На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Фадеев Сергей
    Всё правильно, не хотят жить по зконам РФ, гнать их всех "поганой" метлойЗвериная ярость: ...
  • Лидия Лидия
    Жаль, что нельзя за смерть наказать тоже смертью...Звериная ярость: ...
  • Евгений Алексеенко
    Это власть довела РФ до такого состояния,что русских убивают,стыд и позор гаранту.После ударов ножом 17-летний Игорь ...Звериная ярость: ...

«Барбаросса» на Балтике

Корма немецкого корабля. Сейчас моряки спихнут мину в воду.
За четыре дня до начала войны, когда план «Барбаросса» должен был войти в жизнь, кригсмарине предприняла практически первые военные действия. В этот день началась постановка минных заграждений.

«Вартбург»


Задача была доверена начальнику Северной группы миноносцев (Chef der Minenschiffgruppe Nord) капитану второго ранга Гансу-Каспару фон Шёнермарку. В течение трех ночей, начиная с ночи с 18 на 19 июня, вспомогательные минзаги «Пройссен», «Скагеррак», «Версаль» и «Гриле», а также шесть больших тральщиков типа М-35 с базы в Пиллау, поставили 1500 морских мин и 1800 минных защитников. Так возникли минные поля, которые условно назвали «Вартбург I», «Вартбург II» и «Вартбург III». Они простирались от южного побережья о. Эланд до советско-германской границы. Мины также были выставлены вокруг портов и рейдов Мемеля, Пиллау и Кольберга.

Это были типично оборонные заграждения, которые не оправдали возложенных на них надежд и оказались полностью бессмысленным мероприятием, так как на начальном этапе войны советские подводные лодки не появлялись в тех водах. Мало того – на минах заграждений «Вартбург» подорвались несколько немецких кораблей и судов.

Постановка минных заграждений в Балтийском море сама по себе уже шаг явно недружественный по отношению к СССР, так как Германия не находилась в состоянии войны ни с одним балтийским государством, а отношения с Финляндией и Швецией складывались очень хорошо. Германскому флоту в базах южной Балтики ничто не угрожало, и постановка мин в центральной части Балтийского моря могла быть оправдана только стремлением обезопасить их на случай войны с Советским Союзом.

Но одновременно с постановкой заграждений «Вартбург» было принято решение провести подобную, но уже наступательную операцию. Она должна была парализовать действия советского флота в первый день войны, блокировать его в Финском заливе и воспрепятствовать его развертыванию на Балтике. Операция была назначена на вечер накануне войны, то есть на 21 июня.

Постановка мин началась с закатом. И хотя при этом занятии германские корабли приблизились к северной оконечности острова на три с половиной мили и даже установили зрительный контакт с советскими кораблями, те так и не вскрыли истинную причину пребывания иностранных кораблей в близости от советских берегов. В 2:31, правда, прилетели два советских самолета, которые обстреляли непрошеных гостей, но это, скорее, было похоже на случайный инцидент, чем на вскрытие секретной операции, которую выполняла группа «Север».

«Кобра»


Похоже дело обстояло и с группой «Кобра».

В неё тоже входили реквизированные пассажирские суда «Кобра», «Кайзер» и «Кёнигин Луизе», реквизированные у компании «Гамбург – Америка Лайн». Им оставили силуэты гражданских судов, и только дула орудий торчащие на носовых и кормовых палубах выдавали их военное назначение.

Группу сопровождали шесть морских охотников и пять малых тральщиков. Еще до выхода минзагов в море сторожевые корабли засекли у входа на рейд советский линкор, идущий восточным курсом. Но, так как до начала войны оставалось еще несколько часов, никаких действий ни немцы, ни финны не предприняли. Группа вышла в море с опозданием, когда уже начало смеркаться. По дороге на место постановки мин немцы несколько раз засекли разные корабли и суда, но никаких инцидентов не последовало. Видимо, на советских кораблях вид немецких минзагов никого не насторожил. Но это объяснимо – немцы использовали для поставки мин бывшие пассажирские лайнеры.

«Кобра», «Кайзер» и «Кёнигин Луизе» поставили два минных заграждения, названных «Корбета I» и «Корбета II», преграждающие Финский залив в самом узком его месте, между финским островком Юссаари и военно-морской базой Палдиски западнее Таллина. Корабли этой группы тоже наткнулись на советские корабли, патрулирующие Финский залив, и приблизились к берегу настолько, что береговые патрули осветили их прожекторами и попытались связаться с ними по рации. Однако всё это не помешало немцам поставить минные заграждения, хотя в создавшихся условиях не везде всё пошло по плану. Выполнив задачу, корабли группы «Кобра» вместе с кораблями сопровождения вернулись на базу к утру 22 июня.


Минный заградитель «Бруммер» в военном камуфляже, замаскированный на военно-морской базе около Турку.

Первые жертвы


Кроме этих двух главных операций немцы провели в ту же ночь еще и ряд мелких минных операций с целью блокировать проходы в военно-морские базы Лиепая и Вентспилс и фарватеры в Ирбенском и Моонзунском проливах.

Эти операции провели флотилии морских охотников, малых тральщиков и подводных лодок. Одна из них была осуществлена в районе севернее полуострова Ристна, перед заграждением «Апольда», со стороны открытого моря. Напротив северного входа в Моонзундский пролив, разделяющий острова Хийумаа и Вормси и ведущий в Рижский залив, было установлено заграждение «Гота».

Причем 2-я флотилия торпедных катеров вошла на мины, только что поставленные группой «Север». И два катера, под которыми взорвались мины, взлетели на воздух вместе со своими экипажами. Таким образом, гитлеровский флот понес первые потери в войне, которая должна была начаться лишь через несколько часов.

У входа в пролив Соэла, отделяющий острова Хийумаа и Сааремаа и ведущий в Рижский залив с северо-запада, были поставлены клином минные заграждения «Кобург». Дальше к югу, в несколько рядов, были поставлены мины заграждения «Эйзенах». Таким образом немцы старались перекрыть все входы в Рижский залив, чтобы закупорить его и блокировать находящиеся в его внутренних водах советские корабли.

Немецкие подводные лодки поставили заграждение из неконтактных мин под названием «Эрфурт» на подходах к Вентспилсу и Лиепае. Одновременно германские самолеты сбросили несколько магнитных мин на фарватерах Таллина, Кунды и Кронштадта и в проливах Соэла и Муху.

В совокупности в последние часы перед началом войны немецкие военно-морские силы поставили на водах Финского залива и вокруг Моонзундских островов более 2400 мин.

Кроме секретной постановки минных заграждений, германские корабли использовались в диверсионных целях.

Одна из таких диверсий имела место в ночь на 20 июня 1941 года. Торпедные катера из 3-й флотилии капитан-лейтенанта Фридриха Кемнаде проникли в одну из небольших бухт у берегов Латвии. При помощи надувных лодок они высадили на берег 30 человек с задачей взорвать важные, со стратегической точки зрения, железнодорожные пути утром 22 июня.

При этом катера наткнулись на рыбацкие лодки, что означало раскрытие пребывания германских кораблей в советских водах. Немцы, недолго думая, взяли рыбаков в «плен», а их лодки потопили.

Так латышские рыбаки стали первыми жертвами еще не начавшейся войны.

Источники и литература:
Н. Г. Кузнецов. Накануне. Воениздат, 1969.
А. В. Платонов. Трагедии Финского залива. Эксмо, 2005.


Продолжение следует...
Автор:
Paul Neumann
Использованы фотографии:
berghofday.blogspot.com war-book.ru
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх