Когда кто-то демонстративно не платит за свет и газ, это всегда напрягает соответствующие организации. А если не платит (ну, или почти не платит) целый регион? Конкретно – Северный Кавказ, у которого огромная задолженность. Но, сами понимаете, в отличие от соседа-неплательщика "отключить свет и газ" ему не получится.
И вот наконец правительство озаботилось тем, чтобы вернуть долги и запустить план борьбы с массовыми неплатежами.Как сообщил по итогам совещания по вопросам социально-экономического развития СКФО вице-премьер Александр Новак, в трёх кавказских регионах будет запущен пилотный проект обеспечения платёжной дисциплины на срок 3-5 лет, разработанный Минэкономразвития и Минэнерго:
Потому что проблемы все понятны: это заниженные нормативы потребления, безучётное потребление, бесхозные объекты, очень много потерь в сетях.
Как прекратить бардак и вернуть долги
По итогам совещания договорились сделать краткосрочные программы по пилотным субъектам, таким как Дагестан, Ингушетия. Речь идёт и о создании расчётных центров, через которые будет проводиться оплата по установке приборов учёта.
То есть это будет такая совокупная общая программа, в которой будет участвовать регион, сетевые компании, "Россети" и "Межрегионгаз", и, соответственно, со стороны федеральных органов власти: Минэкономразвития, Минэнерго и Министерство по делам ЖКХ,
– подчеркнул Новак.
А помимо предотвращения неплатежей в будущем разберутся и со старыми долгами, поскольку картина здесь ужасающая. На Северный Кавказ приходится 55% всех долгов за газ в России, то есть 99,2 млрд рублей из 178 млрд. И только за прошлый год эта сумма неплатежей выросла ещё на 6,7 млрд рублей. Ещё одно "первое место" занимает СКФО по потерям газа в сетях. Только в прошлом году "потеряли" 2,5 млрд кубометров. Для сравнения: цифра сопоставима с годовым экспортом в Бельгию (2,5 млрд кубов), Болгарию (2,3 млрд) или Армению (2,2 млрд).
Ситуация с оплатой электроэнергии выглядит ещё печальнее: по данным "Россетей", потребители СКФО оплачивают менее 20% от фактического потребления. Здесь "лидер" – Ингушетия (оплачивает лишь 1,5% потреблённой энергии). Чуть лучше – в Дагестане (5,9%) и Чечне (18,7%). А поскольку, как известно со времён Ломоносова,
ежели сколько чего в одном месте отымется, столько же в другом присовокупится,
а энергетические и газовые компании благотворительностью не страдают, стало быть, платить всю недополученную ими сумму приходится нам с вами – через регулярно повышаемые цены на электричество и газ.
Чёткого понимания, как взыскать многомиллиардные северокавказские долги, у властей нет. Новак обещал, что "будут думать", так как задолженность накоплена за много лет и для начала неплохо бы понять, какая её часть вообще реальна к взысканию. А о том, откуда взять деньги, не смогли договориться даже в правительстве. "Россети" привычно пожелали компенсировать свои потери из государственного кармана. Но Минфин встал насмерть, и просимые на компенсацию ущерба более 16 млрд рублей платить отказался, предложив энергетикам заплатить из собственных денег.
"Хватит кормить Кавказ"?
Про "хватит кормить" и "отделить Кавказ" мы постоянно слышим от желающих вернуть Россию к эпохе феодальной раздробленности. Но во всех случаях это либо заведомая глупость, либо осознанная провокация, играющая на отсутствии у людей информации.
Да, Кавказ всегда был регионом дотационным – "донора" среди кавказских республик нет ни одного. Да, помимо дотаций туда поставляется электроэнергия, за которую там очень мало кто платит. Долгое время на "шалости" наших северокавказских братцев с налогами и платежами смотрели как бы сквозь пальцы: мол, там и так две чеченские войны было, ситуация с безработицей традиционно сложная, бытовых проблем выше крыши плюс ковид и перманентная борьба с террористами… Всё так. Но война закончилась уже 20 лет назад! Террористов отлавливают периодически не только на Кавказе. Так что пора, наконец, перестать воспринимать этот регион как какой-то прифронтовой и целенаправленно делать из него обычный субъект Федерации.
Насчёт "кормить Кавказ": совокупные дотации СКФО составляют ежегодно порядка 156,374 млрд руб. в год, то есть 0,84% от консолидированного бюджета России. Что, в общем, не так много: например, на сочинскую Олимпиаду ушло почти в пять раз больше.
При этом СКФО – самый густонаселённый округ в России: занимая всего 1,5% площади страны, имеет 14,8 млн человек населения (10,5% населения страны). Причём Северный Кавказ – это не только Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея, но также составляющие там существенно больше половины населения два русскоязычных края – Краснодарский и Ставропольский. Лидером по дотациям не только по СКФО, но и по России 10 лет была Чечня, которую "восстанавливали после войны" (СССР после Великой Отечественной войны в целом был восстановлен за 5 лет). С 2017 года это сомнительное первенство среди самых дотационных регионов страны перешло к Дагестану, где войны не было вообще. Кстати, и вполне себе "русский" Ставропольский край в списке дотационных регионов занимает высокое шестое место.
В чём же причины дотационности СКФО? Не будем забывать, что окончательно присоединён к России этот регион был только в середине XIX века, что сказалось на экономической отсталости. Не способствуют развитию известный кавказский традиционализм, клановость и "верность старине" – вещи сами по себе хорошие, но на восприятие всего нового и непохожего, безусловно, влияющие. Плюс кавказская многодетность и аграрный характер экономики, которая просто не в состоянии занять молодёжь, массово уезжающую (часто – отнюдь не лучшие её представители) в "русские" регионы России, где с работой получше. И наконец, всегда бурно развивающаяся в кланово-родовой системе коррупция и кумовство. В итоге имеем регион, который заведомо не развивается, с кучей проблем, которые никто толком не решает. И вечные дотации которому воспринимаются многими как некая "дань". Или плата за лояльность.
Впрочем, курирующий регион вице-премьер Юрий Трутнев с формулой "деньги в обмен на лояльность" категорически не согласен. По его словам, у региона великолепный потенциал и за счёт дотаций его необходимо развивать – строить там курорты и эффективную (и обязательно прозрачную) систему поддержки инвестпроектов.
Можно построить замечательные курорты не республиканского и даже не российского, а международного уровня, – считает вице-премьер. – Трудно ведь ответить, почему Эльбрус, высочайшая вершина нашей страны и Европы, остался таким необихоженным… Зато у подножия Эльбруса и Домбая – сотни незаконных строений, с которыми сейчас надо очень внимательно разобраться.
Разобраться, действительно, надо. Причём поскорее и максимально жёстко. В октябре прошлого года Счётная палата России подготовила доклад об эффективности программ социально-экономического развития регионов СКФО. Выяснилось, что 8 млрд рублей, вложенные туда в предшествующие три года, не принесли значимого эффекта ни для местных рынков, ни для инвестиций. А всё потому, что механизм отбора, финансирования и реализации проектов с бюджетным финансированием "сложен, непрозрачен и сопряжён с коррупционными рисками". Проще говоря, деньги или уходят в "долгострой", или банально разворовываются местными кланами. Впрочем, как и везде.
Что с того?
В качестве ещё одной причины уходящих как вода в песок дотаций СКФО аудиторы Счётной палаты отмечали отсутствие стратегического видения развития некоторых республик. Но это у нас болезнь общая, на уровне страны, где при отсутствии госидеологии и понятной всем цели развития ни о каком "стратегическом видении" говорить не приходится. Будет у России Цель, будут Цели и у составляющих её регионов.
Кавказ, действительно, не надо "кормить". Его надо "лечить" – последовательно и умно, шаг за шагом, выкорчёвывая всё то, что этому лечению мешает. Люди, живущие там, не виноваты, что всё происходит так, как происходит. И что многим из них платить за электричество и газ просто нечем, как и немалому числу "должников" – пенсионеров и живущих на прожиточный минимум в "русских" регионах России. Поэтому не будем осуждать их, а тем более повторять бредни про "отделить Кавказ!". Лечения и осмысленности требует не только Кавказ, но и вся Россия, потому что нельзя вылечить руку или ногу, если болен весь организм. Для начала – навести порядок, пересажать чиновное ворьё и перейти к осмысленному развитию. Только так избавимся и от долгов, и от дотаций.
Свежие комментарии