Виновен, правда, косвенно, в том, что «Метеор» получился именно таким, авианосец «Тайхо». Вообще, «Рюсей»/«Метеор» вполне претендует на звание одного из самых красивых и изящных самолетов Второй мировой войны. И одновременно это самый тяжелый палубный ударный самолет императорской Японии того времени.
В целом весьма выдающаяся машина.
Но начнем с авианосца.
Авианосец «Тайхо» стал крупнейшим японским авианосцем специальной постройки и первым японским авианосцем с бронированной полетной палубой. Всего планировалось построить пять таких авианосцев, но можно сказать, что кому-то повезло, потому что японцам в ходе войны удалось достроить лишь головной корабль серии.
«Феникс»/«Тайхо» относился к классу тяжелых ударных авианосцев. Брони действительно было много, но за защиту пришлось заплатить уменьшением авиагруппы со 126 самолетов до 53.
Зато спланированные размеры ангаров и габариты лифтов позволяли принять на борт значительно более тяжелые и крупные машины, чем обычные самолеты Японии того времени. Оставалось только дать задание авиаконструкторам, чтобы они создали такие самолеты. Массой до 7,5 тонны и габаритами до 14 метров длиной и столько же по размаху крыла.
Вообще, в начале войны японское морское командование просто грезило мечтой о тяжелом ударном универсальном самолете. Который можно было бы использовать в качестве и бомбардировщика, и торпедоносца, и разведчика. Всем порядком надоело существующее разделение на бомбардировщики и торпедоносцы, и необходимость иметь на борту авианосца оба вида ударных самолетов.
Конечно, наверняка было бы довольно соблазнительно сперва отстрелить по эскадре противника 50 торпед, а потом прислать уцелевшие в первой атаке самолеты с бомбами. Добивать. А так получалось, что кто-то да оставался на палубе.
И в 1941 году японское командование созрело для разработки и принятия на вооружения такого самолета. Была даже разработана спецификация 16-Shi, в соответствии с которой на смену только что поступившим на вооружение D4Y «Suisei» и B6N «Tenzan» можно было разрабатывать новые универсальные самолеты.
Сложно сказать, почему на этот раз японское командование решило отказаться от проведения конкурса. Возможно, ради экономии времени, возможно еще по каким-то причинам, сегодня сказать очень и сложно. Но факт: задание на проектирование было отдано фирме «Айчи Кокуки».
Требования спецификации были весьма своеобразны для японского самолетостроения:
1. Максимальная скоpость — 550 км/ч.
2. Дальность полета ноpмальная – 1800 км, максимальная – 3300 км.
3. Маневpенность сопоставимая с палубным истpебителем Мицубиси А6М.
4. Бомбовая нагрузка из двух 250-кг бомб или шести 60-кг в отсеке или авиационная тоpпеда.
5. Оборонительное (?) вооружение из двух крыльевых 20-мм пушек и подвижного пулемета в задней кабине.
Двигателем был назначен новый 18-цилиндровый радиальный Nakajima NK9 «Homare 11» мощностью 1820 л.с, проходивший испытания в 1941 году.
Проект возглавил Hоpио Озака со своими ассистентами Моpисиге Моpи и Ясусиpо Одзава.
Эта команда сделала много интересных ходов ради того, чтобы самолет удался по всем статьям.
Для съема большей мощности двигателя в проекте впервые применили четырехлопастный воздушный винт диаметром 3,5 метра. Такой винт потащил за собой немалы просвет.
Так как конструкторы хотели, чтобы самолет был очень «гладким», аэродинамически максимально приближен к идеалу, они отказались от традиционной внешней подвески вооружения.
Для бомбового вооружения в фюзеляже был размещен весьма просторный бомбоотсек, способный вместить две 250-кг бомбы тандемом или шесть 60-кг бомб на специальной подвеске в два ряда по три штуки.
В отсек также можно было загрузить одну бомбу в 500 или 800 кг.
А вот торпеда в отсек никак не хотела помещаться. И для того, чтобы самолет мог нести стандартную торпеду Тип 91, была разработана оригинальная подвеска, на которой торпеда располагалась под фюзеляжем, будучи смещенной к левому борту. Зато на подкрыльевых узлах подвески в этом случае можно было подвесить еще четыре 60-кг бомбы.
Для того чтобы самолет безболезненно мог перенести устройство такого, скажем прямо, немаленького бомбоотсека, пришлось применить схему среднеплана. Это, соответственно, повлекло увеличение (а значит – хрупкость) стоек шасси. Чтобы укоротить стойки шасси, крыло получило излом типа «обратная чайка».
Чтобы самолет мог перемещаться внутри авианосца, крылья получили гидравлический привод складывания, уменьшавший размах с 14,4 до 7,5 метров.
Экипаж состоял из двух человек вместо стандартных трех на палубных торпедоносцах.
Стрелковое вооружение состояло, согласно требованию, из двух крыльевых пушек «Тип 99» Модель 2 и оборонительного 7,92-мм пулемета «Тип 1» в задней кабине.
Пеpвый опытный самолет был готов в мае 1942 г. В испытательных полетах самолет продемонстрировал прекрасную управляемость и высокие ЛТХ. С оговоркой типа «если нормально работал мотор». Мотор, новый «Homare 11», естественно, капризничал, как и положено новому.
Война с ним продолжалась весь 1943 год и, скорее всего, закончилась бы полным поражением конструкторов, но в апреле 1944 года появилась следующая версия, Nakajima NK9C «Homare 12» мощностью 1825 л.с. С ним самолет пошел в производство под обозначением «Палубный бомбаpдиpовщик-тоpпедоносец «Ryusei» В7А2».
Однако в 1944 году Япония уже была не в состоянии быстро наладить выпуск новых самолетов. Да, оказалось, что «Метеор» легче в изготовлении, чем меньший по размеру D4Y «Suisei», который «Айчи» строила уже несколько лет.
Пеpвые сеpийные самолеты имели на вооружении 7,92-мм пулемет «Тип 1» на подвижной установке, а последние сеpийные В7А2 получили 13-мм пулемет «Тип 2». Это, пожалуй, была единственная модификация самолета в процессе выпуска.
Впрочем, выпуск длился недолго. Пpоизводство В7А2 на «Айчи» окончательно встало в мае 1945 года, после землетpясения, но это не могло уже повлиять на ход войны.
Всего было построено 114 единиц В7А, включая опытные.
Но это еще не самое неприятное. Главная неприятность для «Метеоров» заключалась в том, что носителей как бы не было. Вместо пяти тяжелых авианосцев типа «Тайхо» был построен один. Остальные даже не были заложены, и японскому флоту пришлось довольствоваться кораблями более скромных размеров.
В основном – переделками из кораблей других классов, типа как американцы лепили эскортные авианосцы из всего подряд.
А на таких авианосцах «Рюйсей» уже не мог спокойно размещаться именно из-за своих размеров. Увы, но главным врагом «Метеора» стали габариты, а не что-то еще. Потому даже была составлена спецификация 20-Shi на разработку преемника «Рюйсея» — меньшего по габаритам бомбардировщика В8A «Мокусей», но дальше проекта дело не пошло, война закончилась.
Единственный авианосец «Тайхо», под который, собственно, и проектировался «Рюйсей» вступил в строй 7 марта 1944 года. По проекту на его борту должно было базироваться 24 новейших истребителя Мицубиси A7M2 «Реппу», 25 бомбардировщиков Айчи B7A2 «Рюйсей» и четыре разведчика Накаджима C6N1 «Сайан».
Но пока группа готовилась к передаче, авианосец был вооружен старыми самолетами. Его боевая группа в первом походе состояла из 22 истребителей А6М5, 18 торпедоносцев В6N2, 22 пикировщиков D4Y2 и трех D3A2.
Как известно, в первом же походе, в битве у Марианских островов, «Тайхо» был потоплен. Виной гибели стала не столько одна (!) торпеда с американской подлодки «Альбакор», попавшая в авианосец, сколько неумелые действия экипажа, сделавшего все для того, чтобы корабль погиб.
Ну не топят одной торпедой авианосец водоизмещением 34 000 тонн. Однако если экипаж приложится от души – запросто.
Кроме «Тайхо» «Рюйсей» ждали только на одном корабле: гигантском «Синано», переделанным из линкора класса «Ямато».
Там планировали иметь около 20 самолетов, но увы. Судьба «Синано» оказалась даже короче, чем у «Тайхо», и американские подводники потопили его прямо на испытательном переходе.
Так что все выпущенные В7А поступили в береговые части, дислоцированные в Японии. Наибольшее количество самолетов этого типа поступило на вооружение 752-го кокутай, который принял активное участие в боях за Окинаву.
Боевое применение «Метеора» было достаточно ограниченным и пришлось на завершающие бои Второй мировой, когда Японию уже не спасло бы даже чудо. Боевые вылеты ударных японских самолетов уже мало отличались от ударов смертников-камикадзе.
В мясорубке боев за Окинаву в марте-июле 1945 года японцы потеряли свои последние подготовленные экипажи. Там же, вокруг Окинавы, и нашли свой конец немногочисленные «Рюйсеи».
Сказать что-то конкретное о успехах летчиков на «Рюйсеях» очень сложно. Главным образом потому, что американцы совершенно не утруждали себя опознанием самолетов, наносивших им урон и не забивали себе голову тем, на чем летел японский летчик.
А японские летчики в основном своем большинстве не могли рассказать об успехах по вполне уважительной причине. Но тем не менее, кое-что все же осталось в истории.
Почти детективная история с авианосцем «Франклин», которого японские летчики отделали так, что его хоть и восстановили, но больше «Франклин» не воевал и в строй флота не вернулся.
Сперва по «Франклину», флагману оперативной группы TF-58.4 19.03.45 у Окинавы пропахал камикадзе на бомбардировщике G4M. Большого ущерба не было, камикадзе рухнул в море с другой стороны палубы.
Но пока экипаж переводил дух от такого шоу, подкравшийся самолет, которым по утверждениям американцев был D4Y «Сюсей» или «Джуди» по американской терминологии, прошел вдоль палубы корабля, сбросив две 250-кг бомбы, одна из которых попала в носовую часть, а вторая в кормовую часть корабля, после чего на корабле вспыхнул большой пожар, продолжавшийся более суток и фактически уничтоживший авианосец как боевую единицу флота и треть экипажа.
Но вот есть некая неточность, которая заставляет пересмотреть кое-что в той истории. ДВЕ бомбы, которые по признанию американцев, были сброшены одна за другой. И попавшие одна в нос, а другая в корму.
Увы, но в обзоре на «Сюсея» я писал, что этот самолет в вариантах D4Y2 и D4Y3 брал в бомбоотсек только ОДНУ 250-кг бомбу и еще пару легких под крылья.
Да, в варианте для камикадзе в бомбоотсек можно было загрузить и 500-кг бомбу и даже 800-кг, но две 250-кг... Увы. В бомбоотсек они просто не помещались, а если бы их кто-то их туда и запихнул, то механизм подвеса был для ОДНОЙ бомбы.
То есть, для камикадзе нормально, а вот сбрасывать – нет, не выйдет. А тут бы сброс явно по очереди, так как длина авианосца около 250 метров, вот и думаем.
Кстати, устроить «суперперегруз» и подвесить под крылья 2 х 250-кг тоже не получится. Как не получится сбросить бомбы по очереди. Самолет просто утащить куда-то туда, в сторону крыла с несброшенной бомбой.
Ну никак не получается «Сюсей», хоть ты тресни. Да еще он и двухмоторный...
А вот «Рюйсей» — вполне. У него как раз бомбоотсек на 2 х 250 кг рассчитан. И он мог бросать бомбы по одной, совершенно не боясь нарушить центровку самолета. Просто, как я уже сказал выше, американцы совершенно не забивали себе голову, кто прилетел. С бомбами – это «Джуди». И все.
Второй эпизод произошел 12 июля 1945 года. Вроде бы (опять свидетельствуют американцы) четыре торпедоносца «Бетти» на малой высоте прошли незамеченными в залив Бакнер у Окинавы и атаковали стоявшие на якоре линкоры «Пенсильвания» и «Теннеси».
Торпеда попала в «Пенсильванию», но такому мастодонту одна торпеда что слону дробина. И экипаж был явно не как на «Тайхо», потому «Пенсильвания» не утонул. Потери составили всего 10 человек личного состава погибшими.
Однако те же американцы свидетельствуют, что «Бетти», которые атаковали линкоры, были с изломанным крылом и одномоторные. То есть, не «Бетти» совсем. И не «Мицубиси» G4M, а все те же «Айчи» В7А.
Судя по всему, это был чуть ли единственный вылет «Рюйсеев» в качестве торпедоносцев. Кстати, три самолета были сбиты после выхода из атаки, но последний уцелевший на базу тоже не вернулся. То ли поймали над морем истребители, то ли тривиально не хватило топлива на обратную дорогу.
Судя по повреждениям линкора, пробоина около 9 м в диаметре — это один из немногих случаев успешного применения авиаторпеды Type 91 Kai 7.
Несмотря на то, что бомбардировщики "Рюсей" были достаточно современные и вполне конкурентоспособные именно в том качестве, в котором были созданы, они все же не избежали применения в качестве летающих бомб в отрядах специальных атак.
В конце июля 1945 года в состав одного из наиболее боевых подразделений «Щит императора», вошел вновь организованный отряд «Митате №.7». Отряд был сформирован целиком из бомбардировщиков В7А и носил еще одно имя – «Рюйсей-тай», то есть «группа Рюйсей».
Первое боевое крещение «группы Рюйсей» состоялось 25 июля 1945 года, когда 12 В7А с 500-кг бомбами вылетели для атаки авианосной группы США, действовавшей на юго-востоке Хонсю. Все машины группы были перехвачены американскими истребителями.
9 августа американские истребители перехватили и уничтожили группу из пяти машин В7А в районе островка Кинкасан.
13 августа три бомбардировщика «Рюйсей» из группы «Митате-7» попытавшись прорваться к американским кораблям у мыса Инубо — самой восточной точки Японского архипелага на острове Хонсю. Один самолет вернулся из-за неисправности, остальные два были сбиты на подходе.
Последний свой вылет «Рюйсеи» совершили утром 15 августа 1945 года, уже после объявления капитуляции. Планировалась атака на американские корабли у портового города Кацуура в префектуре Чиба. На это задание вылетели два последних исправных «Рюйсея» группы. Судьба их осталась неизвестной.
Был еще один отряд, укомплектованный «Рюйсеями». Он носил красивое название «Сайрю»/«Цветущий поток» и в него вошли 8 последних В7А. Отряд готовили для последнего боя за Японию, но применить уже не успели. Виной тому стали американские летчики, уничтожившие склад с горючим.
На этом история боевого применения, пожалуй, самого совершенного ударного самолета Японии закончилась...
До нашего времени сохранился один бомбардировщик Айчи В7А «Рюйсей», который находится в коллекции Гарберовского Аэрокосмического музея в США. Правда, в качестве запасного экспоната и в разобранном виде.
ЛТХ B7A1:
Размах крыла, м: 14,40.
Длина, м: 11,50.
Высота, м: 4,075.
Площадь крыла, м2: 35,00.
Масса, кг:
— пустого самолета: 3 810;
— нормальная взлетная: 5 625;
— максимальная взлетная: 6 500.
Тип двигателя: 1 х Hакаджима NК9С Хомаpе-12 х 1 825 л.с.
Максимальная скорость, км/ч: 565.
Практическая дальность, км: 3 300.
Боевая дальность, км: 1 800.
Скороподъемность, м/мин: 580.
Практический потолок, м: 11 250.
Экипаж, чел.: 2.
Вооружение:
— две кpыльевые 20-мм пушки тип 99 модель 2;
— один 7,92-мм пулемет или один 13-мм пулемет на подвижной установке в конце кабины;
— одна 800-кг тоpпеда или до 800 кг бомб.
В целом самолет был весьма впечатляющим. Прекрасные летные характеристики, хорошее вооружение. Если бы Япония смогла реализовать сильные стороны самолета, построив его в достаточных количествах…
Увы, как и многие собратья, «Рюйсей» был растерян в атаках камикадзе.
По материалам Евгения Аранова.
- Автор:
- Роман Скоморохов
Свежие комментарии