Возрождение автомобильного бренда "Москвич" вызвало у некоторых оторопь: как, в Москве всё ещё что-то производят? Да, бывший АЗЛК, впоследствии завод Renault на драгоценной земле Волгоградского проспекта переходит в руки города и не будет закрываться – наоборот, столичные власти рассматривают возможности расширения производства после решения первых неотложных проблем.
От репутации не спрятаться
Проект "Большая разница", известный пародиями на знаменитые фильмы, как-то выпустил переделку неплохого мюзикла "Стиляги". Называлась она "Работяги", и если в оригинале герои обнаруживали, что в Америке нет стиляг, то в пародии ключевая фраза звучала так:
Я был в Москве… там нет работяг.
Эта шутка обрекла ролик на успех: вся русская провинция увидела в ней воплощение своих вековых претензий к столицам. Как и в охлобыстинском боевике "Соловей-разбойник", самой популярной стала страшная клятва "москвичкой буду" в значении "ниже опуститься уже некуда".
И нельзя сказать, что авторы, эксплуатирующие такие шаблоны, неправы: действительно, по доле услуг в экономике Москва находится на первом месте среди регионов России и приближается к лучшим (на самом деле худшим) образцам государств-офисов типа Швейцарии и государств-пляжей типа Кипра. Ещё в 1990-х годах, после цепочки закрытий и выводов нескольких знаковых производств многие стали считать, что Москва – этакий спальный регион России, где в зловещих башнях Сити сидят управленцы и "качают бабки" из страны.
Это и так, и не так. Башни действительно зловещие, но вот движение "бабок" как минимум разнонаправленное.
Сначала давайте вспомним некоторые знаковые производства, которые мы действительно потеряли.
- Застраивается гигантская территория завода ЗИЛ.
- Легендарный телевизионный завод "Рубин" стал ещё более легендарной "Горбушкой".
- Король чёрной металлургии завод "Серп и Молот" на шоссе Энтузиастов застраивается хуснуллинками.
- Бывшая кондитерская фабрика "Красный октябрь" пестрит ночными клубами с посетителями известной ориентации.
- Нет Второго часового завода "Слава" на Ленинградском проспекте – на его площадке функционирует технопарк и планируется большое строительство. Часы бренда производят в Чистополе и Пензе.
- Нет станкостроительного завода имени Орджоникидзе на Ленинском проспекте.
- На месте электрозавода "Динамо" на Ленинской слободе – бизнес-квартал.
- Мёртв Тушинский машиностроительный завод.
- Бизнес-центр функционирует в здании бывшего Московского газового завода в Нижнем Сусальном переулке.
- Дотянулись и до святого – ликёро-водочный завод "Кристалл" перенёс производство в Каширский район Подмосковья. На месте завода возводится жилой комплекс.
ЗАВОД "КРИСТАЛЛ" В 2010 ГОДУ. ФОТО: SERGEY ASHMARIN / WIKIMEDIA.COM
Справедливости ради отметим, что под раздачу поколения "эффективных менеджеров" попали не только ценные, но и отжившие своё производства, наследники неторопливой брежневской системы, исключавшей быстрые ответы на вызовы времени. "Ржавый пояс" Москвы, располагавшийся в окрестностях нынешнего МЦК, уже к 1990-м годам представлял собой довольно печальное зрелище. Современные заводы в большинстве своём выглядят куда приличнее.
Правда и в том, что многие предприятия из числа крупнейших в стране действительно зарегистрированы в Москве, хотя ведут основную деятельность в других регионах ("Роснефть", "Лукойл", "Фосагро", Трубная металлургическая компания) – поэтому, в частности, столица занимает первое место в России по экспорту полезных ископаемых, хотя кроме песка из нескольких карьеров в Новой Москве сама ничего не добывает.
Но при этом по несырьевому неэнергетическому сектору Москва тоже занимает первое место в России – и это не феномен и не капризы статистики. Это результаты работы промышленного центра, которым Москва остаётся до сих пор.
Москва между жизнью и смертью
Сколько в Москве работяг в обыденном понимании этого слова (есть ещё значение, близкое по смыслу к "трудоголик"), хорошо известно – порядка 700 тысяч. Не в каждом регионе вообще наберётся столько трудоспособных людей.
Столичные работяги работают на 3000 промышленных предприятиях, три четверти из них – малые, остальные средние и крупные.
Их усилиями в столице производится 13,2% (более чем 1/8) общероссийского объёма продукции предприятий несырьевых отраслей. И 22% всего русского несырьевого экспорта. До начала спецоперации продукция шла, на секундочку, в 186 стран. То есть московское покупал весь мир.
По экспортным направлениям Москвы мы видим следующие доминирующие статьи:
- нефтехимия;
- агропромышленная (главным образом пищевая) продукция;
- механическое оборудование и техника;
- автотехника;
- оптика и медицинская техника;
- расфасованные лекарства.
Как и русский герб, московская промышленность смотрит сразу в две противоположные стороны. Её самые сильные отрасли – жизнь и смерть, точнее, питание и оружие.
В столице очень сильная "оборонка" – её удалось отстоять в лихие девяностые. Здесь сохранилось и создано более 300 оборонных производственных и научно-исследовательских предприятий, работающих в области авиастроения, космоса, приборостроения, радиоэлектроники и атомной энергетики.
В Москве всегда любили хорошо поесть (ещё один укор от "остальной России"), и пищевое производство в городе развито лучше, чем где-либо ещё в стране.
Иногда программы работают
Отдельно стоит выделить Особую экономическую зону технико-внедренческого типа "Технополис Москва" – статус её резидента даёт возможность не платить налог на землю, имущество и транспорт, а налог на прибыль снижен до 2 процентов. Также в списке преференций для 96 компаний, работающих на трёх площадках ОЭЗ, – беспошлинный импорт и льготные условия для аренды и выкупа земли. Понятно, что при таких условиях "Технополис" показывает результаты, сравнимые с безусловным лидером ОЭЗ в России – татарстанской "Алабугой". Специализируется столичная экономическая зона на микроэлектронике, развеивая ещё один миф – об отсутствии этой промышленности в России.
ПЛОЩАДКА ТЕХНОПОЛИСА НА БАЗЕ АЗЛК. ФОТО: TECHNOPOLIS MOSCOW / WIKIMEDIA.ORG
Огромную роль в этом прогрессе сыграла программа поддержки инвесторов в реальном секторе экономики, которая действует в Москве с 2016 года. Активно инвестирующие компании, которым присвоены статусы технопарка, промышленного комплекса, якорного резидента технопарка, могут снизить региональную налоговую нагрузку на 17−25%. Аналогичный механизм действует и в отношении новых инвестиционных проектов. Это очень существенная помощь, которая в сочетании с другими мерами поддержки притягивает промышленность, не давая ей растечься по Московской области или уйти в столицы соседних регионов. Которые, между прочим, тоже не стоят на месте и своими силами борются за производителя: наиболее "опасна" здесь Калуга.
За пять лет существования программы объём инвестиций только от крупных предприятий (со статусами промкомплекса, технопарка, якорного резидента) составил 108,5 миллиарда рублей. Это равно годовому бюджету целого Хабаровского края или Волгоградской области.
Да и вообще, объём налоговых поступлений Москвы почти в четыре раза превышает сумму налоговых доходов второго среди лидеров – Московской области. Понятно, что здесь платят "Магнит" и X5 Retail Group, Сбербанк и "Транснефть", МТС и "Вымпелком", РЖД и "Металлоинвест". И всё же доля вклада производства, работающего непосредственно в столице, растёт с каждым годом. Навскидку перечислим несколько крупных налогоплательщиков-производителей с громкими именами:
- Бабаевский кондитерский комбинат
- Завод "Маяк" (радиоэлектроника военного и двойного назначения)
- Лианозовский молочный комбинат
- Микояновский мясокомбинат
- Московский завод электроизмерительных приборов
- Московский нефтемаслозавод
- Московский нефтеперерабатывающий завод
- Московский шинный завод
- Московский эндокринный завод
- МТЗ "Трансмаш" (тормозное оборудование)
- Пиво-безалкогольный комбинат "Очаково"
Что с того?
На самом деле нарисованная картина не такая уж радужная, даже в хорошем смысле этого слова. Мы только что доказали, что активно застраиваемая Москва всё равно остаётся крупнейшим производителем страны – и это серьёзный вопрос к остальным 84 регионам, да и в целом к экономическому устройству страны. Что с нами не так, почему только в 5-6 областях, краях, республиках реально собрать инвестиции под хорошие промышленные проекты?
У нас есть доминанта юга – Краснодарский край, доминанта северо-запада – Петербург с областью. Есть поволжский лидер Татарстан, уральский – Свердловская область (у Царьграда немало вопросов к обоим)… И, собственно, всё. Даже Приморский край при всём объёме федеральных инвестиций не в состоянии тянуть за собой Дальний Восток. Проблема системная, и корни у неё очень глубокие.
Но говорить о том, что офисная Москва паразитирует на работягах из глубинки, как видим, не приходится. Хотя бы это обвинение с нашей столицы давно пора снять.
Свежие комментарии