На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Иосиф Калинин
    Ну, так зачем же Вы пишите, если "писать в интернете - последнее дело"!Рынки, московские...
  • Сергей Андросов
    Ты дебил? Во первых букварь выучи, а то непонятна твоя блевотина. А во вторых, с дивана слезь, стратех недоделанный! ...Угроза блокады Ка...
  • Eduard
    Есть толк!Если крадут деньги уже миллиардами на Государственном уррвне,то и говорить не о сем.Где гарантия,что вложен...Бойкот доллара. Б...

Третий отец царевича

«Этот мальчик, во всю жизнь свою не имевший ни одного порядочного учителя, делается под старость президентом Академии наук», — писал о себе в преклонные годы граф Федор Литке, основатель РГО. Его история — классический случай self-made man

Текст: Николай Федоров


Портрет Федора Петровича Литке. Сергей Зарянко, 1854 год. Фото: Fine Art Images / Legion-Media

Герой
Федор Литке

1797 — Родился в Санкт-Петербурге в семье чиновника немецкого происхождения Петра Литке, мать, Анна Доротея Литке, умерла при родах.
1808 — После смерти отца переехал к дяде Федору Энгелю.
1813 — Начало карьеры во флоте.
1832–1851 — Был воспитателем, а затем опекуном великого князя Константина Николаевича.
1845–1850 и 1857–1872 — Был вице-председателем Русского географического общества.
1850–1853 — Был губернатором Ревельского порта и г. Ревеля.
1853–1855 — Был губернатором Кронштадта.
1855 — Избран членом Государственного совета.
1864–1882 — Был президентом Академии наук.
1882 — Умер, похоронен на Волковском лютеранском кладбище.

Судьба Федора Литке как минимум дважды сделала крутой поворот. Первый был, несомненно, к лучшему: роднёй предоставленный самому себе юноша-сирота вдруг получил шанс на карьеру мореплавателя, а потом и географа. Когда в 1832 году случился второй поворот, эта карьера оборвалась — Николай I назначил молодого ученого воспитателем своего сына Константина. Не повезло ученому, зато повезло науке. В том столетии перемены в Российской империи почти всегда зависели, к сожалению, от самодержавного «ручного управления», и появление в царском окружении бескорыстного человека, который точно знал, что нужно для развития науки, стало большой удачей. Стараниями Литке при поддержке государства было основано Русское географическое общество, которое организовывало и финансировало важнейшие экспедиции и проекты, публиковало научные труды мирового значения, поддерживало ученых в регионах. Литке мог участвовать в реформах, преображавших страну. Этот волей-неволей разносторонний человек отмечен множеством наград за достижения в разных сферах. Расскажем только о семи, зато важных и этапных для его жизни.

1813 год
Орден Святой Анны III степени, он же IV степени


1813
Орден Святой Анны. Знак III степени, с 1815 года ставший знаком IV степени

Орден Святой Анны был учрежден в память о старшей дочери Петра Великого ее супругом. Несмотря на «мирный» девиз (первые буквы AIPFего латинского перевода «Любящим справедливость, благочестие и веру» расшифровывались также как Anna Imperatoris Petri Filia — «Анна — императора Петра дщерь»), этим орденом традиционно награждали в первую очередь за боевые заслуги. Многие храбрецы получили его за подвиги в ходе Наполеоновских войн, и юный Литке не исключение. Муж его сестры капитан Иван Сульменев, решивший устроить судьбу молодого родственника, определил юношу на службу во флот. В прошении об этом на имя императора капитан для надежности прибавил 15-летнему Федору два года, и разрешение отправиться «гардемарином на одну кампанию» было получено. В том же, 1813 году галиот (судно с парусным вооружением шхуны) «Аглая» под командованием Сульменева, куда поступил на службу Литке, выдвинулся в составе флотилии к Данцигу (современный Гданьск. — Прим. «Вокруг света»), занятому французскими войсками. Нужно было поддержать с моря осаждавшую город прусскую армию. В трех морских сражениях Литке водил под пушечными ядрами катер, передавая донесения с галиота Сульменева на канонерские лодки. Через полвека в автобиографии Федор Петрович не без бравады вспоминал: «Большой трусости не чувствовал, да, сказать правду, и опасности большой не было. Ядра перелетали через головы и рикошетировали вблизи, не нанося вреда». И тут же добавлял, что их флотилия потеряла 400 человек убитыми и ранеными.

В награду Федора Литке досрочно произвели в мичманы. Первый полученный юношей офицерский чин давал право на орден, и «за отличную храбрость, оказанную при осаде с морской стороны Данцига», он был удостоен Святой Анны III степени — круглого знака, который, в отличие от других орденов, полагалось носить на эфесе оружия. Через два года, в 1815-м, Александр I реформировал награду, и удостоенные ранее третьей степени были объявлены кавалерами новой, четвертой, а орден третьей степени учреждался в виде креста, который на ленте носили на груди. Так что Анну III степени Литке пришлось заслужить повторно — на этот раз за участие в первом своем кругосветном путешествии.


Камчатка. Охота на тупиков. Гравюра с рисунка Фридриха фон Китлица, сделанного в экспедиции 1826–1829 годов на шлюпе «Сенявин»

1829 год
Орден Святой Анны II степени


1829
Орден Святой Анны II степени, орденские крест и лента. Девиз ордена: «Любящим справедливость, благочестие и веру»

«Старая и постоянная мечта моя исполнилась», — писал о втором своем кругосветном путешествии Литке. Если в первое путешествие в 1817 году 19 -летний мичман отправился под началом прославленного капитана Василия Головнина набираться опыта, то в 1826 году 28-летний капитан-лейтенант Литке уже сам возглавлял один из двух кораблей — трехмачтовый барк-шлюп «Сенявин». Девятнадцатое по счету русское кругосветное плавание продолжалось три года. Корабль выдержал два лютых шторма — на Балтике и у мыса Горн, доставил грузы и рабочих на Камчатку и направился в Тихий океан к неизученным территориям. Литке составил карту 26 Каролинских островов, из которых открыл 12, подружился с туземцами и изучил их быт. С одним из юросов — вождей племени с острова Юалан — Литке даже побратался, когда жил в тех местах в палатке, исследуя местную природу. «За столом Сипе (аборигену из «делегации» островитян к морякам. — Прим. «Вокруг света») вздумалось поменяться именами с Ратмановым (мичманом, помощником Литке. — Прим. «Вокруг света») — первый пример этого, общего в Южном море, обыкновения. Тотчас и другие того же захотели, и на мою долю пришелся приятель мой Нена. Он вышел из палатки и объявил толпе, что он отныне юрос Лицке, а что Нена сидит в палатке; народ изъявил свое одобрение длинным «Уэ!». С этого времени были мы в беспрестанных и самых дружеских сношениях с жителями», — вспоминал мореплаватель «этнографическую практику».

За второе кругосветное плавание Литке был награжден «Анной на шее» — орденом Святой Анны II степени — и, «проскочив» чин, произведен сразу в капитаны 1-го ранга.


Вид Петропавловска-Камчатского. Гравюра с рисунка Фридриха фон Китлица

1832 год
Орден Святого Владимира III степени


1832
Орден Святого Владимира III степени, орденские крест и лента. Девиз ордена: «Польза, честь и слава»

По долгу службы капитан Литке принял участие в неоднозначном событии российской истории — подавлении польского восстания 1830–1831 годов. Царство Польское находилось в зависимости от Российской империи, и его жители попытались освободиться от власти восточного соседа. Ввод Николаем I войск в Польшу для борьбы с мятежниками расколол российскую общественность: одни (в числе которых были и Пушкин с Чаадаевым) считали восставших изменниками, другие признавали за страной право на независимость. Флотский офицер Литке выполнял приказ организовать доставку закупленного в Восточной Пруссии провианта (а также канонерских судов под видом грузовых) для введенных в Польшу российских войск. Предприятие оказалось непростым, особенно из-за странных действий властей Данцига: хотя в городе уже бушевала эпидемия холеры, около сотни российских судов с провиантом на подступах к нему продержали на карантине целую неделю, когда дорог был каждый день. «Против безумия, овладевавшего везде умами при первом появлении этой болезни в Европе, всякая логика была бессильна», — вспоминал Литке, которому тем не менее удалось добиться, чтобы суда пропустили; миссия была выполнена. «За деятельность и благоразумную распорядительность, оказанныя при выгрузке из кораблей в Данциг и сплаве по Висле, назначенных для действовавшей в царстве Польском армии продовольственных припасов», как сказано в послужном списке Федора Литке, император наградил его орденом Святого Владимира III степени.

РЕКЛАМА


Селение на острове Юалан (Каролинские острова). Гравюра с рисунка Александра Постельса, сделанного в экспедиции 1826–1829 годов

1841 год
Орден Нидерландского льва


1841
Орден Нидерландского льва. Орденские крест и лента, а также бант орденских цветов, носимый на булавке. Девиз в переводе значит: «Доблесть облагораживает»

В том году контр-адмирал Литке на фрегате «Аврора» сопровождал своего воспитанника, 13-летнего великого князя Константина Николаевича в плавании в Данию и Нидерланды. Император решил вырастить из второго сына главу морского ведомства, и мальчик с девяти лет каждый год проходил морскую практику. Литке пишет, что в Гааге Константин совершенно очаровал голландских родственников (королева Анна приходилась мальчику теткой по отцу). Одним из результатов поездки было то, что король Нидерландов Вильгельм II удостоил Литке высшей государственной награды за гражданские заслуги — ордена Нидерландского льва (его вручают ученым и по сей день). Это был не первый иностранный орден Литке: в 1835 году он получил прусского Красного орла II степени. Признание в научном сообществе России и Европы мореплавателю принесли опубликованные материалы четырех его арктических экспедиций 1821–1824 годов.

Правда, с 1832 года, когда Литке приступил к обязанностям воспитателя царского сына, на научную деятельность времени больше не было, о чем Федор Петрович очень сожалел. «Зачем и для чего оторвала меня судьба от работы, с которой я так ознакомился, совратила меня с поприща, на котором я только стал подвизаться с честью?!» — писал ученый в дневнике в 1832 году.

1852 год
Орден Святого Александра Невского



1852
Орден Святого Александра Невского.
Орденские крест, лента и звезда. Девиз ордена: «За труды и Отечество»

По достижении великим князем Константином Николаевичем 25-летия заканчивались обязанности адмирала Литке в качестве его попечителя. К этой дате царский сын испросил у Николая I для наставника орден Святого Александра Невского. К 9 сентября, своему дню рождения, Константин направил в Ревель, где находился Литке, адъютанта с грамотой, орденом и письмом. Как рассказывал секретарь великого князя Александр Головнин, посланник прибыл к Литке в ту самую минуту, когда Федор Петрович поднимал за столом бокал за здоровье воспитанника. «У меня теперь три отца: вездесущий отец небесный, Папа, который в то же время и мой государь, и Ты, который всегда печется о моем счастии; как возможно не быть счастливым в таком семействе!» — писал наставнику великий князь.

По статуту орден Александра Невского полагается «в награду трудов, за отечество подъемлемых». Воспитание сына императора и будущего морского министра и впрямь было делом нелегким. Пятнадцать лет Литке отвечал за жизнь, здоровье, физическое и умственное развитие воспитанника, практически постоянно находился при нем, составлял учебные планы и преподавал мальчику часть предметов, в основном связанных с морским делом. «Паровая машина, под вывескою гувернерской должности, продолжает по-старому работать с утра до ночи, сегодня, как вчера, и как будет завтра — то тот привод подтянуть, то другой ослабить, смотря по надобности, в этом вся разница; а между тем все время поглощено. А спросишь себя: что сработал? И не знаешь, что отвечать; надо подождать лет десять, чтобы получить ответ», — делился педагогическими заботами Федор Петрович в 1842 году в письме к другу и коллеге, воспитателю наследника престола, поэту Василию Жуковскому. Когда князь достиг совершеннолетия и женился, Литке еще несколько лет был его попечителем, постоянно поддерживая и помогая советами. За все эти годы он привязался к Константину, как к родному сыну, и, конечно, его очень тронула благодарность повзрослевшего воспитанника.


Улица в Маниле, столице острова Лусон (Филиппинские острова). Гравюра с рисунка Александра Постельса

1861
Золотая Медаль «за труды по освобождению крестьян»

1861 год
Золотая медаль «За труды по освобождению крестьян»

Награду Александр II учредил в 1861 году 17 апреля, в день своего рождения, для всех высших чиновников, принимавших участие в подготовке важнейшей реформы столетия — отмене крепостного права. Медали было две: золотая — для ближайших сподвижников и высших чинов — и серебряная. Обе носились на красной Александровской ленте. Литке как член Государственного совета входил в число тех, кто принимал решения о ходе преобразований. Его воспитанник великий князь Константин был самым ярым сторонником реформы и возглавлял комитеты по ее подготовке.

1870 год
Орден Святого Андрея Первозванного


1870
Орден Святого Андрея Первозванного. Крест на орденской цепи, орденские лента и звезда. Девиз ордена: «За веру и верность»

Первый орден Российской империи, учрежденный Петром Великим в 1699 году, за всю свою историю оставался главным государственным орденом. Члены императорской фамилии получали его по факту рождения или совершеннолетия, для остальных подданных дворянского сословия орден Андрея Первозванного был своего рода венцом достижений — его можно было «заработать», лишь заслужив предварительно ряд других наград.

Специалист по фалеристике Александр Кузнецов отмечает, что во многих случаях низшие степени и младшие ордена давались за реальные достижения, а высшие часто жаловали тем, кто смог войти в ряды орденоносной элиты, «автоматически» — за выслугу лет и в честь юбилеев и празднеств. Литке получил орден 1 января по старому стилю, то есть как раз в ходе такой праздничной раздачи орденов. Впрочем, лауреат и в те годы не почивал на лаврах: Федор Петрович, которому уже перевалило за 70, совмещал руководство Академией наук и Русским географическим обществом. В его случае высший орден Российской империи оказался нечастым примером справедливого вознаграждения «за выслугу лет».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх