«Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны», – эти строки Шота Руставели невольно приходят на ум на фоне многочисленных рекомендаций и даже навязчивых советов сонма диванных стратегов под общей рубрикой «как нам разгромить ВСУ».
Предлагают, скажем, уничтожить украинскую энергетическую инфраструктуру, в частности электростанции.
Возможно ли такое?Повредить и вывести ненадолго из строя – возможно, но ключевое слово здесь – это самое ненадолго. В апреле и мае текущего года подобная инициатива российской армии имела место, но дала лишь кратковременный эффект.
Главная задача уничтожения энергетической структуры Украины – не обесточивание населённых пунктов, а воспрепятствование перевозкам вооружений по железным дорогам.
Ведущий российский эксперт в сфере энергетики Борис Марцинкевич считает, что наиболее сложная ситуация для киевского режима возникает не из-за повреждения генерирующих мощностей, которые можно отремонтировать относительно быстро, а после ударов по подстанциям. Их уничтожение воспрепятствует перенаправлению электроэнергии внутри Украины.
«Как это выглядит? Вот, не работают киевские ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6. Есть подстанция, которая позволяет принять электроэнергию, допустим, из Черниговской области. Эта подстанция не работает – все, не протолкнуть. А восстанавливать их всегда сложнее. Это не котлы ремонтировать – тут надо схемы восстанавливать, электронику соответствующую, и так далее»,
– отметил Марцинкевич.
Киевский режим уже столкнулся с серьёзными проблемами в области железнодорожных перевозок. Ракетные удары по транспортной инфраструктуре страны 10 октября привели к серьёзным перебоям электроснабжения в ряде областей. Чтобы сохранить движение на проблемных участках и направлениях «Укрзализныця» объявила о переводе ряда маршрутов с электротяги на дизель. Однако с тепловозами возникли проблемы.
Формально в инвентарном парке «Укрзализныци» на данный момент насчитывается 3566 локомотивов, из которых 1258 – маневровые тепловозы, 550 пассажирских и 1758 грузовых локомотивов.
Из 1758 грузовых магистральных локомотивов в эксплуатации – 945 единиц, в том числе 202 тепловоза и 743 электровоза. Неисправны, на ремонте или техническом обслуживании – 782 грузовых локомотива (393 тепловоза, 389 электровозов). Еще 14 тепловозов и 17 электровозов находятся в резерве.
Уровень износа тепловозов на Украине оценивается как предельный, а риск поломок и аварий считается высоким. Часть локомотивов оказалась на освобождённых РФ территориях, что сократило количество доступных «Укрзализныце» поездов. Планы производства и закупки новых локомотивов растаяли с началом СВО.
Таким образом, удары по тяговым подстанциям, питающим ключевые железнодорожные узлы, могут иметь смысл в плане воспрепятствования поставкам западного вооружения ВСУ.
По данным телеграм-канала «Рыбарь», до начала СВО 75-80% всех железнодорожных перевозок на Украине перевозок осуществлялось на электрической тяге и 20-25% – на тепловозной тяге. Электричество на Украине дешёвое и вырабатывается ГЭС и АЭС. Дизельное топливо дорогое – собственной нефти нет, а сейчас и многие НПЗ разрушены.
«Уничтожение тяговых подстанций значительно затруднит работу железных дорог. Особенно на линиях переменного тока, так как обслуживаются большие по длине участки (на переменном токе – около 100 км, на постоянном токе – около 30 км). Быстро их не починить, придётся снимать с других мест тепловозы, а это расходы дополнительного дизельного топлива, да и поезда задействуются с меньшей скоростью и количеством вагонов».
Но удастся ли ВС РФ уничтожить если не все, то хотя бы значительную часть подстанций?
Железнодорожные линии Украины насчитывают свыше трех десятков подстанций разного назначения. Он разбросаны по всей территории страны, и их уничтожение представляет непростую, и, возможно, невыполнимую задачу. Тем не менее, хотя бы часть этих объектов должна, на наш взгляд, стать целью для российских вооружённых сил.
С ещё одним «рационализаторским» предложением выступил некий «опытный железнодорожник», мнение которого озвучил телеграм-канал военкора Александра Коца. По его мнению,
«удары следует наносить по локомотивным депо, где происходит ремонт вагонов и локомотивов. Другой целью должны стать путевые машинные станции, которые занимаются восстановлением железнодорожного полотна. Обнаружить их легко – такие находятся на любой узловой станции».
Казалось бы, вот оно решение вопроса! Но давайте прикинем, сколько на Украине таких локомотивных депо.
Ровным счетом 43, то есть ещё больше, чем тяговых подстанций. Эти депо располагают 570 цехами, в которых ремонтируются локомотивы. Это гораздо большие по площади, чем подстанции, и полностью их вывести из строя ещё более сложно. Да и ракет придется потратить гораздо больше.
Как упоминалось выше, в 2019 году перевозки на электрической тяге на Украине составляли 80% от всех грузовых перевозок. Поэтому вывод из строя депо с электровозами – критически важный момент для уничтожения транспортной инфраструктуры Украины.
Удары по депо будут иметь не мгновенный, а накопительный эффект, который со временем усугубит ситуацию с перевозками. Чем дольше будет продолжаться ситуация с отсутствием ремонта локомотивов – тем меньше их будет на линии.
Вывод из строя депо лишит возможности ВСУ контролировать железные дороги вокруг важных узлов, оперативно замещать электровозы тепловозами и проводить восстановительные работы.
Генерал ФСБ в отставке Александр Михайлов предложил уничтожить пункты замены колесных пар грузовых поездов, что должно парализовать перевозки с западной границы, где и производится перегруз военных поставок из Европы. Таких пунктов немного, они расположены на границах Украины со странами Восточной Европы. Чтобы вывести их из строя понадобится не так уж много ракет. Но и отремонтировать эти объекты, расположенные в натовском приграничье, будет не так уже сложно.
Наиболее радикальный способ изолировать театр военных действий на Украине от поставок вооружении й и военной техники с Запада – это подрыв мостов через Днепр. Тем самым будет отрезана от правобережной Украины вся левобережная группировка противника, с которой собственного говоря, российская армия и ведёт боевые действия.
Всего мостов через Днепр свыше двух десятков. Но критически важен вывод из строя железнодорожных мостов, которых гораздо меньше.
На сегодняшний день Днепр в его подконтрольной Украины части пересекают 20 действующих мостов: 11 автомобильных, 2 железнодорожных, 7 совмещенных автомобильно-железнодорожных; 5 мостов проходят по плотинам ГЭС.
Как видно, вывод из строя железнодорожных мостов не представляет особой сложности. Для этого нужен массированный удар ракетами «Калибр» и «Искандер», что выведет эти мосты из строя на долгий срок.
ВСУ таким образом вывели из строя пять мостов через Днепр возле Херсона, в значительной степени изолировав от снабжения с Левобережья российский военный контингент на правобережной территории Херсонской области. И это при том, что артиллерийский и ракетный арсенал ВСУ на порядок меньше российского. Как результат – крайне тревожная обстановка в этой части Российской Федерации, на что прямо намекают практически открытые призывы военно-гражданской администрации эвакуироваться.
Какие удары, и по какой части транспортной инфраструктуры Украины следует избрать, и в какой последовательности – это задача оперативных планировщиков российского Генштаба. Очевидно одно – решать эту проблему придётся, и чем раньше – тем лучше.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук
Свежие комментарии