На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 368 подписчиков

Свежие комментарии

  • Наталия Шумакова
    👍👍👏👏👏👏👏Напряжение нараст...
  • Владимир Самборский
    Да, все не просто и однозначно! "Плюс" для Урала хотя бы в том, что перестали с\х управлять из города. В Пермском кра...Пишут, что когда ...
  • Андрей
    Надо понимать, что Путин это не один человек! Это различные институты и учреждения в составе которых не одна тысяча ч...Узбекистан «наеха...

Музей ФСО: Гараж особого назначения и тонкости импортозамещения


История кортежей первых лиц государства

В Советском Союзе умели делать хорошие автомобили. Пусть не для простых смертных, но вполне на мировом уровне. До последнего времени увидеть вживую весь цвет автопрома для высшей номенклатуры было затруднительно. Но в 2021 году Гаражу особого назначения стукнуло 100 лет, и к этой дате на московском ВДНХ открыли замечательную экспозицию, посещение которой наводит на определённые мысли. Особенно в свете современной ситуации. Итак, павильоны № 53-54 «Музей Гаража особого назначения ФСО России».

Сразу стоит отметить, что львиная доля экспозиции музея вращается вокруг современного представительского лимузина «Аурус», серийное производство которого стартовало в прошлом году в Елабуге. Но представленные в музее машины собраны в московском НАМИ вручную, с немалым использованием импортных комплектующих. К слову, большая часть зарубежных деталей производится в недружественных странах. Но об этом позже.

А пока в окрестностях павильонов № 53-54 посетителей встречает фанерный макет президентского лимузина, умеющий подавать голос, если интересующиеся нажмут соответствующую кнопку.


На входе красуется один из первых макетов будущего «Аурус Сенат», в котором отчётливо просматривается подражание стилю ЗИС-110, который ещё помнит Иосифа Виссарионовича. Этот поисковый прототип не прижился, но многие элементы декора встречаются на серийных «Аурус Сенат».




Музей ФСО, насколько это позволяет режим секретности, раскрывает историю и тонкости использования кортежей для первых лиц государства. В одной из первых экспозиций можно найти краткий экскурс:

«Появление в России автомобильного кортежа первого лица связано с именем Николая II. Император, как правило, передвигался на различные мероприятия вместе со свитой, автомобили которого входили в состав Собственного Его Императорского Величества гаража. Насчитывая до десяти и более автомобилей, императорский гараж не выполнял функции охраны персоны императора. Скорее, здесь можно говорить о представительской составляющей протокольной практики при проведении мероприятий. Машина императора, как правило, двигалась в кортеже первой.»




Mercedes 22/40PS образца 1910 года. Входил в состав Собственного Его Императорского Величества гаража. Фото автора

Интересно, что на радиаторе императорской машины появилась мощная электрическая фара – прообраз привычного нам сегодня синего спецсигнала. Когда к власти пришёл Ленин, он отказался от кортежа, хотя машины из гаража императора охотно использовал. Как раз при Владимире Ильиче появился знаменитый Гараж особого назначения, который в настоящее время числится транспортным подразделением Федеральной службы охраны и обслуживает президента и премьер-министра России. В ФСО комментируют:

«Днем рождения Гаража особого назначения принято считать 1 января 1921 года, именно с этого дня, в соответствии с приказом № 13 по Управлению делами Совета народных комиссаров РСФСР, Особый гараж автобазы СНК (Ленинский гараж) был выделен в самостоятельное подразделение.»




В 1921-1924 годах Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost – персональный автомобиль Ленина

К началу 30-х годов в СССР после нескольких инцидентов с машинами первых лиц появился кортеж, предназначением которого стало обеспечение безопасности первых лиц. С того времени и вплоть до начала 50-х годов кортеж состоял из четырёх машин. Первой была, как тогда называли, «машина-разведчик»: она шла сразу после автомобиля ОРУД (отдел регулирования уличного движения), за ней двигались две однотипные машины, в одной из которых находился Иосиф Сталин, замыкал группу автомобиль с охраной. Формально милицейская машина в кортеж не входила, она сопровождала остальные от Боровицких ворот Кремля до Ближней дачи.


ЗИС-101 образца 1941 года из гаража Сталина




Packard Twelve 1408 – в 1936-1950 годах персональный автомобиль Сталина




ЗИС-110 и его замечательный домкрат






С 1950 года и до самой смерти Сталин пользовался бронированным ЗИС-115

Хрущев предпочитал открытые автомобили, явно подражая американским президентам. Джон Кеннеди также был неравнодушен к полноразмерным кабриолетам. До определённого момента, конечно… В Советском Союзе по понятным причинам кортежи Хрущева перестали выполнять защитную функцию и стали строго представительского характера. Но автомобиль с охраной и «машину-разведчик» в кортеже всё-таки оставили. Порядок встреч гостей был существенно изменён. Важным элементом стала церемониальная сторона. Изменения в основном заключались в торжественном следовании кортежа из аэропорта Внуково в Кремль: на всём пути выстраивались москвичи с флажками и транспарантами.




Фаэтон ЗИС-110Б Никиты Хрущева

Кортежи Леонида Брежнева отличались двумя дополнительными автомобилями: один – с закрытой связью, а второй – с бригадой врачей, для которых был создан специальный ЗИЛ-универсал с приподнятой крышей.


ЗИЛ-111Г. В 1963-1964 годах – персональный автомобиль Никиты Хрущева, в 1964-1967 годах – первый лимузин Леонида Брежнева




ЗИЛ-111Д – лимузин Леонида Брежнева, которым он пользовался до 1976 года. Рядом мотоцикл М-72, состоявший на службе в Почетном эскорте в 1956-1961 годах


ЗИЛ-117 из гаража особого назначения


ЗИЛ-114 – персональный автомобиль Леонида Брежнева с 1967 по 1978 год


И снова лимузин Леонида Ильича. Генсек пользовался автомобилем ЗИЛ-4104 с 1978 по 1982 года, позже он стал персональным лимузином Ю. В. Андропова








Сразу два лимузина ЗИЛ-41045. Машина относится к эпохе развитого социализма, оттого и хозяев меняла часто. В 1983-1984 годах на ней перемещался Ю. В. Андропов, в 1984-1985 годах – К. У. Черненко, 1985-1986 годах – М. С. Горбачев. Ниже представлены уникальные пулестойкие шины «Гранит»




На простреленных шинах современный «Аурус» может пройти несколько десятков километров на вполне приличной скорости




Казалось бы, одинаковые машины, но нет – вверху ЗИЛ-41047, персональный автомобиль М. С. Горбачева в 1986-1991 годах. Ниже ЗИЛ-41052, которым Горбачев также пользовался с 1986 года, а потом на него пересел Б. Н. Ельцин и использовал до 1990 года

При Михаиле Горбачеве кортеж приобрёл практически тот же вид, что сохранился и сейчас. В то время появился спецавтомобиль для охраны ЗИЛ-41072 «Скорпион». Он не был бронированным и отличался от лимузина первого лица государства двумя большими подножками по бокам автомобиля. На крыше был также закреплён специальный поручень, за который могла держаться охрана. Когда машина трогалась, охрана могла сразу вскочить на подножку и таким образом перемещаться. В машине была предельно облегчена задача опускания оконных стёкол: они буквально падали при нажатии на кнопку. Заднее стекло машины – в обычных условиях неподвижное – также мгновенно откидывалось, что позволяло вести огонь из салона.

Импортозамещение для кортежа президента


Естественно, никто раскрывать детали перемещения кортежа президента и премьер-министра не станет, но некоторые моменты в открытом доступе есть. Из комментария на информационных панелях музея ГОН:

«Главное, что можно сказать: в кортеже всегда есть основной автомобиль, в котором передвигается охраняемое лицо. Все остальное – в зависимости от ситуации, обстановки и места посещаемого мероприятия. Если это торжественная церемония вступления в должность Президента России – у кортежа один состав; если рабочая поездка в регионы страны – другой состав; если официальный визит в иностранное государство – третий. При этом основной автомобиль не всегда является лимузином представительского класса. Им, к примеру, может быть желтая «Лада Калина», на которой президент перемещался по трассе Хабаровск-Чита, или вездеход «ТРЭКОЛ», применявшийся во время поездки главы государства в Арктику. В ходе официальных визитов используется «Аурус Сенат Лимузин», а в поездках по стране – и седан «Аурус Сенат».»














Ещё несколько знаковых экспонатов музея ФСО – аппаратура спецсвязи, охотничьи «Волга» Леонида Брежнева и «Гелендваген» Бориса Ельцина

Если программа поездки по стране предусматривает совместные перемещения (например, с группой руководителей регионов), то основным автомобилем может быть и микроавтобус. Если же запланирована поездка по местности со сложным рельефом, то могут использоваться автомобили повышенной проходимости.




Слева направо. 1. Военная форма одежды военнослужащих ФСО России, несущих оперативно-постовую и караульную службу. 2. Форма одежды военнослужащих боевых подразделений охраны ФСО России. 3. Форма одежды военнослужащих подразделений специального назначения ФСО России. 4. Специальная формы одежды военнослужащих Президентского полка. 5. Форма одежды военнослужащих кинологических подразделений ФСО России. Фото автора

Мотоциклетный эскорт при передвижении кортежей с первыми лицами страны не используется. Единственное исключение – торжественная церемония вступления в должность Президента России. Изначально Почетный эскорт был создан для сопровождения иностранных делегаций, прибывающих в нашу страну с официальным визитом. Структура кортежа и количество мотоциклов при этом зависят в том числе и от протокольных тонкостей. Например, от того, приезжает высокий гость один или с супругой.




«Аурус Сенат» Президента России и парадный кабриолет министра обороны Шойгу

«Аурусами» президент Путин пользуется с 7 мая 2018 года и с того времени разработчики уверяют, что в машине всё меньше используются импортные комплектующие. Но модели в экспозиции компонентов говорят о том, что автомобили первых лиц страны серьёзно зависят от технологий недружественных стран. Ниже представлена галерея, иллюстрирующая уровень использования импортных компонентов в автомобилях для первых лиц государства.




Тяговая батарея гибридной силовой установки




АКПП российская от компании «КОТЕ»
















598-сильный мотор «Ауруса» и импортные узлы в его конструкции. Часть из них сложно заменить в одночасье




Экспонат музея, иллюстрирующий компоновку «Ауруса»

Безусловно, часть импортных узлов «Ауруса» можно будет безболезненно заменить. Например, австрийский масляный фильтр. Но вот блок цилиндров, который отливают в Германии и турбонаддув из Японии воссоздать в России будет непросто. А если и получится, то с серьёзным снижением ресурса и качества. По крайней мере, на первое время. Однако, если заглянуть под капоты советских лимузинов, то найти там деталь импортного происхождения очень непросто. А если и удастся, то это будет деталь малозначимая, либо из стран Варшавского договора. Всё-таки несколько десятилетий разрушения технологической базы автомобилестроения дали о себе знать, и без импортных комплектующих мы не можем обойтись даже на машинах первых лиц страны.
Автор:
Евгений Федоров
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх