На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Новосельцев
    А по чему это последняя атака на Одессу, что прилетов больше не будет?Последняя атака н...
  • Samarium
    Неужели нельзя стереть его с лица земли ФАБ-3000 ???Последняя атака н...
  • фарид сабиров
    Бандеровцы должны дрожать при появлении херанцузов ибо где эти гондоны там бомбежка гарантировано.Последняя атака н...

Афганистан рискует вновь стать жертвой американской игры

Афганистан рискует вновь стать жертвой американской игры

Несколько дней назад официальное, хоть и до сих пор не признанное международным сообществом правительство талибов (запрещено в РФ), обратилось к ряду стран, в частности к Саудовской Аравии, вернуть сотрудников дипломатических ведомств в Кабул. В феврале многие страны вывезли свои представительства на родину или в соседний Пакистан по причине, с одной стороны, угрозы террористических актов, а с другой – ввиду принятия неоднозначного закона, регламентирующего права женщин в области образования и права на занятия определенными видами деятельности.

Афганистан многолетними усилиями американцев давно превратился в мировую проблему, решение которой осложняется его уникальным географическим положением – об Афганистане невозможно забыть, поскольку он о себе обязательно напомнит. Также осложняется решение и тем, что регион исторически существует вне традиционных согласительных механизмов Ближнего Востока.

Родовые и семейные линии там не работают, племенные общности сформированы на стыке Индо-Пакистанского региона и Средней Азии, понимание норм ислама также имеет глубокое своеобразие. В общем, это не персидский мир, не арабский, не османо-турецкий, а свой собственный, отдельный.

В этом плане США еще во времена противостояния с СССР удалось стать своего рода стыковочным мостом между самыми различными группами интересов, посредством разведывательных структур накопить связи и опыт, а позже, войдя непосредственно в Афганистан, и оседлать де-факто производство опиатов, поставив под контроль (вкупе с официальными дотациями) торговую и финансовую систему, а значит и политические возможности любой внутренней силы.

Выйдя из региона, даже с таким феерическим треском в 2021 году, Вашингтон сохранил за собой роль основного финансового крана, тем более что группы ИГИЛ (запрещено в РФ) никуда не делись. А там проросли во время активной фазы сирийской войны для сдерживания как самих талибов, так и ограничения возможностей Ирана в плане пополнения своих отрядов NDF в Сирии. И продолжают кошмарить политическую и командную верхушку Талибана (запрещено в РФ), а также дипломатические представительства.

Забыть или просто отодвинуть решение проблем региона не удастся никому, в том числе и России, даже несмотря на то, что сегодня все внимание приковано к борьбе на Украине. Так, одной из главных бед Афганистана и соответственно связанных с этим стран является пресловутый наркотрафик. Как его снизить? Очевидно, развитием нормальных форм сельского хозяйства. Вот Талибан начинает свою «стройку века», отводя воды р. Амударья в новую оросительную систему, однако в Средней Азии серьезный дефицит и воды, и электрогенерации.

Как компенсировать объемы отводимой воды? Это же целая система международных проектов по наращиванию мощностей электроэнергии, потребление которой с каждым годом растет, программы по рациональному использованию каналов. А как может отразиться этот вопрос на жизни Средней Азии, весьма наглядно показали прошедшие осень и зима.

Попробовать каким-то особым (пусть и пока неизвестным способом) заблокировать афганское строительство, но тогда возникает встречный вопрос из Кабула об альтернативных направлениях борьбы с выращиванием мака и вообще о плане создания в стране нормальной производственно-торговой системы. И это только один аспект из многих.

С одной стороны, Кандагар (как неформальный центр талибов как движения), конечно, больше всего желает обрести какой-то приемлемый международный статус, чтобы иметь возможность хотя бы предметно и официально обсуждать крупные проекты, с другой стороны, текущая ситуация требует некой финансовой опоры.

Проблемы с опорой


А с опорой есть вполне понятные проблемы. Из потенциальных инвесторов Китай занимает откровенно выжидательную позицию, тем более что его позиции после смены власти в Пакистане ослабли. Пекин санкционировал несколько крупных проектов, например, XCA Petroleum and Gas будет добывать в северных провинциях нефть, TBEA договаривается о добыче лития, работает дорога из Кашкара в Китай, плюс открывается еще несколько десятков совместных предприятий поменьше масштабом. Но в целом это даже и близко не уровень инвестиций в той же Центральной Африке, да и ту же нефть еще надо добывать не номинально, а в существенном объеме, чтобы доля Афганистана в 20 % начала работать.

Попытки же талибов опереться на инвесторов из большой арабской тройки (Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ) часто наталкивалась на внутреннее противоборство между ними. Саудовская Аравия с ОАЭ и Доха выбрали себе соперничающие группы уже внутри самого Талибана. Собственно самих основных военно-политических групп в Афганистане три, и их «лицами» являются заместители верховного лидера Х. Ахундзада: М. Якуб (армия), С. Хаккани (внутренняя безопасность и разведка) и наиболее медийно известный А. Барадар (внешние связи). Из представленной тройки М. Якуб и С. Хаккани являются относительно молодыми лидерами, сыновьями тех, кто стоял у основания движения, а А. Барадар – сподвижником муллы Омара, долгое время возглавлявшего Талибан, и отца М. Якуба.

Если верховный лидер и двое его первых заместителей стараются особо не появляться в публичном пространстве, и это вполне оправдано тем, что на них и их соратников довольно часты покушения, то А. Барадар, наоборот, довольно активно выступает вместе со своим офисом на различных переговорных площадках, прежде всего в катарской Дохе, где проходили и проходят основные встречи с американской стороной.

А. Барадар имеет негласный статус лица, которое является проводником катарско-турецких интересов. Но важнее другое, именно связку А. Барадара и бывшего спецпредставителя США по Афганистану З. Халилзада члены смещенного в 2021 году правительства А. Гани (да и Х. Карзая тоже) прямо обвиняют в том, что это правительство потеряло влияние в Вашингтоне. Т. е. ни много ни мало в скоординированной политике фракции талибов и властной группы в США, которая и привела к падению режима в Кабуле и бегству США из региона, сопряженному с репутационными и материальными потерями.

М. Якуб традиционно считается наиболее взвешенным политиком, если вообще не «умеренным прогрессистом», практически официальным преемником верховного лидера и человеком, который может взаимодействовать со всеми внешними игроками из арабского мира и не только. Проблема в том, что в Саудовской Аравии и ОАЭ ориентировались преимущественно на другую фракцию – С. Хаккани и его большой семейный клан, который представляет собой не просто военную полицию, но и разведку, и надзор за исполнением шариатских предписаний, вопросами беженцев, а еще фактически смог аккумулировать структуры и ячейки, завязанные в том числе на бывшую Аль-Каиду и вообще ретроградные и радикальные элементы.

Это сильная, агрессивная и разветвленная сеть («сеть Хаккани»), которая вдобавок ко всему имеет влияние в Пакистане. Одно время сеть Хаккани прямо отождествляли с филиалом пакистанской разведки ISI. Другое дело, что сами члены клана большей частью официально находятся в статусе международных террористов в США, за голову которых и информацию о них назначены награды, поэтому на переговорах в той же Дохе от них часто присутствовал брат Анас Хаккани.

Анас сам наполовину араб (его мать из Эмиратов), и вместе с частью молодежного крыла Хаккани обучался через программы, спонсируемые Саудовской Аравией. Его риторику можно было бы назвать чуть ли не модернистской, особенно в части отношений с хазарейцами, если не учитывать то, членом какой партии в Талибане он является. Впрочем, и ему приходится ездить на некоторые встречи и конференции формально под другими именами и с измененными документами.

Чем могут помочь мигранты?


Такой расклад сил и интересов создавал почву если не для открытого конфликта, то для перманентного противостояния и борьбы за лидерство, а интересы арабских монархий идут значительно дальше самого Афганистана. Во-первых, афганская диаспора в Евросоюзе насчитывает свыше 1 млн человек, и даже в самих ОАЭ афганцев насчитывается не менее 300 тыс. на 9,9 млн человек всего населения Эмиратов.

Это не просто некая группа влияния, но еще и источник поступлений денежных средств. Казалось бы, чем могут финансово помочь мигранты, живущие в Евросоюзе, богатым Катару, Саудовской Аравии и ОАЭ? Однако, когда речь заходит о финансировании региональных проектов, в том числе военно-политических, этот источник работает довольно активно, поскольку практически каждый такой мигрант что-то жертвует общине, община в свою очередь – материнским религиозным организациям страны, ее окормляющей.

Так, те же Братья-мусульмане покрывают до 60 % своих расходов за счет таких пожертвований. Из 4,45 млрд долларов в год, которые в 2015–2016 гг. пожирала военная кампания в Сирии, для антиасадовской коалиции не менее четверти покрывалось из подобных источников. Это серьезное подспорье для работы в тех регионах и на тех проектах, куда не желательно направлять государственное официальное финансирование, да еще и на регулярной основе.

Не стоит списывать и сам будущий рынок Афганистана, который при условии стабильности имеет почти бесконечный резерв роста при 40-миллионном населении, а инфраструктуру необходимо создавать практически с нулевой базы.

Но любая выгода от такой борьбы между группами в Афганистане оставалась для спонсоров и потенциальных инвесторов призрачной, гипотетической, без факта международного признания, которого достичь нормальным путем, понимая позиции США, а следовательно и сателлитов в ЕС (значит и в СБ ООН), невозможно. Однако тут интересно рассмотреть последовательность событий.

Последовательность событий


В конце декабря прошлого года появляется законодательный акт о новых нормах женского образования, запрещающий женщинам обучаться в высших учебных заведениях, а девочкам предписывающий учиться не выше шестого класса. Вряд ли глава образовательного ведомства Н. Надин рассматривал это с точки зрения неких «реформ» – это вполне определенная линия для Талибана, которая прослеживалась еще с 90-х годов, и очевидно, что «реформа» была согласована с лидером Афганистана заранее. Также вводились ограничения на работу женщин в ряде сфер деятельности.

Сказать, что это была какая-то совсем уж неожиданность, значило бы погрешить против истины. Ограничения для женщин на Ближнем Востоке, увы, не редкость, просто степень их жесткости разнится. За два года они вводились в Афганистане вполне последовательно. Однако здесь законопроект осудили весьма дружно вообще все, не только «западные партнеры», но и весь Ближний Восток. Но закон не отменили, даже не отложили на согласование – его еще усилили.

В январе в Афганистане активизируются ячейки ИГИЛ, и в начале февраля талибы уведомляют, что в посольский квартал в Кабуле могла проникнуть заминированная машина. Многие страны эвакуируют персонал, однако арабы идут намного дальше – они начинают распродавать имущество, чем крайне озадачивают представителей талибов. Посольство не возвращается, более того, поскольку женщинам теперь в посольствах работать в Афганистане не полагается, то и посольство возвращать Эр-Рияд отказывается.

К марту месяцу становятся понятны контуры будущей конференции в ООН по Афганистану, на разных площадках запускаются переговоры по «афганскому урегулированию», это московский формат, китайский формат. Все это время ведомства в США и пресса буквально нагнетают обстановку вокруг того, что талибы перестали сдерживать ИГИЛ. Называются цифры формирований свыше 20 тыс. «штыков», в Пентагоне (доклад ген. М. Куриллы) заявляют, что через полгода ИГИЛ сможет начать атаки на инфраструктуру США и т. п.

А это прямой камень в огород как М. Якуба, так и клана Хаккани. Но это не только камень в старых противников – т. н. «утечки секретных документов» содержат и материалы по Афганистану, из которых следует, что Кабул координировал действия ИГИЛ в период выхода США из Афганистана и после него – т. е. в то время, когда в Дохе пытались придти к совместному решению.

Если еще в марте о возможной конференции ООН прямо писали как о «конференции по теме признания Талибана», то в апреле даже намек на это встречал дружный отпор со стороны Госдепартамента, бывшего правительства Афганистана в многочисленных интервью, афганской оппозиции, которая писала коллективные заявления, а А. Масуд даже выбрался в Вену. Но вишенкой на торте, вне всякого сомнения, стал норматив уже в самом Афганистане о том, что женщинам запрещается работать в структурах ООН в стране.

Перед конференцией, которая раньше оценивалась как рассмотрение вопроса о признании, в Афганистане обсуждают еще одну норму о закрытии работы в ООН для женщин, а ООН в ответ объявляет, что организация с 5 мая прекращает работу в Афганистане, при этом сама конференция по плану идет 1 мая! Т. е. ситуация – настоящий нонсенс, а инициаторам (инициатору) все окружение может только дружно сказать «браво». Упоминать о том, что конференция (даже в плане гипотетического обсуждения) может быть посвящена вопросам признания талибов, за последние дни отказались все крупные международные игроки. И это вполне логично объяснимо.

И С. Хаккани и М. Якуб объявляют, что поедут в Кандагар к верховному лидеру просить отменить «нормы о женщинах», поскольку тут уже речь идет не о внешнем давлении, а о чем-то большем.

Нечто большее заключается в том, что тот, кто протолкнул закон о женском образовании и работе, очевидно, нарушил очень долго и мучительно рождавшийся консенсус вокруг признания правительства в Афганистане. Этот процесс перешел в такую стадию, что даже традиционные арабские антагонисты на этом направлении отложили трения ради основного результата. Эр-Рияд четко дал понять, что полумер в данном случае не будет – отменяйте закон, как хотите, потому что по всему региону идет процесс согласования, все уступают всем, не для этого тратилось столько времени и стороны шли на уступки.

США же «секретными утечками» и нагнетанием истерии вокруг масштабов деятельности ИГИЛ в Афганистане не просто дискредитировали талибов перед конференцией, но дискредитировали все те группы, которые в 2020–2021 гг. отвечали за афганское направление – ту самую связку Госдеп (Халилзад) – Катар – мулла Барадар и переговорная группа. Ведь не зря на днях в Конгрессе озвучили доклад (доклад Дж. Сопко), где черным по белому было сказано, что Талибан буквально вымогает 15 % из каждого пакета финансовой помощи.

Сам же З. Халилзад довольно едко высказался по поводу заявлений верховного лидера Талибана в том ключе, что если в Афганистане, по словам лидера, «нет места противоречиям шариату», то раз женское образование ему (шариату) не противоречит, значит и за права женщин на образование он (Халилзад) не беспокоится. И едкость понятна, учитывая, сколько времени было потрачено его офисом на победу и раскрутку Талибана. Ведь на конференцию почти удалось в кои-то веки пригласить Индию, которая до этого вообще отказывалась участвовать в таких форматах.

Другое дело, что в самих США вполне решительно настроены через утечки и скандалы, где недалеко и до коррупционных схем относительно офиса бывшего представителя США по Афганистану, ликвидировать любые попытки ввода Талибана в международно-правовое русло. Заодно и вбить клин в процесс примирения основных групп интересов внутри Талибана и среди их спонсоров и инвесторов.
Автор:
Михаил Николаевский
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх