На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Зачем француз Макрон идёт через чёрный Габон

Зачем француз Макрон идёт через чёрный Габон


Сила диалога


Как заявил на днях пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «Россия сохраняет готовность к диалогу с Францией ради дела, никаких условий для этого не требуется». Песков уточнил, что инициатором «сворачивания отношений» выступил Париж, а не Москва, и в Кремле «считают такую линию недальновидной».


В свою очередь Эммануэль Макрон, не скрывая разочарования от поражения на внутреннем фронте – в ходе парламентских выборов, пытается отыграться на внешнем. В канун заявления российского пресс-секретаря он снова разыграл «миротворца» и выступил «за продолжение диалога со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Я верю в силу диалога».

Но, похоже, до прямого наведения мостов между Парижем и Москвой даже в Африке пока весьма далеко, особенно с учётом эскалации на Украине, в которой весьма велика роль Франции и её нынешнего президента.

Однако не так давно многие информационные порталы сообщили о поставках в Россию из центральноафриканского Габона или через Габон – авиационных запчастей и комплектующих на сумму более чем в 1,2 млрд долларов. Не исключено, что это был либо примитивный фейк, либо дезинформация, или же намеренный информационный слив с целью сорвать сделку.

И понятно, что иначе как в обход западных санкций такое не могло быть проделано. Официальных опровержений информации до сих пор не поступало. Сообщается также о пятнадцати ранее использованных авиадвигателях для Boeing-737 и Airbus A320/A321 почти на 60 млн долларов – для России.

Первая поставка была осуществлена ещё в августе 2023 года, что позволяет делать вполне определённые выводы. Хорошо известно, кому выгодно то же, что выгодно компании Boeing.

Притяжение нефти


Возникает вопрос, по целому ряду взаимосвязанных причин: могут ли такие поставки, если они действительно были, осуществляться без ведома Франции?

Сведения из таможенных документов указывают на компанию, зарегистрированную в габонской столице (Либревиле) в 2023 под названием Ter Assala Parts. Причем данные о ней в самом Габоне в лучшем случае фрагментарные.

Турецкий портал Yenişafakе в апреле 2024 года сообщал в контексте упомянутых поставок, что Россия и Габон «сблизились после военного переворота в Габоне (сентябрь 2023 года). Габон выступил против исключения России из Совета по правам человека в ООН и предоставлял помощь в обходе введенного Западом против РФ нефтяного эмбарго».


Имеется в виду реэкспорт российской нефти через зарегистрированные в Габоне танкеры или её смешивание при ввозе в эту страну с экспортируемой из Габона. Плюс к тому в сентябре 2022 года Габон был «одной из четырех стран, воздержавшихся от голосования в ООН по резолюции, не признающей референдумы на новоприсоединённых регионах РФ».

По самым свежим данным The Wall Street Journal – от июня текущего года, Российская Федерация и Иран полагаются «на огромный флот старых танкеров, зарегистрированных в таких странах, как Габон, для транспортировки по всему миру их нефти, подпадающей под санкции». Судоходный регистр Габона сильно увеличился и теперь насчитывает более 100 танкеров.

По оценкам Lloyd's List Intelligence, «более 70 из этих 100 танкеров имеют непрозрачные юридические свойства, являясь частью теневого флота в основном устаревших танкеров, занимающихся торговлей санкционированной нефтью».

Экспертами отмечено, что среди судов, «зарегистрированных в Габоне, 50 принадлежат российской компании «Совкомфлот», которые до февраля 2022 года плавали под либерийским флагом».

Старый добрый африканский франк


Тем временем Габон и после военного переворота сохраняет тесные военно-политические и экономические связи с экс-метрополией – Президент Макрон и мятежный Габон. И очень показательно, что эта страна по-прежнему участвует в валютном союзе стран Центральной Африки, где действует центральноафриканский франк.


Также новые власти Габона не свернули и не планируют сворачивать участие страны в региональном таможенно-экономическом союзе (UDEAC). Это объединение, в котором участвуют также бывшие французские колонии – ЦАР, Камерун, Конго (Браззавиль) и Чад, а также бывшая испанская Экваториальная Гвинея.

UDEAC изначально опекается Францией, в том числе через поддержку платежеспособности регионального франка. В Габоне, как и в Чаде, сохраняются французские военные базы вблизи столичного Либревиля и в портовом Порт-Жантиле.

Компании Франции, работающие в Габоне, обеспечивают не менее 35 % его ВВП. Между Францией и UDEAC издавна действует зона свободной торговли, ныне охватывающая почти до 90 % ассортимента обоюдной торговли.


А, например, габонские уран и марганец, которые добываются в восточной части этой страны и разрабатываются в основном французскими компаниями, ныне обеспечивают 25–30 % спроса Франции. Вдобавок Габон и другие страны региона по-прежнему не участвуют в антироссийских и антибелорусских санкциях.

Характерно, что последнее обстоятельство не вызывает никакого прессинга на них со стороны официального Парижа. Россия же сотрудничает с членами ОПЕК Габоном и Конго (Браззавиль), в рамках небезызвестных сделок ОПЕК+, которые помогают регулированию нефтяных цен и уровня добычи и экспорта чёрного золота.

Все эти факторы предопределяют невозможность внешнеполитических и внешнеэкономических решений Либревиля без консультаций с Парижем. Показательно в этой связи и то, что во Франции официально не комментируют поставки из Габона компонентов авиатехники в Россию. Как и сотрудничество Российской Федерации и Габона в обходе нефтяных санкций Запада.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх