На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 385 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Петросов
    А вот Чернышенко и Дегтярёв нравятся президенту и Мишустину. Видимо своими позициями относительно положения России в ...Подвиг прогнувшись 
  • Silver Kont
    Пидарасы, ради поездки за границу встанут раком... А потом, чтобы попасть в госдупу, предадут всех в и всё.... Поэтом...Подвиг прогнувшись 
  • Е Пронина
    пусть подготовиться лучше к столкновению с амерами, можно правда сдаться в течении одного часа, и консервы не понадоб...Дания готова к ст...

Почему так измельчал израильский «Сайерет Маткаль»

Почему так измельчал израильский «Сайерет Маткаль»
Долгие годы израильский спецназ «Сайерет Маткаль» считался самым сильным спецподразделением в мире. Но сейчас его боеспособность явно ухудшилась.

Каковы возможные причины этого?

Спецподразделение «Сайерет Маткаль» от других частей ЦАХАЛ отличается тем, что подчиняется напрямую командующему его генерального штаба. В основном на него возложены задачи диверсионного характера, в том числе и на территории других стран.

Некогда «Сайерет Маткаль» считался самым мощным и квалифицированным спецподразделением в мире. Но сейчас, правда, его бойцы и командование принимают массу откровенно вредоносных и непродуманных решений, которые ставят под угрозу не только жизнь и здоровье спецназовцев, но и стабильность на всем Ближнем Востоке.

Понятно, что израильское командования явно расслабилось под воздействием того, что за него всё решает НАТО. А теперь и там уже не рады действиям Израиля, которые втянули весь регион в состояние «ни войны, ни мира», и вызывают критику в последнее время даже в Пентагоне.


Но когда-то молодое государство Израиль было лишено возможности рассчитывать на чью-то помощь извне и вынуждено было развивать силовые структуры. Иначе маленькая страна рисковала быть раздавленной окружающим её с трех сторон арабским миром.

Во второй половине пятидесятых, когда уже были созданы израильские парашютно-десантные войска, у офицера ЦАХАЛ Авраама Арнана появилась идея создать с набором исключительно из десантников, как наиболее на тот момент подготовленного подразделения израильской армии, формирование коммандос. Их функции должны были сочетать диверсии, разведку и проведение операций в тылу противника.

В генштабе эту инициативу встретили весьма хмуро, поскольку не видели смысла инвестировать средства в ещё одно спецподразделение. Штабные считали более рациональным развитие и усиление подготовки уже существующих, мол, в ситуации постоянной военной угрозы нужно наращивать численность личного состава ЦАХАЛ и вооружение, а малочисленное элитное подразделение – лишняя трата денег.

Своих собственных денег у Израиля тогда было маловато, если не перепадало что-то от «Джойнта» или американских миллиардеров еврейского происхождения, то зарабатывалось все буквально каторжным трудом кибуцников. Ко всему прочему, Арнан сразу поставил перед генштабом условие, что его подчинённые должны владеть как минимум одним иностранным языком, кроме иврита, причем свободно.

Учитывая уже начавшуюся холодную войну и еще совсем недавнюю антисемитскую кампанию в СССР, связанную с «делом врачей», знание русского языка весьма поощрялось по понятным причинам, английского – тоже, так как связи по военной линии Израиль с США и Великобританией имел всегда, начиная с эпохи британского протектората.

При этом французский был менее востребован, поскольку в соседнем Ливане он уже тогда понемногу выходил из употребления, более-менее сохраняясь только в среде маронитов. Языки, которыми на уровне родных владели и владеют европейские евреи – румынский, украинский, белорусский, литовский, испанский и другие, особо не были нужны.

А более всего был востребован арабский, тоже по понятным причинам. Но знали его далеко не все евреи, даже уже родившиеся в Израиле «сабра». Недавние репатрианты и ивритом не всегда хорошо владели. Потому выделять деньги ещё и на лингвистическую подготовку в генштабе посчитали вообще безумной затеей.

Потому Арнан пошёл на исконно еврейскую хитрость. Один из его подчинённых, офицер-десантник, свободно владевший арабским языком, с пакетом важных документов специально нарисовался перед израильскими пограничниками вблизи границы с Ливаном, изображая ливанского шпиона Дауда.

О проведении такой проверки на вшивость знали только три человека: сам «Дауд», Арнан и командующий генштабом Хаим Ласков. Те, кто допрашивал «Дауда», естественно, не знали. Допросы проводились две недели, но «Дауд» не раскололся, упорно и умело делал вид, что не владеет ивритом, да и вообще никто не мог заподозрить в нём израильского военного.

Когда уже Ласкову стало понятно, что допросы бесполезны, он вынужден был открыть спецслужбам тайну, чтобы они выпустили «Дауда», и согласился на то, чтобы создать спецподразделение «Сайерет Маткаль».

Однако поначалу с финансированием было туго, а с кадрами – ещё хуже, потому что навыков, приобретённых в парашютно-десантных войсках, для выполнения настолько специфических и сложных задач явно не хватало. Отсев кандидатов был весьма значительным.

В первые годы существования «Сайерет Маткаль» сопровождали сплошные неудачи, и его командованию стоило немалых нервов, чтобы отстоять перед генштабом ЦАХАЛ его право на существование. Но уже к середине семидесятых тем не менее «Сайерет Маткаль» заслужил признание во всем мире.

Особенность израильского спецназа по сравнению с аналогичными силовыми структурами других стран мира в том, что уже после шести лет службы спецназовец может претендовать на военную пенсию, и многие из них в весьма молодом возрасте стали делать политическую и управленческую карьеру.


Примеры – Биньямин Нетаньяху, Моше Яалон, Эхуд Барак (на фото). Тридцатилетний полковник в «Сайерет Маткаль» – не редкость. В Советском Союзе тоже был 28-летний генерал-майор Константин Леселидзе, понятно, во время Великой Отечественной войны из-за нехватки кадров все могло быть. А Израиль, как известно, находится практически в перманентном состоянии войны, и, видимо, сейчас это состояние только усугубится.

Ясно, что служба в «Сайерет Маткаль» весьма опасна, причем в большей степени для командующих операциями офицеров, поскольку в израильской армии вообще нет команды «вперёд», офицер идёт впереди подчинённых и командует «за мной».


Во время самой известной операции спецназа Израиля «Энтеббе» погиб один из командиров Йонатан Нетаньяху. Но сейчас количество сотрудников «Сайерет Маткаль», погибших в секторе Газа при выполнении боевых задач, стало просто непозволительным. Можно предположить две основные причины такого явления.

Во-первых, слишком высокий уровень технического прогресса при выполнении разведывательных и диверсионных операций, а также ликвидации террористов приводит в текущей ситуации к недостаточной подготовленности спецназовцев к физическим столкновениям с противником.

Во-вторых, политики, сами являющиеся выходцами из элитных подразделений, нередко воспринимают свою кабинетную работу как отдых от тяжелой и опасной военной службы, за который они еще и получают деньги. Отсюда лень и нежелание ездить в зону боевых действий.

Пример – Ариэль Шарон, причиной смертельного инсульта у которого было обжорство и ожирение. Естественно, о том, что в действительности происходило в Палестине и секторе Газа, он узнавал, сидя в своем кабинете.

В результате такой смены приоритетов в подготовке и функциональности «Сайерет Маткаль», а также непродуманных действий, которые перечеркнули перспективы мирных переговоров, потери офицеров этого спецподразделения велики как никогда. И начались они уже в первый день войны в Газе.

7 октября был убит в бою в кибуце Кфар-Аза 24-летний капитан Хадар Кама, родственник, между прочим, Голды Меир. Еще там же и тогда же в первый день войны погибли командир и двое солдат низшего состава из его подразделения. Примечательно, что Каму отправили на срочную службу прямо в «Сайерет Маткаль», что ещё совсем недавно было неслыханным делом. Ну а что, он же родственник самой Голды Меир.

В тот же день в кибуце Реим был убит майор Ариэль Бен Моше, 27 лет, в кибуце Безри – лейтенант Нейв Лакс, в кибуце Кфар-Аза – 23-летний лейтенант Амир Зур.

Ещё в 2003 году «Сайерет Маткаль» оказалась в центре противоречий иного рода, когда 13 её членов представили премьер-министру Израиля Ариэлю Шарону заявление об отставке, в котором говорилось, что они отказываются продолжать помогать «репрессивному правлению на территориях». Во время текущей кампании не было таких вопиющих инцидентов, зато нечто похожее устроила группа израильских десантников-резервистов.

Эхуд Барак – полковник «Сайерет Маткаль» и один из лучших его командиров. Он успешно руководил многими антитеррористическими операциями подразделения. Барак окончил американский Стэнфордский университет, факультет математики. Дослужился до звания генерал-лейтенанта и возглавил Генеральный штаб. Возглавлял министерство внутренних дел и министерство иностранных дел, занимал пост премьер-министра.


Моше Яалон (на фото) был командиром «Сайерет Маткаль» и руководил подразделением во многих зарубежных операциях против террористов. Он учился военным наукам в Британии. Возглавлял Генеральный штаб в звании генерал-лейтенанта.

Дани Ятом – офицер подразделения, участвовал в ряде операций против палестинцев. Позднее возглавлял небезызвестную МОССАД – внешнюю разведку Израиля.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх