к лучшему. Если наше общество проснётся, если проникнется соответствующими идеями, тогда рано или поздно сработает один экономический закон, который доказывал свою незыблемость на протяжении многих веков существования человечества. Звучит он так:

Спрос рождает предложение

Говоря проще, если общество будет желать чего-то, то рано или поздно появится политическая сила, которая захочет удовлетворить эти желания. Вполне возможно, что отнюдь не из благих побуждений, а из вполне себе своекорыстных – обеспечить себя поддержкой электората, например. Но так ли это важно, в конце-то концов?

Сегодня, увы, такой силы нет. КПРФ совершенно обессилела, ЛДПР, несмотря на хлёсткие реплики некогда молодого ещё Жириновского, никогда и не была оппозиционной партией, ну а про Навального и ему подобных говорить всерьёз как о политиках совершенно невозможно. Их уровень – это местечковые митинги, ни на что большее они неспособны. Дай таким людям власть – и в лучшем случае они разбегутся в ужасе от свалившейся на них ответственности. В худшем же – попробуют порулить и тем развалят государство.
Автор:
Андрей из Челябинска
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх