На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    деточка, про "не мало раз" - это тебе мамка рассказывала? а она не уточняла - когда это "не мало раз" было?Элита готовит нев...
  • Alex Nемо
    Каким образом? В России цены растут когда доллар падает, потому что нужно компенсировать потери продавца. Вот сейчас ...Элита готовит нев...
  • Eduard
    Убогие псевдогосударства живущие на нашей земле!Победа Трампа выз...

"ТАНКОВАЯ" ПРЕМИЯ-500 РУБЛЕЙ ЗА "ТИГР"

 




 

История Великой Отечественной войны до сих пор не перестает удивлять нас своими малоизвестными фактами и некоторыми другими интересными особенностями того военного времени.  
Например, хорошо известно, что в годы войны в Красной Армии существовали многочисленные меры поощрения бойцов и командиров.

  
Это когда за проявленное ими мужество и героизм в боях с врагом, отличившихся поощряли многочисленными государственными наградами и благодарностями Верховного Главнокомандующего.  
Однако оказывается, наряду с этим в РККА существовала еще одна мера поощрения личного состава за отличия в бою,  
это так называемые добавочные выплаты «премий по результатам боевой работы».  
В советское время этот вид поощрения бойцов во время войны весьма редко освещался в советской художественной и исторической литературе, да и в том же кинематографе нигде об этом не упоминалось.  
Вероятно, тогдашнее советское руководство, отвечавшее за идеологию опасалось, того, что у простых обывателей может сложиться впечатления, что на ратные свершения бойцов двигала не ненависть к врагу и стремление защитить Родину, а меркантильный интерес.  
Да, интерес был, так как это были живые люди, многим фронтовикам хотелось и орден получить, а если к этому ордену выдавали ещё и несколько сотен рублей за подбитый вражеский танк или самолет, то от них никто не отказывался.  
А вот так называемый меркантильный интерес, тот, которого опасались идеологи, стоял у фронтовиков, как показала война, где то там, на самом последнем месте. Подавляющее большинство советских людей воевали не за награды и денежные поощрения, а просто, потому что это было надо. 
Вот как об этом вспоминает ветеран ВОВ старший сержант Зинаида ИВАНОВА (воевала в составе 377-й стрелковой дивизии, снайпер):  
«На фронте нам не давали ни копейки. Всё уходило в Фонд обороны и на займы. И я считаю, что это было правильно. В Европе мы жили на трофеях, а первые деньги нам выдали лишь после Победы. Помню, это было 400 рублей. Ещё каждый получил посылку с хорошими подарками.»  
Первыми кого решили поощрять материально стали летчики дальней бомбардировочной авиации, которые провели первую бомбардировку Берлина в ночь с 7 на 8 августа 1941г.  
Из Приказа Народного комиссара обороны И.Сталина №0265 от 8 августа 1941г.:  
«Объявляю благодарность личному составу самолетов, участвовавших в полете.  
Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР с награждении отличившихся.  
Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полете, по 2 тысячи рублей.  
Впредь установить, что каждому члену экипажа, сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей.  
Приказ объявить экипажам самолетов, участвовавших в первой бомбежке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия.»  
Всего через десять дней, 19 августа 1941г. вышел новый приказ Наркома обороны СССР И.Сталина № 0299 «Приказ о порядке награждения летного состава Военно-воздушных сил Красной армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков»  
Согласно этому документу за каждый сбитый вражеский самолёт противника лётчик-истребитель получал 1000 рублей.  
Кроме того, премии выплачивались «за успешные штурмовые действия по войскам противника» (от 1500 до 5000 рублей в зависимости от количества вылетов), «за уничтожение самолётов противника на аэродромах» (от 1500 до 5000 рублей).  
А ещё каждому члену экипажа ближнебомбардировочной и штурмовой авиации «за выполнение боевых заданий по уничтожению и разрушению объектов противника» выдавали от 1000 до 5000 рублей премиальных (в зависимости от количества вылетов и времени суток), экипажам дальнебомбардировочной авиации «за бомбардировку промышленных и военных объектов» — 500 рублей. Кстати, если бомбили так называемый политический центр (Берлин), то сумма выплат увеличивалась в 4 раза.  
Кроме того, в данном приказе было четко указано, как определять наличие побед летчиков-истребителей: «Результаты боевых действий по аэродромам противника должны быть подтверждены фотографированием или разведывательными данными.  
Летчики, применившие в воздушном бою таран самолета противника, также представляются к правительственной награде.  
Количество сбитых самолетов устанавливается в каждом отдельном случае показаниями летчика-истребителя на месте, где упал сбитый самолет противника, и подтверждениями командиров наземных частей или установлением на земле места падения сбитого самолета противника командованием полка.»  
Данный приказ также определял порядок поощрений за безаварийность и сбережение материальной части, раздел IIIприказа указывал:  
«независимо от стажа и командной категории, за каждые 100 полетов, за исключением полетов по кругу, без всяких летных происшествий — получают награду 5000 рублей.  
Потеря летчиком ориентировки при выполнении полета исключает возможность получения денежной награды; технический состав, обслуживающий самолеты, получает денежную награду в размере 3000 рублей при условии безотказной работы материальной части и при отсутствии невыходов ее в полет за каждые 100 самолето-вылетов;  
руководящий инженерный состав получает 25 % денежной награды от общей суммы премирования технического состава части.  
За быстрый и качественный восстановительный ремонт самолетов личный состав походных авиаремонтных мастерских премировать денежной наградой в размере 500 рублей за каждый восстановленный самолет.  
За восстановление свыше 50 самолетов помимо денежной награды личный состав ПАРМов командованием дивизий представляется к правительственной награде.  
Раздел IV определял: «Меры борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков  
Командирам и комиссарам авиадивизий все случаи вынужденных посадок с убранными шасси и другие летные происшествия, выводящие материальную часть самолетов из строя, тщательно расследовать.  
Виновников, совершивших посадки с убранными шасси или допустивших другие действия, выводящие материальную часть из строя без уважительных причин, рассматривать как дезертиров и предавать суду военного трибунала.  
Приказ ввести в действие с 20 августа с. г, передать в части ВВС по телеграфу и прочесть всему личному составу.»  
Следующими за летчиками поощрять стали десантников, уже 29 августа 1941 года Сталин подписал приказ № 0329 «Об улучшении руководства воздушно-десантными войсками Красной Армии». Согласно приказу, «за каждое участие в боевой десантной операции весь состав, принимающий непосредственное участие в таковой, получает: начальствующий состав — месячный оклад; рядовой и младший начальствующий состав — по 500 рублей».  
Следующие приказы о поощрении были изданы, почему то, для ремонтников, а не для танкистов или пехотинцев, получается, что Верховное командование Красной Армии в начале 1942г. было больше заинтересовано в эвакуации с поля боя своей поврежденной бронетехники и артиллерийских вооружений, а также в их скорейшем ремонте.  
Известно, что в соответствии с приказом Сталина № 0357 устанавливалась денежная награда бойцам, сумевшим эвакуировать выведенный из строя танк с территории противника.  
Так, за танк КВ платили 5000 рублей, Т-34 «стоил» 2000 рублей, Т-60 и Т-70 — 500 рублей. Параллельно были введены премии за быстрый и качественный ремонт вооружения, а также сдачу уничтоженных советских и немецких танков и другой техники в металлолом.  
Так за каждый отремонтированный танк типа КВ, за его средний ремонт, боец ремонтник мог получить 800 рублей, за Т-34- 500 рублей, столько же, сколько потом стали платить за каждый подбитый вражеский танк.  
Вскоре, наконец, то в соответствии с приказом Сталина от 24 июня 1943 года за № 0387 «танковая» премия полагалась теперь уже всем без исключения бойцам Красной Армии.  
Данный Приказ назывался так: «О поощрении бойцов и командиров за боевую работу по уничтожению танков противника».  
Размеры танковой премии, как и в случае с авиацией, были разные. Так, например, если танк уничтожался из противотанкового ружья, то наводчику полагалось 500 рублей, а его помощнику, тому, кто носил это ружье и стрелял из него вместе с первым номером только 200 рублей.  
Если вражескую машину подбивали танкисты, то командиру и механику-водителю выплачивалось по 500 рублей, это понятно, так как именно от них зависел успех боя, остальным членам экипажа по 200.  
По такой же схеме премировались артиллеристы, это по 500 рублей наводчик и командир, по 200 рублей — остальной состав орудийного расчёта.  
Больше всего везло тем, кто подрывал танк гранатой: в этом случае герою полагалась 1000 рублей. Если же танк забрасывали гранатами несколько бойцов, то сумма вознаграждения поднималась до полутора тысяч и делилась между всеми поровну.  
А как обстояли дела с выплатой этих премий? Одни исследователи этого вопроса утверждают, что проблемы с выплатами были, якобы из того, что иногда было трудно установить, кто именно подбил танк на поле боя, особенно если огонь по нему вели сразу несколько орудий.  
Например, в боях на Курской дуге, на одном из участков фронта по одному германскому Фердинанду долбили сразу одновременно рота Т-34 и батарея ПТО, как потом считали кто добил этого слона, непонятно. Максим Кустов в своей книге "Цена победы в рублях" пишет:  
«Одни фронтовики говорят, что получали премиальные, другие это категорически отрицают. У кого-то замполит отбирал деньги в Фонд Обороны. Но чаще все-таки вспоминают о том, что действительно получали деньги за сбитые самолеты и подожженные танки. Похоже, что выплаты зависели, прежде всего, от распорядительности командования и военных финансистов в частях и соединениях.»  
А бывало и так: «Перед Яссо-Кишиневской операцией в 233-й танковой бригаде на митинге личного состава было принято решение причитающиеся премии за уничтоженные (подбитые) танки и самоходки противника впредь перечислять семьям погибших в прошедших боях однополчан.  
К примеру, первый танковый батальон под Веспремом и в Вене сжег и повредил 34 вражеских танка и самоходки. Личному составу его подразделений следовало выплатить 34 000 рублей. Вот эта сумма, по 2000–3000 рублей, рассылалась семьям погибших фронтовиков. Эта единодушная воля экипажей боевых машин неукоснительно выполнялась до последнего дня Великой Отечественной войны». (М.Кустов «Цена победы в рублях»)  
Также играло роль ещё и то обстоятельство, что командиры частей вовремя не оформляли так называемые акты подбития. По этому вопросу на фронте даже работала специальная комиссия финансового управления НКО, которая пришла к неутешительным выводам. Так, например, выяснилось, что во 2-м гвардейском Николаевском корпусе не было оформлено премий за 18 подбитых танков, в 62-й гвардейской стрелковой дивизии не оформили 25 танков, в 41-й гвардейской артиллерийской бригаде — 8 танков, в 14-й механизированной бригаде забыли оформить 32 танка и 5 самоходок.  
Рекорд побила 36-я танковая бригада, где по состоянию на апрель 1945 года не были выплачены премии за 75 танков и 40 САУ».  
Своя премиальная сетка существовала и в Военно-морском флоте. Экипажи кораблей получали премию в зависимости от класса потопленных судов противника.  
Так, за потопленный эсминец или подлодку командиру и штурману нашего корабля причиталось по 10 000 рублей, а остальным членам экипажа по 2500 рублей.  
За транспорт - по 3000 рублей и 1000 рублей соответственно. За сторожевик - 2000 и 500 рублей. За буксир - 1000 и 300. То есть потопленный миноносец стоил пяти бомбежек Берлина! Самая большая премия досталась Герою Советского Союза летчику М. Борисову - он торпедировал линкор «Шлезиен» - 10 000 рублей.  
Помимо премий существовали также поощрительные надбавки к денежному довольствию. Рядовому составу отдельных отличившихся в боях гвардейских частей доплачивали 100% к основному окладу (офицерам — 50), отдельный оклад получали снайперы (от 25 до 200 рублей), десантники (от 15 до 25% основного оклада)... В 1942 году были введены надбавки за классную квалификацию, а также повышены оклады командирам и комиссарам дивизий (на 37,5%), бригад (на 25%) и полков (на 44%).  
Одни исследователи утверждают, что роль существовавших в военные времена поощрительных денежных надбавок была не существенной, другие с цифрами в руках доказывают обратное, так например, по их мнению, разница в деньгах между начальниками и подчиненными была большая. Однако система стимулирующих выплат и надбавок ее во многом сглаживала. Так, ст. сержант - пилот По-2, Герой Советского Союза получал: оклад - 1200 руб. в месяц + 25% гвардейских + 25% фронтовых + 10% за вылет. Итого - 1920 руб. получалось, что боевой пилот получал даже больше комполка, но это в идеальном случае. Командиры полков, как правило, сами были героями и сами летали.  
А как с поощрениями было у наших противников в германском Вермахте?  
Выясняется, что ничего похожего на нашу систему выплат у немцев не было. Пилотов люфтваффе за наши сбитые самолеты награждали орденами. Правда, считали немцы наши подбитые самолеты тоже своеобразно. У них победы подтверждались, просто, часто было достаточно только одного подтверждения ведомого или фотоконтроля. Собственно, падение самолета их не интересовало, особенно к концу войны, вот от этого и такие огромные цифры уничтоженных советских самолетов  
За подбитые русские танки их стали поощрять лишь с 1944 года. За наш ИС-2 полагался внеочередной отпуск. Иногда - продуктовая посылка семье «от фюрера».  
По воспоминаниям многих воевавших, большинство наших солдат денег находясь на фронте фактически не видели. Часть своего денежного довольствия фронтовики в добровольно-принудительном порядке отдавали в качестве взносов в Фонд обороны.  
Известно, что всего за время войны подобным образом было перечислено 8,4 миллиона рублей и приобретено облигаций на 11 миллионов рублей. Кроме того, каждый желающий мог открыть счёт в банке. Кстати, таких желающих было достаточно много. Например, в 1943 году по безналу было перечислено 65% общего фонда денежного довольствия.  
Офицеры же большую часть своих денег перечисляли родным в тыл. Для этого родственникам выдавались специальные денежные аттестаты, по которым они получали деньги в райвоенкоматах. Кстати, эта система сыграла позже весьма серьёзную роль. Дело в том, что многие офицеры потеряли связь со своими семьями, которых эвакуировали в тыл. А вот при розыске родных им очень помогли военные финансисты.  
Многие семьи лишились на фронте своих отцов, поэтому государство старалось хоть как-то облегчить им существование. Размер пенсий по потере кормильцев был единым, несмотря на звание и должность, которую занимал погибший военнослужащий. Если он погиб непосредственно на фронте, выплаты составляли от 30 до 60 рублей в месяц (в зависимости от количества нетрудоспособных членов семьи). В других случаях платили от 25 до 45 рублей — сумма по тем временам более чем скромная.  
Статья подготовлена по материалам книги Максима Кустова «Цена Победы в рублях»



Источник: http://pokazuha.ru/view/topic.cfm?key_or=1140540&f=1&rate_old=10&type=185&lenta_type=15

Картина дня

наверх