Свою последнюю Пасху в земной жизни 20 апреля 1919 г. архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр встретил вместе с Верховным правителем России адмиралом А. В. Колчаком на праздничном богослужении в Успенском кафедральном соборе. Последнюю, потому что в феврале следующего года оба погибли. Сохранились воспоминания присутствовавших на этом богослужении лиц.
Томас Генри Джеймсон (1880–1970) – генерал-майор английской королевской морской пехоты. В период Гражданской войны в чине капитана принимал участие в боевых действиях на Каме в составе экспедиции добровольцев-англичан, воевавших на стороне адмирала Колчака. Возвращаясь из мест боевых действий, дважды проследовал через столицу белой Сибири. В своих мемуарах он пишет:
«19 апреля лейтенант Берн и я побывали на концерте, устроенном Гэмпширским полком в местном театре, а к 11 часам вечера пошли в самый большой собор (Успенский кафедральный. – А. Л.) на полуночную православную службу. В русских церквях нет скамей, огромное здание было так плотно набито людьми, что к началу службы трудно было пошевелить пальцем. Хор занял свои места. Затем вышли священники с длинными бородами, в разукрашенных золотом головных уборах и великолепных одеждах. Служба началась пением. Не было никакой музыки, но пели прекрасно, собор наполнила незабываемая гармония голосов. Это было очень впечатляюще.
Затем мы все вышли из собора, торжественным шествием обошли его и вновь вошли для окончания службы. Главный священник (архиепископ Сильвестр. – А. Л.) стоял на возвышении. В полночь он поднял руки над головой и провозгласил громким и звучным голосом: «Христос воскресе», – и все ответили русской фразой, выражающей радость от этой вести. Раздался громовой звон колоколов, люди целовались, зажигали свечи и пробирались к выходу, чтобы идти домой. По обе стороны ступеней храма было выставлено множество пирогов и огромных булок, покрытых розовой глазурью. Их покупали и давали нищим, с радостью принимавшим дары.
Каждый из людей, шедших по деревянным тротуарам, держал зажженную свечу, прикрывая пламя ладонью. Если свеча гасла, следующий прохожий зажигал ее от своей. Вероятно, эти свечи ставили потом под домашними иконами. Двери были открыты, столы уставлены едой. Три праздничных дня быстро пролетели, оставив ощущение настоящего счастья. На улицах многие гостеприимно приглашали нас зайти к ним в дом. Единодушный порыв, великолепие одежд и золотых головных уборов священников, чудесное пение оставили незабываемое впечатление об этом вечере в Омске...»
Николай Васильевич Устрялов (1890–1937) – юрисконсульт при Управлении делами Верховного правителя России, а затем директор пресс-бюро отдела печати колчаковского правительства. В 1916–1918 гг. – приват-доцент Московского и Пермского университетов. По политическим взглядам – кадет. После разгрома белого движения эмигрировал в Китай, преподавал в Харбинском университете. В 1935 г. возвратился в Москву. Находясь в изгнании, подготовил к публикации рукопись «Белый Омск». Из неё мы и предлагаем читателю отрывок:
«Омск, 1919 год. 13–14 апреля. Вербное воскресенье. Тепло, на улицах бурные ручьи, на перекрестках – озера, шумно, солнце. Сегодня долго сидел у окна, смотрел, как мальчишки устраивали запруды, и как прорывалась через них вода и уносила комья снега, и как один мальчишка-гимназистик продал другому за полтинник бабку, и т.д. 19 апреля (Великая Суббота)... Вчера в два часа дня был в соборе. Торжественная служба в присутствии Верховного правителя, министров и «чинов до четвертого класса включительно». Прошел удачно и стал напротив этих особ, совсем недалеко от адмирала. Всматривался, как и все, в его лицо. Физиономия не совсем русского типа. Интересные черты. Худой, сухой какой-то, быстрые черные глаза, черные брови, облик, напоминающий собою хищную птицу... Если вдаваться в фантазию, можно, пожалуй, сказать, что чувствуется на этом лице некая печать рока, обреченности...
За всю службу он перекрестился всего один раз, да и то как-то наскоро, небрежно, да еще в конце, когда прикладывался к плащанице, дважды опустился на колени и крестился уже, кажется, как следует... По окончании Правитель обошел войска, выстроившиеся на площади перед собором, и уехал на автомобиле. Приятно все-таки, что опять Пасха – праздник, открыто чтимый самим государством, радостное торжество. Не то, что в прошлом году...»
Автор: Александр ЛОСУНОВ, историк-краевед
Свежие комментарии