Климат и государственные интересы ставят на повестку дня освоение архипелага Северная Земля. И потому стоило бы вместо нынешнего названия "ни о чём" вернуть ему историческое, данное при открытии и чётко напоминающее о его принадлежности России.
Александр Цыганов
Арктика преподнесла очередное свидетельство глобального и своего потепления.
В нынешнем году площадь морского льда в Северном Ледовитом океане вновь сократилась – до второго по величине ледовых потерь показателя за всю историю наблюдений – 3,74 млн кв. км. Это почти в два раза ниже, чем сорок лет назад.Проблемы после потепления
Казалось бы, это и хорошо. Потепление Севера для нашей северной страны – благо. Осваивать Арктику будет легче, движение по Северному морскому пути – интенсивнее, добыча полезных ископаемых – эффективнее. И вообще – море возможностей!
Да, это так. Но это море возможностей открывается и для других. Для тех же США, которые спят и видят свои военные корабли обеспечивающими "свободу мореплавания" на Северном морском пути. Других арктических стран, жаждущих переделить потенциально богатый ресурсами регион. Да и страны неарктические с жадным вниманием поглядывают сюда.
А это значит, что в Северный Ледовитый океан неизбежно придут претенденты не только на его шельф, но и на, казалось бы, давно поделённые острова и архипелаги. И не такая это фантастика, как кажется. Претензии на остров Врангеля уже предъявили США и Канада. И во времена смуты начала прошлого века канадцы даже пытались закрепиться здесь физически. А на архипелаг Северная Земля претендовала Норвегия. И это ещё хорошо, что Австрия после Второй мировой войны была выведена из клуба великих держав. А то мы бы уже слышали слова о принадлежности ей Земли Франца-Иосифа.
Скоро в Северный Ледовитый океан неизбежно придут представители разных стран, претендующие не только на его шельф. Фото: US Navy/ Globallookpress
Это ничего не значит, пока Россия жива? Конечно! Вот только национальной болезнью нашей являются смуты. И в те же 20-е годы ХХ столетия тогдашнее "мировое сообщество" практически отобрало у России пусть и не закреплённые, но несомненные исторические права на Грумант – Шпицберген. А в смутные 90-е годы Норвегия окончательно присвоила архипелаг и даже имела наглость арестовывать российские суда, ведущие промысел в прилегающих водах.
При этом необходимо держать в голове, что острова – это ещё и прилегающий к ним шельф. А шельф – это ресурсы, минеральные и особенно энергетические. Для выбирающего уже показавшие дно запасы нефти и газа человечества – последняя не вскрытая кладовая. Крайне соблазнительно, особенно для Запада, всю цивилизацию свою построившего на разграблении и присвоении чужого.
Что в имени?
Как ни глубоко вторичным после юридической принадлежности кажется название той или иной земли, это, однако, тоже имеет далеко не последнее значение. Взять тот же Шпицберген. Уже в звучании эхом отдаётся этакая "норвежскость". Слово "Грумант" же сразу ориентирует на Россию, на поморов, которые так называли этот архипелаг, на который плавали, на котором зимовали, в водах которого вели добычу несколько веков.
А вот Земля Франца-Иосифа названа в честь австрийского императора, кстати, жуткого русофоба, и открыт был этот архипелаг австрийской экспедицией. И во всём наборе островов тут только одно русское название – остров Юрия Кучиева, который и назван так только в наше время, поскольку открыт был в начале 2008 года русскими. А так там сплошные Гогенлоэ, Георги и Рудольфы. А также Австрийский пролив и Английский канал. Англичане там тоже постарались…
А вот Северная Земля была открыта русскими. Это случилось в 1913 году в ходе гидрографической экспедиции под руководством Бориса Вилькицкого. Кстати, эта же экспедиция годом позже пыталась вызволить экспедицию канадцев, оказавшихся после крушения их корабля на острове Врангеля.
Северная Земля была открыта русскими. Фото: Olga Popova / Shutterstock.com
Открытие этого архипелага стало последним актом в истории Великих географических открытий, завершением всей этой эпохи. Архипелаг площадью около 37 000 кв. км получил тогда имя Императора Николая II. Под этим именем он и попал на карты мира.
Но этому названию не повезло. Через четыре года Россия погрузилась в новую смуту, после которой победители Гражданской войны постарались сделать максимум возможного, чтобы стереть саму память о прежней русской истории. Архипелаг был переименован и стал – будем откровенны – совершенно безликой Северной Землёй, а его крупные острова получили актуальные на тот период названия: Октябрьской Революции, Большевик, Комсомолец, Пионер – и даже почему-то имя жены Ленина Надежды Крупской.
https://vk.com/video-75679763_456253683
Нет, спора нет: по-настоящему эти острова исследовала в 1930 году уже советская экспедиция, а потому революционные названия им большевики присвоили вполне по праву. Впрочем, особого внимания этим покрытым льдом высотою до 900 метров кускам суши никто и не уделял. Далеко, холодно, ценных ископаемых нет, добывать особо нечего. Моряки, ходившие Северным морским путём, знали, конечно, пролив Вилькицкого шириною в 55 км в самом узком месте, но и им в мешанине льдов и камней делать было особо нечего. Так и теплилась годами здесь жизнь лишь на метеостанции да у военных с пограничниками. Тоже, впрочем, невероятной величиной гарнизонов не отличавшихся: военный аэродром и радиотехнический батальон ПВО на острове Средний да погранзастава.
Иное время – иное имя?
Но времена меняются, и мы меняемся вместе с ними, как говорили древние римляне. Не в том даже дело, что годы большевизма остались в прошлом, а Россия сегодня уверенно обретает – или, точнее, возвращает – свою собственную историю. И названия – остров Октябрьской Революции или остров Большевик – звучат как анахронизмы. Не в том, повторимся, дело. Возвращение истории означает возвращение всей истории. А к ней принадлежит и советское время.
Речь идёт именно о восстановлении истории. Во всей её полноте. А к этому, безусловно, относится и возвращение прежних исторических названий и имён тому, что в годы советской власти было переименовано. Если возвращены названия городам – Санкт-Петербург, Тверь или Нижний Новгород, то отчего на карту мира не возвратиться Земле Императора Николая II? Тем более никто не претендует на то, чтобы переименовать те острова, что советскими исследователями были названы впервые. Согласимся, что такое имя несёт гораздо больше исторических и географических коннотаций, нежели просто какая-то Северная Земля.
Спора нет, такое переименование неизбежно затронет чьи-то чувства. Ведь в эпоху Советской власти успело пожить большинство нынешнего населения России. Соответственно, для многих в нашей стране это ещё не история. Это ещё личная жизнь. Потому, например, куратор Арктического и иных северных отделений общества "Двуглавый орёл" Роман Билибин в разговоре с Царьградом особо подчеркнул, что хотя возвращение архипелагу исторического названия, данного первооткрывателями, и является одной из важнейших задач организации, но сплеча рубить никто ничего не собирается. Речь идёт вообще о возрождении исторического наследия эпохи начала освоения Русской Арктики, о сохранении памяти о героических страницах покорения Заполярья. Возвращение первоначальных названий – лишь одна из частей огромной работы по укреплению России в Арктике вообще.
России и имени русского.
Свежие комментарии