Насколько действенными могут быть удары по Одессе, Николаеву и дунайским портам?
Российская армия нанесла Украине стратегическое поражение, лишив доступа к Черному морю, считает бывший советник Леонида Кучмы Олег Соскин.
«Черное море полностью заблокировано, все.
Ничего Украина больше не может сделать», — заявил он.По его словам, российские удары по Одессе перекрыли Украине доступ к Черному морю, что стало еще одним тяжелым стратегическим поражением президента страны Владимира Зеленского. Эта неудача вновь демонстрирует неспособность украинского лидера что-либо сделать для своей страны, и его отставка станет спасением для Украины, считает Соскин.
«Зеленский стратегически проиграл все схватки», — подчеркнул он.
Напомним, Минобороны России после теракта, совершенного киевским режимом на Крымском мосту, и приостановки действия «зерновой сделки» закрыло судоходство в северо-западной части Черного моря. Кроме того продолжают наноситься удары по портовой инфраструктуре Одессы, Ильичевска и Николаева, а также дунайских портов — Измаила и Рени.
Можно ли говорить об утрате Украиной выхода к морю? Или Соскин все же преувеличивает? Чем это чревато для Украины в итоге?
— При осуществлении морской блокады сам запрет и угроза военных санкций для нарушителей играют роль детонатора, — считает историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Далее вступают в ход экономические механизмы, делающие невыгодными перевозки в порты блокируемой страны: судовладельцы зарабатывают деньги отнюдь не на прорывах морских блокад. Повышение страховых ставок или отказ страховать груз и судно резко повышают расценки на перевозки, сводящие на нет преимущества морского транспорта.
«СП»: А как же Дунай? Можно же из Чёрного моря спокойно зайти в Измаил, Рени, Килию…
— Если учесть, что основной вход в Дунай из Чёрного моря проходит через территорию Румынии, то дунайские порты в Измаиле, Рени и Килии могут играть роль своеобразной отдушины, но не более: порты в Одессе, Ильичёвске и Южном способны принимать суда океанского класса практически без ограничений по водоизмещению. А на реках, даже самых глубоких и широких, ограничения по водоизмещению достаточно серьёзные. Соответственно, грузоподъёмность речных судов меньше, чем у морских. Кроме того, железная дорога в направлении Измаила представляет собой однопутную неэлектрифицированную линию с низкой пропускной способностью, в то время как в порты Одессы и её пригородов проложена мощная двухпутная электрифицированная магистраль.
«СП»: Потеря выхода к морю — болезненный удар для Украины?
— Украину с соседями связывают достаточно мощные и разветвлённые железнодорожные магистрали и автодороги. Поэтому утрата морской логистики — удар болезненный, но не смертельный: её с успехом заменят сухопутные перевозки. Тем более, что при таких масштабах деиндустриализации, которые мы наблюдаем на Украине, порты используются практически для вывоза сельхозпродукции. Но перевалкой украинского зерна можно заниматься и в европейских портах, вывозя его по железной дороге. Поэтому скорее всего в ближайшее время стоит ожидать расширение пунктов зерновой логистики на западной границе.
— Я видел этот раздраженный полет мысли господина Соскина на его видеоканале, — говорит крымский журналист Сергей Кулик.
— Дословно он сказал: «Уже проиграны, на тридцать процентов разбиты, причерноморские, одесские порты, уже разбиты и дунайские порты, нет никаких перевозок дунайского зерна». То есть, Олег Игоревич уверен, что порты в Рени и Измаиле понесли значительный урон, исключающий всякие транспортные перевозки.
Поэтому теперь этот обозленный бывший экономический советник первых двух украинских президентов — Леонида Кравчука и Леонида Кучмы — истерично требует от «проигравшего все схватки» Зеленского, «не слушая Байдена», захватить АЭС в Курчатове Курской области и направить ракеты на крымский Джанкой или Симферополь.
«СП»: Блокада означает, что никто не может зайти и никто не может выйти? Если кто-то пытается, тогда что? Может просто заминировать акваторию?
— Вполне можно обойтись и без мин. Зачастую обычная угроза минирования действует отрезвляюще. Что мы, кстати, и наблюдаем после заявления российского Минобороны.
Ведь что такое современное судно? В первую очередь это движимое имущество, причём очень дорогостоящее. Плюс экипаж на борту. И люди, и имущество во время морских перевозок должны быть застрахованы. А логово морских страховщиков — британский Lloyd’s of London — напрасно рисковать своими деньгами не будет. Никто же не хочет оказаться с протянутой рукой на паперти! Лишь крайне отчаянный судовладелец способен направить свою посудину в опасное для судоходство место.
«СП»: А правовые основы для этого есть? У нас же нет войны, на каком основании можно что-то блокировать?
— Согласно международному морскому праву, воюющие государства не имеют права ставить мины в водах нейтральных государств, а также в водах нейтрализованных территорий. Как известно, Российская Федерация ни с кем не воюет, а всего лишь проводит Специальную военную операцию.
«СП»: Какие последствия несёт Украине потеря выхода к морю, как сейчас, в том числе в военном аспекте, так и на будущее — для экономики и т. д?
— Украина вернется к своему историческому бытию и сбудется розовая мечта украинского националиста, описанная Тарасом Шевченко: «Садок вишневий коло хати,/ Хрущі над вишнями гудуть,/ Плугатарі з плугами йдуть,/ Співають ідучи дівчата,/ А матері вечерять ждуть».
Ведь что такое Украина в представлении идеологов украинского национализма, большинство которых — от Дмитрия Донцова и до Бандеры — были уроженцам сельской местности. Большой, этнически однородный хутор с вишневым садом возле хаты, с горилкой на столе и кабанчиком во дворе.
Это в Европе тамошние националисты представляют свои страны промышленно развитыми державами. А у украинского национализма совершенно другое — патриархальное — мышление. Поэтому они и уничтожили космическую отрасль и промышленность, которой славилась УССР.
Поэтому в 2015-м радостно аплодировали бывшему польскому президенту Леху Валенсе, который в интервью Die Zeit откровенно заявил, что Украина должна быть сельскохозяйственным придатком западных соседей: «Бог дал Украине такие хорошие почвы, с тем чтобы она могла прокормить всю Европу. Мы должны сказать Украине, что она может производить все зерно для Европы — но не машины. Машины могут производить в Польше».
«СП»: Украина вряд ли смирится с потерей выхода к морю.
— А что такое сейчас «Украина»? Лицедей Владимир Зеленский? Глава его офиса кинопродюсер Андрей Ермак? Бывший бандит «Мячик», именующийся сейчас секретарем Совета национальной безопасности обороны Алексеем Даниловым? Это — обыкновенные временщики, давно уже сидящие на чемоданах и готовые при любом шухере сбежать в Лондон, где у них и деньги, и лежбище, а, значит, настоящая родина. А уставшему от постоянного украинского бардака, занятому повседневными проблемами обычному житомирскому или хмельницкому жителю, по большому счёту все равно, есть ли у Украины выход к морю или нет. Главное для него — чтобы власть не мешала выживать и не отправляла в мясорубку на фронт.
Свежие комментарии