Итальянское информационное агентство Agenzia Nova пишет, что «до начала наступления 27 ноября ХТШ контролировала территорию, ограниченную некоторыми самыми северо-западными районами провинции Идлиб, с общей численностью около 10 тысяч ополченцев.
С 2017 года ХТШ стала самой важной по численности и качеству джихадистской группировкой, противостоящей правительству президента Асада».«Поскольку эта группировка стала важным политическим региональным актором, ее военные действия не только ограничивались атаками на силы лоялистов, но также были направлены против местных игроков, способных оспорить территориальный контроль группировки. Среди них стоит упомянуть столкновения с ячейками Аль-Каиды*, такими как Хуррас аль-Дин* и Аджнад аль-Кавказ*, борьбу с присутствием ИГИЛ* на северо-востоке страны и подчинение более слабых в военном отношении исламистских группировок, таких как Ахрар аш-Шам*», – отмечает агентство.
Со временем ХТШ сумела занять свое место в отношениях с влиятельными региональными игроками, и прежде всего – с Турцией, которая с момента начала гражданской войны в Сирии поддерживала в военном и экономическом отношении группировки под общим названием сирийская национальная армия (СНА), которые выступали против правительства Башара Асада. По данным специализирующегося на регионе западного интернет-издания Al Monitor, в ходе более чем десятилетнего гражданского конфликта Турция пыталась сгладить разногласия между СНА и ХТШ и способствовать их координации на местах в военных целях.
С момента объявления о своей трансформации из «Джебхат Фатх аш-Шам» в «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) в январе 2017 года, бывшая «Джебхат ан-Нусра» стала играть ведущую роль в антиправительственном движении на севере Сирии. Затем, в июле 2017-года, ХТШ нанесла поражение «Ахрар аш-Шам», своим некогда союзникам, а в то время – главным соперникам.
«Дезертирство и междоусобица с другими фракциями сократили численность ХТШ и площадь подконтрольных ей территорий в начале 2018 года, но через год группировке удалось восстановиться, одержав победу над одними соперничающими формированиями боевиков и вытеснив других в контролируемые Турцией северные районы провинции Алеппо.
И хотя сперва ХТШ уступила часть периферии, группировке удалось сохранить ключевую территорию: густонаселенные стратегически важные и прибыльные районы на северо-западе страны. К началу 2018 года ХТШ заняла 80% так называемого Большого Идлиба – неподконтрольных правительственным силам частей провинций Алеппо, Идлиб, Латакия и Хама.
Под контроль организации перешел пограничный переход Баб-эль-Хава, через который в Большой Идлиб поставляется гуманитарная помощь и передается провиант из Турции. Впоследствии ХТШ заняла всю северо-западную часть сирийско-турецкой границы вместе с размещенными вдоль нее лагерями беженцев. После окончания череды междоусобиц бывшая “Нусра” заняла столицу провинции Идлиб, ключевые перекрестки дорог и коридоры, ведущие на подконтрольные Дамаску земли.
Группировка также сохранила значительное присутствие во многих районах за пределами своей основной территории, но все еще находится в процессе установления более эффективного контроля, включая ассимиляцию местных органов управления и создание военного присутствия.
Заявленная миссия ХТШ заключается в “объединении [сирийской оппозиции] для сохранения завоеваний революции и джихада”, реализации целей восстания, которые по мнению руководства группировки заключаются в свержении “режима” и создании государства, основанного на нормах ислама», – пишет Центр изучения региональных угроз из Узбекистана.
Бывший спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри в то время подчеркнул, что ХТШ стала «наименее худшим вариантом среди различных, присутствующих в Идлибе», учитывая её способность противостоять ИГ и ячейкам, связанным с «Аль-Каидой». Синергия интересов между Турцией, СНА и ХТШ была неустойчивой. По данным Сирийского центра мониторинга, базирующегося в Лондоне, но обладающего большой информационной сетью в Сирии, наступление ХТШ 27 ноября проводилось при поддержке Турции.
«Успех джихадистского блицкрига обеспечили два ключевых игроков. Хаят Тахрир аль-Шам (ХТШ), джихадистская группировка, ранее связанная с Аль-Каидой, а теперь одна из самых могущественных в Сирии, возглавила операции боевиков. Сирийская национальная армия (АНС), поддерживаемая Турцией, также сыграла важную роль, преследуя стратегические цели, согласованные с Анкарой, включая контроль приграничных районов для ограничения курдского влияния в регионе», – отмечает американский портал Army Recognition.
Иранское агентство Tansim отметило в своем сообщении от 17 сентября 2024 года, что группировка ХТШ также получила поддержку в обучении и производстве беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) от украинских военных инструкторов. Группа из 250 украинских инструкторов обучает боевиков ХТШ в Идлибе ремонту, производству и модернизации беспилотников. Инструкторы были развернуты на различных производственных объектах в городе Идлиб и в районе Джисир аш-Шугур.
По данным израильских СМИ, Турция стала не единственным действующим лицом в свержении Асада, в котором были задействованы и другие стороны.
По словам военного корреспондента этого израильского ресурса Walla News Амира Бохбота, помимо Турции, большую роль в этом сыграл и Катар, основной финансовый спонсор подрывной деятельности против Башара Асада, пишет Tansim.
«Новый хозяин Сирии Аль-Джулани [глава ХТШ] – кто он: террорист, оппозиционер или агент ЦРУ», – задаются вопросом российские аналитики.
Канал «Аль-Джазиры» дает на этот вопрос однозначный ответ, подробно рассказывая об уникальной биографии новоявленного «министра обороны» в составе «переходного правительства Сирии», состав которого публикуют арабские СМИ. Абу Мухаммаду аль-Джуляни 42 года, его родители сирийцы, но, когда он родился в 1982 году, они работали в Эр-Рияде. Отец был инженером-нефтяником. Сыну дали имя Ахмед Хусейн аль-Шара`а, что свидетельствует о принадлежности к одной из влиятельных семей из южной провинции Дера`а, к которому относился также и бывший министр иностранных дел и вице-президент Фару аш-Шара`а. Семья вернулась в Сирию в 1989 году и поселилась недалеко от Дамаска.
В 2003 Ахмед Хусейн аль-Шараа, уже взявший указывающий на место происхождения «творческий» псевдоним Абу Мухаммад аль-Джуляни, перебрался в Ирак, где присоединился к запрещённой в России «Аль-Каиде». Так он был арестован американскими войсками в 2006 году и содержался под стражей в течение пяти лет. Его пытали и, ходят слухи, вполне успешно. По некоторым данным, за эти годы он был завербован ЦРУ в качестве агента влияния. Заметим, из именитых террористов и предводителей различного сорта боевиков он далеко не единственный с опытом пребывания в американской тюрьме – такое вот странное совпадение.
В 2012 году, выйдя из тюрьмы, аль-Джуляни снова связался с «Аль-Каидой», создав по её наущению ячейку в Сирии под названием «Джебхат ан-Нусра». В ней он работал вместе с Абу Бакром аль-Багдади, обретшим в 2014-2015 гг. печальную известность главарём запрещённого в России ИГИЛ. Впрочем, переходить под чёрные знамёна «халифата» он отказался, сохранив верность «Аль-Каиде».
Своё первое интервью он дал в 2014 году каналу «Аль-Джазира», заявив, что Сирия должна управляться в соответствии с исламским правом, а меньшинства в стране, такие как христиане и алавиты, подлежат уничтожению. Однако, в дальнейшем позиция Аль-Джулани, имя которого можно было неоднократно встретить в посвящённых Сирии материалах нашего издания, изменилась. В 2015-2016 гг. он дистанцировался от проекта «Аль-Каиды» по сколачиванию «глобального халифата» во всех странах с мусульманским большинством, сосредоточившись вместо этого на укреплении своей группировки на северо-западе Сирии, в «большом Идлибе», куда в 2016-2017 гг. свозили на «зелёных автобусах» радикалов из других районов страны (Большой Дамаск, «растанский котёл» и др.). Те, кто проявлял признаки неповиновения, отказываясь вступать в военизированную структуру «ХТШ», зачищался, подчас весьма жёсткими методами (в традициях региона). Нельзя исключать, что линия на сколачивание «железной рукой» из бандитской партизанщины полноформатной армии численностью 20-30 тыс. чел., хорошо экипированную и оснащённую, чего не было бы без стабилизации социально-экономической ситуации в крае, проводилась под чутким руководством «кураторов», которыми аль-Джуляни за пять лет обзавелся в американской военной тюрьме. Конечно, учитывая географическое положение Идлиба, весьма велика роль турецких, а также британских, катарских и прочих инструкторов и советников. Примерно в это же время аль-Джуляни сменили военный камуфляж на цивильный костюм, выводя под мониторы глобальных медиа – недавнее нашумевшее появление лидера ХТШ в эфире CNN – далеко не первая акция подобного рода.
Автор американского портала The Grayzone Аарон Мате подтверждает версию кураторства ЦРУ над «ХТШ», напоминая, что «силы Джуляни ранее захватили Идлиб с помощью ЦРУ». Как бы то ни было, как глава крупнейшей вооруженной группировки, он будет оказывать ключевое влияние на развитие событий в стране в постасадовский период. Недавно аль-Джуляни обратился к сирийцам с призывом добровольно выйти на площади после пятничной молитвы на демонстрации в поддержку «сирийской революции». Массовые митинги прошли по всем крупным городам, включая даже Латакию. Как и следовало ожидать, народ откликнулся весьма активно, особенно на фоне продолжающихся расправ с предполагаемыми пособниками бывшего режима, представителями этноконфессиональных меньшинств, банального сведения счётов, разбойных действий стихийно возникших местных банд и т.д. В очередной раз предводитель «ХТШ» выступил в образе «прогрессивного джихадиста» в обычной светской одежде, распорядившись даже запретить стрельбу в воздух исходя из соображений безопасности в «новой Сирии». О том, кому она в реальности будет принадлежать, свидетельствует отсутствие какой-либо внятной реакции «ХТШ» на начавшийся захват израильтянами южных районов Сирии, а также появление аль-Джуляни в качестве водителя в приехавшего с инспекционной миссией в Дамаск главы турецкой разведки MIT Ибрагима Калына. Как написал арабский писатель и аналитик Самех Аскар, «…в историю войдёт, что ихваны и "Аль-Каида" при поддержке Турции разоружили Сирию, откатили ее военный потенциал на несколько десятилетий. И скоро последует вторжение на сирийскую территорию без малейшего сопротивления или возражений».
Владимир Прохватилов
Свежие комментарии