Почему трагедии повторяются, несмотря на принимаемые меры?
И снова стрельба в школе. На этот раз — в Ижевске. По последним данным Следкома погибли 15 человек, в том числе — 11 детей.
И еще 24 человека пострадали: двое взрослых и 22 ребёнка. Среди пострадавших — ученики, в том числе, первоклассники, учителя и охранники.Стрелявший покончил с собой.
Уже известно, что он был выпускником школы № 88, в которой произошла эта трагедия. Поскольку в момент совершения преступления на нём была майка с нацистской символикой, можно предположить, что его воззрения отличались радикализмом. Также есть информация, что он стрелял из травматического пистолета, переделанного под огнестрел.
Произошедшее в Ижевске — безусловная трагедия. И вдвойне больно от того, что она случилась после того, как, казалось бы, государство приняло жёсткие меры, чтобы исключить подобное. Помните прошлогоднее дело «казанского стрелка» Ильназа Галявиева, расстрелявшего учеников и учителей в гимназии, выпускником которой являлся. Он убил семерых учеников и двух преподавателей.
И то ЧП было не единственным. В Перми студент местного госуниверситета в стенах альма матер застрелил шесть человек, еще 47 пострадали. А в Санкт-Петербурге в школьной раздевалке ученик 9-го класса несколько раз выстрелил в направлении двух своих одноклассников. По счастью, никто не пострадал, а оружие у хулигана отобрал учитель.
И это — только самые резонансные случаи за один (!) год. А были и другие инциденты.
После стрельбы в Казани был изменен закон «Об оружии», ужесточающий наказание за переделку и незаконный оборот оружия и усложнивший правила его приобретения. Он, кстати, вступил в силу в августе этого года. Начался мониторинг соцсетей с тем, чтобы заблаговременно выявлять лиц, вынашивающих планы массовых расправ или пропагандирующих нацистские и прочие разрушительные идеи. Была усилена охрана в учебных заведениях. Но, увы, этого оказалось недостаточно.
Генеральная прокуратура РФ поручила проверить вопросы безопасности и охраны школ в Удмуртии после стрельбы в школе Ижевска. Но это, увы, погибших не вернёт.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко направила в адрес руководства Удмуртии телеграмму, в которой, в частности, говориться: «Нападению подверглись дети, что является вопиющим фактом, который крайне сложно даже осознать. Сегодня мы, к сожалению, часто сталкиваемся с агрессией, направленной на учащихся и педагогов образовательных учреждений». А агрессию нельзя устранить одним только закручиванием гаек.
Нужно наконец осознать, что эмоционально-психологическое здоровье население в конец расшатано разного рода стрессовыми ситуациями, которые в нашей стране имеют место последние три десятилетия, и с этой проблемой надо что-то делать, считает социолог Мария Домарёва.
— Возьмем сегодняшний день. Кроме жестокого расстрела школьников в Ижевске была еще стрельба в Москве возле клуба. Там вроде бы никто не погиб, но охранник получил ранение. В Казани кто-то стрелял из окна собственной квартиры. В Усть-Илимске мужчина начал стрелять в военкомате, военком ранен. То есть мы видим, что агрессия выплёскивается уже в крайних формах, люди не в состоянии себя контролировать. И вовсе не обязательно, чтобы у человека, решившегося на подобное, было огнестрельное оружие. Он может воспользоваться топором, молотком, да любым подручным инструментом. Для того, чтобы предотвращать подобные инциденты, нужно, чтобы человек, чувствующий, что может слететь с катушек, мог своевременно получить психотерапевтическую помощь. Но психотерапия у нас в стране, к сожалению, по-прежнему в загоне.
Что касается стрельбы в учебных заведениях, то эта тенденция прослеживается года с 2018-го примерно. И она упирается в исполнение алгоритма защиты. В большинстве случаев трагедии случались, когда в плохо охраняемые учебные заведения проходили психически неуравновешенные люди с оружием. Поскольку обеспечить массовую квалифицированную помощь населению государство, по всей видимости, не в состоянии, то надо хотя бы усиливать охрану так, чтобы появление вооружённых людей на территории учебных заведений, детских учреждений и других социальных объектах было полностью исключено, считает социолог.
С тем, что агрессивность стала уже почти нормой, трудно не согласится. Вот даже взять ситуацию: ученик принёс в школу оружие. Такое и раньше бывало, вот только никому не приходило палить в одноклассников.
Журналист Елена Коваленко вспоминает эпизод из собственной биографии:
— Мой отец имел наградной пистолет с красивой гравировкой. Научил меня из него стрелять. Хранил его дома, в столе. Я как-то рассказала про оружие одноклассникам, они мне не поверили. И я додумалась притащить пистолет в школу. Мало того, что все мальчишки его крутили-вертели, так я еще решила всем показать, как хорошо умею стрелять. Пошли за школу, поставили какие-то камешки, банки. И тут нас увидела учительница… В общем, мало мне после этого не показалось.
Но чувствуете разницу: притащить оружие, чтобы похвастаться, какая красивая штуковина есть в доме, или чтобы целенаправленно убивать. Прямо по-шекспировски: подгнило что-то в Датском государстве, раз трагические случаи вновь и вновь повторяются, невзирая на принимаемые меры по их предотвращению.
— Совершенно необходим противовес тому информационному мусору, который вываливается на детей и подростков со стороны масс-медиа и соцсетей, считает полковник ФСБ в отставке Василий Верещак. Ежедневный поток негативных эмоций, деструктивных идей, насилия, демагогии, хамства может спровоцировать чрезмерно бурную ответную реакцию, которая может проявиться в самых жестоких формах. И одними запретами эту проблему не решить, да и не всё можно проконтролировать и запретить. Тут, конечно, пригодился бы хороший психолог, который смог бы вовремя заметить первые признаки проявления агрессии, чтобы их вовремя нивелировать, погасить. Я считаю, что важно предупреждать крайние формы агрессии, когда переступают черту закона и морали, и появляются жертвы, считает Василий Верещак.
Ну, а сейчас остаётся только соболезновать тем, кто потерял родных и близких. Горе родителей, потерявших детей, тронуло многих.
«Ижевск! Скорбим», — написала в соцсети уроженка Ижевска олимпийская чемпионка по фигурному катанию Алина Загитова.
Соболезнования выразили глава МВД Сербии Александр Вулин, президенты Беларуси и Узбекистана. Даже посольство США отметилось.
В Ижевске объявлены дни траура, школа, в которой произошло ЧП, будет пока работать дистанционно.
Свежие комментарии