На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 279 подписчиков

Свежие комментарии

  • zhanna simonova
    Да-а-а,мужики Закавказья теперь только подстилками у своих обкуренных баб служат.Кадыровцы,помогите обкуренной бабеМама, вырвавшая в...
  • Ирина
    Вот зачем нужны эти республики России? Они все хитры как степные лисы и коварны как шакалы! НИКОГДА не не любили русс...Парламент Киргизи...
  • Хамид Ибрагимов
    Абсурд какой то, эта особь женского пола считает себя мусульманкой, с накачанными губами как одно место у обезьяны. И...Мама, вырвавшая в...

Абвер подвели под «Монастырь»

Четырехлетняя операция советской разведки по дезинформации германского командования не ограничивалась радиоигрой, выяснил челябинский краевед Анатолий Шалагин. Сотрудники НКВД успешно имитировали диверсионную и подрывную деятельность.


Абвер подвели под «Монастырь»Автор книги о разведчиках «И сим горжусь», других работ, посвященных славным страницам истории Южного Урала, Анатолий Шалагин (http://vpk-news.ru/articles/34372) рассказал о своих находках, имеющих прямое отношение и к операции «Монастырь», и к опорному краю державы.

– Дезинформация потенциального противника – одно из важнейших направлений работы любой разведки мира наряду со сбором секретных данных. История знает примеры, когда введение в заблуждение врага приносило победу. На счету советской внешней разведки несколько особо успешных операций. В годы Великой Отечественной войны насущнейшей и одновременно сложнейшей задачей была стратегическая дезинформация абвера и германского командования. Операция «Монастырь» получилась грандиозной и по масштабу, и по результатам. Наши разведчики блестяще ее провели. Итогом, помимо прочего, стали провалы гитлеровцев в битвах под Сталинградом и Курском. И одним из важнейших звеньев этой многоуровневой игры оказался Челябинск…

– Как город, находившийся в глубоком тылу, оказался в центре таких событий?

– Если коротко, суть игры, начавшейся с первых дней войны, такова: якобы в тылу воюющего Советского Союза существует глубоко законспирированная подпольная организация «Престол», цель которой – восстановление монархии с помощью наступающих фашистов. Явочные квартиры «престольцев» располагались не только в Москве, но и в Челябинске. И это, конечно, не случайно: Южный Урал всегда привлекал внимание иностранных разведок. А с началом войны в абвере были крайне заинтересованы в получении достоверной информации о том, что происходило в наших краях, куда эвакуировалось более 200 крупнейших предприятий СССР. И о заводе, который выпускал самые грозные танки, в рейхе знали.

Учитывая такой интерес германской военной разведки к Челябинской области, авторы операции «Монастырь» и «поселили» подпольщиков-монархистов именно тут. В абвере этой легенде поверили.

– Кого подвели под «Монастырь»?

– Не буду углубляться в подробное описание многоходовых мероприятий, проведенных советскими разведчиками. Скажу лишь, что все «визитеры», присланные из рейха в СССР, искренне верили, что «престольцы» проводят тут громадную диверсионную и разведывательную работу. Наши оперативники сжигали, например, старый заводской сарай, а в абвере были уверены, что сгорел целый цех вместе с танками и людьми. Случались, конечно, и настоящие аварии на производстве, но преподносились они как успешно проведенные диверсии. Мало кто знает, что нередко через станцию Челябинск прогонялись на большой скорости липовые эшелоны с танками и артиллерией, прикрытыми брезентом. На самом деле там лежали бревна. Это тоже фрагменты операции «Монастырь». Дезинформация была предназначена абверу.

– Кто отвечал за операцию?

– Разрабатывалась она сотрудниками НКВД, а непосредственно руководил легендарный Павел Анатольевич Судоплатов – заместитель Фитина, главы советской разведки в годы войны. Кстати, Павел Михайлович Фитин – наш земляк. Он родился в селе Ожогино, некогда входившем в Челябинскую область (ныне Курганская область). И Фитин, и Судоплатов многократно бывали на Южном Урале в годы войны, контролируя проведение операции «Монастырь».

Судоплатов получил за нее орден Суворова, которым, как известно, награждались только полководцы.
Автор: Анатолий Шалагин, Сергей Белковский
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/35728
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх