11 августа Сергей Собянин провёл заседание рабочей группы Госсовета по противодействию коронавирусу. Обсуждали предстоящую вакцинацию. Возрождение из небытия коронавирусной комиссии Госсовета может означать попытку Сергея Собянина создать новую расстановку сил в российской политике.
Мэр Москвы пытается стать влиятельнее председателя правительства. Хорошая попытка, хотя и обречённая на поражение.Андрей Перла
Тема злой ковидлы постепенно перестаёт довлеть над российской политикой и экономикой. Карантинные ограничения, как обоснованные и необходимые, так и волюнтаристским образом вводившиеся губернаторами собянинского пула, постепенно снимаются. Маски, конечно, в Москве всё ещё мелькают, в метро специально обученные (или, наверное, всё же лучше сказать, подневольные? не для себя же стараются) люди, делающие вид, что не знакомы с кодексом об административных правонарушениях, пытаются впаривать эти самые маски и перчатки проезжающим. Но в целом можно сказать, что обстановка спокойная: всё, что должно работать, работает, кому надо лечиться, тот лечится. Неудивительно, что о специальной комиссии Госсовета, в которой губернаторы российских регионов должны обсуждать меры по борьбе с эпидемией, мы уже давненько не слышали – как минимум месяц. Даже уже и профессионалы вроде вашего покорного слуги забывать стали, что был такой почти что орган власти.
Карантинные ограничения, как обоснованные и необходимые, так и волюнтаристским образом вводившиеся губернаторами собянинского пула, постепенно снимаются. Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
Однако он существует, и, более того, его до сих пор можно использовать в аппаратной борьбе за внимание президента и, следовательно, за влияние. Именно этим занимается Сергей Семёнович Собянин, полагая, что, если губернаторы хотя бы в каких-то вопросах будут его слушаться, он сумеет начать движение вверх по карьерной лестнице.
Почему у Собянина могло бы получиться?
Попытка Собянина не выглядит бессмысленной. В условиях, когда коронавирусная эпопея только начиналась и реальная опасность для отдельных граждан, отдельных российских регионов, для российской экономики и социальной сферы в целом была не до конца ясна, президент принял решение сделать работу по борьбе с эпидемией максимально гибкой. Так как очевидно, что положение дел в различных российских регионах может различаться очень сильно, он предоставил губернаторам дополнительные полномочия принимать решения, какие карантинные меры и в какие сроки вводить, а от каких воздерживаться. Это решение было принципиально верным, хотя и создавало дополнительные возможности не только для правильных и обоснованных действий региональных начальников, но и для сущего волюнтаризма.
Тот же мэр Москвы развернулся на полную катушку, то вводя бессмысленные пропуска для проезда граждан в общественном транспорте, то заявляя, что гражданам можно гулять только в соответствии с графиком, уточнённым вплоть до отдельных подъездов отдельных домов, то заворачивая скамейки на бульварах в полосатые ленточки… И в целом испортил мнение о себе горожан и заодно федерального начальства, надо полагать, до президента включительно. Потому что карантин карантином, но зачем же стулья ломать, то есть зачем же граждан-то злить?
С точки зрения аппаратной борьбы Собянину, однако, не скамейки были важны. И даже не возможность осваивать очень дополнительные бюджетные средства, покупая производителей медицинских масок и арендуя у крупного бизнеса помещения под резервные ковидокойки. Это всё, конечно, очень приятно делать, если ты чиновник и знаешь, как своей чиновной властью выгодно распорядиться, но эта чичиковщина – не более чем вишенка на большом и сладком торте.
А вот торт – это не про освоение дополнительных средств. Торт – это про власть как таковую.
Свободные действия губернаторов президент ограничил координирующим центром. Этим центром стала комиссия Государственного совета во главе с мэром Москвы – а с кем ещё, если он работает руководителем самого большого и самого богатого субъекта Федерации, столицы нашей Родины? Примите во внимание, что Госсовет в начале событий был ещё не более чем совещательным органом, клубом губернаторов при президенте, но все уже знали, что после введения в действие поправок к Конституции он станет чем-то гораздо большим – органом, который должен определять стратегию на важнейших направлениях государственной политики.
Собянин работает руководителем самого большого и самого богатого субъекта Федерации. Фото: Xinhua/Evgeny Sinitsyn/Global Look Press
Именно этот новый Госсовет (поправки вступили в действие 3 августа), сохранивший в своём составе собянинскую комиссию, мэр Москвы теперь собирается поставить под свой контроль.
Добавим к сказанному, что Собянин – он не сам по себе Собянин, он лидер целого клана, или, если угодно, неформального клуба губернаторов. И некоторых министров федерального правительства, связанных с ним биографией и профессиональным опытом. Собянинские вассалы, по общему мнению политологов, – и губернатор Свердловской области, бывший мэр Тюмени, и губернаторы Тюменской и Курганской областей, бывшие вице-губернаторы той же Тюмени… С такими силами вполне можно попытаться закрепить в Государственном совете такое, что…
Что у него могло бы получиться?
А что, собственно, такое? Чего он хочет? Для начала – постоянного значимого места в федеральных политических "раскладах". Даже не так. Если считать, что большая политика похожа на партию в преферанс… ну, или, может, в покер… для начала Собянину нужно постоянное место за столом. И почти сразу – хорошие карты. Вот несколько региональных козырей он себе уже сдал.
А какова ставка в этой партии? А это такая трудно оцениваемая, но совершенно реальная вещь, как политическое влияние. Сначала на важнейшие решения, которые должна принимать российская государственная власть в 2020-2024 годах. На политику в сфере здравоохранения и социального обеспечения, скажем. Затем – на большую игру вокруг президентских выборов 2024 года. Без важного человека в Госсовете ведь не смогут в судьбоносном году обойтись? Не смогут. Стало быть, мнение этого человека и его вассалов будут принимать в расчёт. При формировании предвыборных программ, скажем. Или списка доверенных лиц. Или, вообще, при принятии решений президентского штаба. Шаг за шагом – а там, глядишь, и само формирование правительства России, вплоть до поста председателя правительства может быть предметом внимания всесильного руководителя одного из важнейших подразделений Государственного совета.
Мечты-мечты, где ваша сладость...
Почему у Собянина не получится
Почему расчёты Собянина, скорее всего, окажутся неверными и никакой партии в этот преферанс ему сыграть не удастся? Потому что рассчитано-то всё очень хорошо, но рассчитано с опорой всего на одно событие, с одним фантастическим допущением придумано – а именно, что "вторая волна" эпидемии обязательно случится и, значит, решения губернаторов по борьбе с вирусом снова станут очень важной частью российской системы управления. В самом деле: если осенью 2020 года регионы вернутся к введению ограничения нормальной жизни и работы граждан (кто во что горазд), роль комиссии Собянина и самого Сергея Семёновича станет очень важной. Важнее роли правительства, что ему и требуется.
https://vk.com/video-75679763_456253643
Вот только "тут у вас ошибочка", господин большой начальник столичный мэр. Не будет второй волны. То есть какой-то рост числа заражённых, может быть, и произойдёт, это пока непонятно. Но вот новой паники и "локдауна", отключения и остановки всего и вся не будет точно. Не выдержит больше такого российская экономика, как не смогла бы такого выдержать экономика ни одной страны мира.
Да и смысла в локдауне больше нет. Резервы системы здравоохранения накоплены огромные, никакая эпидемия не сможет их истратить. Прямо сейчас занято не более 30% больничных коек, предназначенных для ковидных больных. Аппаратов ИВЛ закуплено столько, что часть даже не успели распаковать. Опыта лечения накоплено достаточно. И самое главное – готова российская вакцина.
То есть болеть люди, конечно, увы, не перестанут. И многие, наверное, тяжело. Каждый день на этой неделе фиксируется в России примерно 5000 заражений. Но ничего такого, что потребовало бы сверхъестественных мер и ограничений, не предвидится. Стало быть, комиссия в Госсовете будет занята, вероятно, полезными, важными, но, в общем, рутинными обсуждениями локальных вопросов. Ничего даже близко подобного по стратегическим масштабам вопросам, которые решает правительство, в этой комиссии обсуждаться не будет.
А правительству Михаила Мишустина между тем предстоит решать именно что стратегические задачи. На нём – меры по выводу российской экономики на докризисный уровень, реализация программы, которую мы уже привычно связываем с именами Андрея Белоусова, Сергея Глазьева, Константина Малофеева, но которая, по сути, является программой президента России Владимира Путина.
Свежие комментарии