АЛЬГИРДАС МИКУЛЬСКИС
На Генассамблее ООН одобрили резолюцию, согласно которой Россию будут грабить. То есть обяжут выплачивать репарации Украине. За принятие документа выступили 94 государства, против – 14. Остальные воздержались. Русская делегация уже признала постановление юридически ничтожным, но что будет дальше?
Ведь наши замороженные Западом активы оцениваются более чем в 300 млрд долларов.Шкура неубитого медведя
Эта история началась вскоре после старта нашей специальной военной операции, когда в марте США и ЕС прибрали к рукам, изящно назвав это "заморозкой", часть русских золотовалютных резервов, хранившихся в западных банках. А это порядка 300 млрд долларов плюс ещё примерно 100 млрд частных активов и средств компаний. Тогда, на волне всеобщего воодушевления от первых военных успехов, этот "гоп-стоп" ещё не казался чем-то серьёзным – огромные деньги ведь просто "заморозили", а не конфисковали.
Видимо, по этой причине Россия даже не приостановила выплату долгов странам-грабителям и не обошлась зеркально с их активами на своей территории. Да и виднейшие наши экономисты, такие как, например, президент Фонда экономических исследований Михаил Хазин, в те дни не увидели особых проблем в случившемся:
…если они захотят каких-то нормальных отношений – им придётся эти деньги вернуть. Что они сейчас с ними делают – это нам неинтересно – это их доллары. Но они нам их вернут в полном объёме. То есть разговоров о том, что "мы их потратили", быть не может. Либо они возвращают всё в полном объёме, либо дискуссия с ними заканчивается. По этой причине я не вижу тут никаких особых проблем.
Конечно, говорить, что столь авторитетный специалист ошибся в своих прогнозах, пока рано, однако резолюция ООН принята, да и без неё некоторые европейские игроки уже начали делёжку шкуры ещё живого медведя. Польша вот средь бела дня взяла да и "национализировала" акции "Газпрома", изъяв их у оператора "EuRoPol GAZ", владеющего польским участком газопровода "Ямал–Европа" и являющегося совместным предприятием "Газпрома" и польской PGNiG. Причём обставлено всё было крайне "интеллигентно", по-европейски… Мол, этот шаг
…необходим для сохранения оказания услуг общественного характера в рамках деятельности этого предприятия, а также для защиты экономических интересов государства.
Погрела руки на русском имуществе и Германия, присвоившая компанию SEFE, которая ранее называлась Gazprom Germania и являлась дочерним предприятием "Газпрома".
Почему за восемь месяцев "беспредела" – простите, но ничего, кроме уголовного жаргона, в этой ситуации в голову не приходит – мы ничего не изъяли у того же Siemens или Boch? Ах, да! Это бы противоречило "международным правилам"! Ну что ж. Правила мы соблюли. Теперь, видимо, будем считать убытки. Которыми всегда заканчивается дело, если играть с шулерами по правилам.
Друзья и сочувствующие
Впрочем, говорить, что резолюция непременно будет воплощена в жизнь, пока не время. Хотя бы потому, что подобные решения ООН не имеют обязательной силы и носят характер рекомендаций. Но даже при этом условии в юридическом аспекте там всё совсем неладно. О чём и заявил постпред России в организации Василий Небензя:
С юридической точки зрения положения проекта не выдерживают никакой критики, являются юридически ничтожными и попыткой легализовать нелегализуемое с точки зрения действующего международного права.
Так кто же и как проголосовал? Сторонники репараций понятны и ожидаемы: США, страны ЕС со своей "блоковой дисциплиной", Великобритания, сама Украина, ну и прочие, так или иначе находящиеся в вассальной зависимости от Штатов государства.
Гораздо интереснее список тех, кто высказался против. Его возглавил Китай. Также сказали "нет" Белоруссия, Багамы, Куба, КНДР, Зимбабве, Эритрея, Центральноафриканская республика, Эфиопия, Иран, Мали, Никарагуа, Сирия.
Но самым занятным представляется перечень воздержавшихся! Индия, Бразилия, среднеазиатские республики бывшего СССР, Египет, Индонезия, Саудовская Аравия, ОАЭ… Всего 73 страны, среди которых, кстати, и Израиль. Что вполне объяснимо его натянутыми отношениями с Украиной, возникшими по причине отказа поставлять Киеву летальные вооружения. Ну и вызванной данным отказом антиизраильской позицией украинской делегации на недавнем голосовании по резолюции, направленной против еврейского государства.
Таким образом, мир в своём отношении к инициативам Запада разделился практически поровну. На тех, кто активно против России и тех, кто либо за неё, либо как минимум не против. Заметьте, про Украину речи не ведётся вообще. Как это обычно и бывает с объектами международной политики, а не с её субъектами.
Напрасны ли американские хлопоты?
Эксперты солидарны во мнении о том, что принятая резолюция является решением не Организации Объединённых Наций как таковой, а лишь её Генеральной Ассамблеи, что не влечёт за собой абсолютно никаких юридических последствий. Вот как оценивает документ, например, политолог, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве России Геворг Мирзаян:
Никакого практического воплощения это решение не будет иметь и не должно иметь. Это – раз. Два – впервые, если я не ошибаюсь, за антироссийское решение такого рода в ходе этой войны отдало голос столь малое количество стран – 94. И это, на самом деле, очень важно. Это показывает, что постепенно, несмотря на некоторые наши неудачи на фронте в ходе этой осенней кампании, постепенно ситуация меняется в международном пространстве.
Страны всё больше и больше устают от этой войны. И в том числе от неадекватных западных требований в отношении Российской Федерации. А репарации – это именно неадекватное требование. Поэтому, в принципе, это решение ООН, несмотря на то что там оно вроде бы принято большинством голосов, нужно рассматривать как такую российскую промежуточную победу.
Согласен с этой точкой зрения и политолог из Санкт-Петербурга Юрий Светов:
Я считаю, что это никакого юридического значения не имеет. Это продолжение линии Соединённых Штатов – использовать ООН и другие международные организации как площадку, где без конца Россию осуждают, призывают к изоляции, к наказанию и так далее. Мы вспомним, сколько членов в Организации Объединённых Наций – более 200. Какое большинство голосов? 94 страны – это даже не половина.
Так то, конечно, всё "ровно" и правильно. Однако…
Что с того?
Как бы ни хотелось нам всем быть уверенными в том, что оптимизм политических экспертов имеет под собой основания, мысль о "замороженных" русских деньгах никуда из политической повестки не исчезает. И есть реальные опасения, что Россия их больше не увидит. Новая реальность такова, что, будучи даже тысячекратно правым со всех сторон, тот, на которого ополчился Запад, рискует остаться ни с чем – методы у них найдутся.
Что делать? В нашем случае – выигрывать спецоперацию. Да, трудно. Да, придётся мобилизовать все силы. Но без этого – никак. На кону стоит уже не наше международное реноме и, по большому счёту, даже не деньги, а сама Россия.
Свежие комментарии