«Дебил» в переводе с латыни означает «слабый»
Всего только в этом отдельно взятом Докшицком районе Витебской области нацисты в годы войны уничтожили 97 сельских поселений (более 20 тысяч погибших), из которых три деревни — Шуневка, Азарцы и Золотухи сожжены вместе с жителями.
Там, где была Шуневка, с 1983 года Мемориальный комплекс: каменный фундамент с крыльцом и бронзовым пламенем на месте каждого испепелённого дома, плита с именами кремированных заживо и бетонный колодезный сруб. Туда, в тот колодец, 22 мая 1943 года гитлеровцы бросили детей и учительницу. Вроде бы никто не забыт и ни что не забыто. Вроде?
Не задумывались, что движет индивидами, не уважающими памятники? Нет, целенаправленное уничтожение памяти для формирования другого будущего (не лучшего, не худшего, а именно ДРУГОГО) практикуется с древности. Равнялись с землёй капища, сбрасывались статуи, летели в костёр книги — но то антагонистами, расчищавшими пространство и время под себя.
Тут логика ясна и моральное возмущение нецелесообразно, требуется активно противостоять, что следует из самого понятия «противники». Иначе будут они, и не останется вас, может, и не сразу, как в допотопные времена, но всё равно неумолимо.
Однако разговор не о врагах и приспешниках, сознательно (из-за обиды, ради выгоды) занявших противоположные позиции. Идиоты в медицинской терминологии также не интересуют, пусть ими медицина и занимается. А вот идиоты в древнегреческом понимании (граждане, игнорирующие общественный уклад полиса) заслуживают пристального внимания, особенно молодые.
Вряд ли юнец, пожаривший сосиску на Вечном огне, или деваха, «тверканувшая» на Мемориале, завербованы супостатами. Сомнителен и прямой умысел осознанно сделать кому-нибудь неприятно и больно. Конечно, проще всего без нюансов объявить их «дебилами» (от лат. dеbilis — немощный). Хотя специалисты отклонений не найдут и «исторической амнезией» они не страдают.
…Скандал с реконструкцией сожжения фашистами Шуневки к 9 мая, что называется, удался. Уточнение даты не случайно, ведь точно такую же реконструкцию проводили в марте, в рамках Белорусской акции «Память». В первый раз её не заметили, во второй — занялись профессионалы. На видео, опубликованное рядовым пользователем «мордокниги» с ограниченным числом подписчиков, «обратило внимание» издание, выпускаемое коллективом по «креативному консалтингу и событийному маркетингу» (цитата).
Далее тему подхватили и запестрели заголовки. От «Театрализованного представления на костях» до привычного «Интернет пользователи возмутились» (давно хочу поймать живого «кликбейтца» и спросить: а сколько интернет пользователей «не возмутились»?).
Кому не довелось — ролик активно распространялся — обрисую «самодеятельность» вкратце. «Полицаи» и «гитлеровцы» (в форме Рейха) под звуковое сопровождение криков и выстрелов, сгоняют «местных» к месту казни. Затем вокруг «жертв» начинают кружиться девушки с красными платками — языки пламени. Всё.
Как теперь назвать: глумление, кошмарный перформанс, дурдом, спрашиваю без кавычек, хоть и словами из реальных комментариев? А может, наоборот, приведение молодёжи к чувствам, закладка на уровне чутья: фашизм — это не когда с вами спорят либо на ноги наступают? С первым, наверняка, согласятся те, кто ещё застал непосредственных свидетелей военного прошлого. И им почти не возразишь.
Но чем дальше, тем слабее эмоции. (Напоминаю, -«слабый» на латыни — «дебил»). Последующим поколениям остаётся знание, но не у всех оно «чувственное». И да, пропаганда полезного знания необходима для самосохранения любого общества. Если, конечно, цель именно «самосохранить», а не «разобщить» для удобства управления. Тогда зрелища показывают не любители в самодеятельных реконструкциях, а профессионалы, например, в кино, которое «покуммулятивнее» фаустпатрона будет. Видели те фильмы?
Зафиксировать в камне или бронзе прошлую боль — не самое сложное, но как проникнуть людей, называющих «адом» автомобильную пробку? Проблема, кстати, не сугубо российская. Израильский сатирик Шахак Шапира долго наблюдал за поведением посетителей Берлинского мемориала Холокоста, прежде чем появился его проект «Йолокост». YOLOCAUST, от YOLO, аббревиатуры You only live once, «живёшь только один раз».
Суть в селфи! Парни и девчонки, иногда дяди с тётями частенько принимали затейливые позы — от гимнастической «ласточки» до страстных «обнимашек» — умилившие бы где угодно, но не на том месте «самофотографирования». И создатели «Йолокоста» открыли сезон фотоохоты по страницам Facebook, Instagram и даже Tinder. Брали изображения неподобающего на Мемориале поведения вместе с лайками, хэштегами и геолокациями, и переносили на архивные кадры из нацистских концлагерей. А потом выкладывали на своём сайте, как, к примеру, симпатичная девушка, поднявшая ногу, выполняет то же упражнение в общей могиле среди давно казнённых.
Строго говоря — «танцы на костях» и «ужасный ужас» (безотносительно, кто первый начал), а юридически выражаясь ещё и вмешательство в частную жизнь с нарушением авторских прав. Правда, никто из «размещённых» не подал судебного иска, практически все «дурные селфи» были «выпилены» из социальных сетей самими пользователями, а некоторые присылали письма с благодарностью, что «ткнули носом».
Как говорится, два мира — два Шапиро (кто в курсе поймёт). «Пропагандонство» и пропаганда отличаются, как затвердить и убедить. Или, как усыпить и разбудить. Хотя, возможно, процесс, называемый в народе «пропагандонством», не качественная характеристика, но средство достижения цели. А по поводу возмущения «реконструкции сожжения» — то многие благодаря этому обстоятельству узнали (вспомнили), что была не только Хатынь. Допустимо или запредельно? Вопрос открытый.
Свежие комментарии