Вступление
Второй традиционной частью пехоты древности были псилы (ψιλοί) — родовое название легковооруженных воинов, не носящих защитного снаряжения: дословно — «лысые».
Воин на охоте. Мозаика Большого императорского дворца. Музей Большого дворца. Стамбул. Турция. Фото автора
Вот как описал снаряжение такого солдата Маврикий Стратиг:
"Токсофоретры, носимые за плечами, с большими колчанами, вмещающими по 30 или 40 стрел; малые щиты; деревянные соленарии с малыми стрелами и малыми колчанами, с помощью которых ведется обстрел с дальней дистанции из луков, беспокоящих врагов.
Бериты и дротики склавенского типа, имеющиеся у тех, которые не умеют стрелять из луков; марсобарбулы, носимые в кожаных футлярах, пращи».
Тот же Маврикий рекомендовал обучать псилов стрельбе "по вертикальному копью как по ромейскому, так и по персидскому способу", стрельбе со щитом, метанию берит, использованию пращей, бегу и прыжкам. Служба легковооружённых для молодежи была ступенькой в «тяжеловооруженные» — оплиты.
Вегеций писал о том, что воины последнего призыва попадают в легковооружённые. В псилах служили и определенные этнические группы, имеющие на вооружении традиционное, с точки зрения ромеев, легкое вооружение: например, славяне, национальными дротиками которых должны были пользоваться все легковооружённые, или исавры, которые были пращниками.
Автор середины VI в. так определил место расположение псилов в бою, соответственно условиям. Во-первых, если фаланга (строй) имеют значительную глубину — на флангах и между проходами, тем самым достигая при стрельбе цели и не обстреливая тыл своих.
Легковооружённый воин или охотник. Мозаика церкви Кабр-Хирам Св. Христофора близ Тира 575 г. Лувр. Франция. Фото автора
Во-вторых, если строй стоит в один ряд, они должны стоять за оплитами, "чтобы метательные снаряды и камни, падая перед фронтом фаланги, поражали и устрашали врагов".
В-третьих, в случае конной атаки они «гасят» ее с помощью пращей и дротиков, стоя перед строем «тяжеловооруженной» пехоты. Естественно, в случае если порыв кавалерии не остановлен метательными орудиями, псилы через проходы между подразделениями укрываются за скутатами. Маврикий Стратиг вторит Анониму, указывая, что против легковооруженных славян надо использовать псилов и аконистов с огромным запасом метательного оружия и дротиков. Легковооруженные метатели на протяжении всего рассматриваемого периода были важными участниками боевого процесса, активно сражавшиеся как против пехоты, так и конницы противника.
Мозаика. Орфей. Иерусалим. V–VI в. Археологический музей. Стамбул. Фото автора
Наличие легковооруженных в рядах армии империи говорит о том, что ромеи успешно пользовались различными тактическими приемам и различными родами войск, комбинируя их. Эта тактика оправдывала себя при борьбе с противниками, ключевой особенностью которых было использования исключительно того или иного рода войск. Заметим, что такие противники как иранцы, поняв важность пехоты, именно в VI в. провели реформирования армии с целью нивелирования перекоса в сторону катафрактариев. Авары, выступившие на авансцену как тяжеловооруженный народ всадников, начинают с момента поселения в Паннонии использовать конников-стрелков кочевых народов Причерноморской степи и легковооруженных славян.
Стрелковое вооружение
Легковооруженные солдаты использовали различные нижеперечисленные метательные виды вооружения, более того, исходя из тактических установок этого периода, воевали с этим оружием и тяжеловооруженная пехота:Сложный двухсоставной ромейский лук был длиной 100-125 см., согласно иконографии. Такое оружие можно видеть на мозаике Большого императорского дворца, мозаике из Базилика Моисея и на египетской пластинке из слоновой кости, пиксиды VI в. из венского Музея искусств. Рекомендации стратигов-теоретиков сводились к тому, что псил должен иметь большой запас стрел. Традиционно в колчане было 30-40 стрел. Колчан носился за плечом, как на пиксиде VI в. из Метрополитен музея. Маврикий писал о том, что оружие должно соответствовать физическим возможностям солдата.
Берита — короткое метательное копье, больше, чем дротик. Происходит от латинского veru, verutus.
Аконист (άκόντιον (ед. число)) — дротик. Аконистами, по Вегецию, назывались псилы, метатели дротиков, самого молодого призыва.
Легковооружённый воин или охотник. Мозаика церкви Кабр-Хирам Св. Христофора близ Тира 575 г. Лувр. Франция. Фото автора
Праща – примитивное по внешнему виду, но гениальное, по сути, приспособление для метания камней. Военные авторы VI в. рекомендовали использовать пращу всем воином, тем более — легковооруженным: она вращалась над головой одной рукой, после чего камень отпускался в сторону цели. Исходя из тактики, применяемой в этот период римлянами — праща была важнейшим оружием, как при осаде, так и при обороне, во время сражений и боях в горах:
"Все же легковооруженные стрелки и пращники оставались позади, ожидая благоприятного момента для стрельбы"
. При осаде ромеями Кум "луки звучали от беспрерывного метания стрел, в воздухе неслись пращи, осадные орудия были приведены в действие"
. Обучение по использованию пращи был важным моментом подготовки всей пехоты: "Тем более, что ведь носить пращу не составляет никакого труда"
, писал Вегеций.А вот Агафий Миринейский писал об исаврах, воинах-горцах Малой Азии как об особых мастерах обращаться с пращей.
Для метания с неё использовались не всякие камни, а гладкие, удобные для метания. Камни могли быть совершенно круглые в виде каменного мяча или в виде плоского грузила, размером чуть больше ладони. Последние изготовлялись из свинца, и в римский период они назывались glandes. Такие «снаряды» не всегда могли быть под рукой, поэтому воинам целесообразно было иметь их при себе при выходе на поле боя, хотя, наличие пращи подразумевало и возможность использования любого подобного камня.
Соленарии деревянные (σωληνάρια ξύλινα) — есть несколько предположений по данному виду вооружения, Во-первых, если следовать разъяснению Маврикия, это приспособление позволяющее выпускать несколько небольших более коротких стрел из стандартного лука. Во-вторых, ряд ученых считает, что это разновидность самострела (арбалета), возможно, это ручные баллисты или луки-балисты, о которых писал еще Вегеций. Но, пока вопрос остаётся открытым.
А вот об еще одном виде метательного вооружения говорят, когда речь идет об оплитах, а не об псилах.
Матиобарбула (matiobarbulum) — метательное оружие со свинцовым элементом. Это оружия использовали и тяжеловооружёенные. Об оружие из свинцового материала писал Вегеций в начале V в., а его современник, Аноним IV в., писал о плюмбате мамиллате (plumbata mamillata). Скорее всего, это разные виды оружия, в которых использовался свинец. Вегеций, описывал матиобарбулы как свинцовые шары, которыми особенно хорошо владели два легиона Иовианов и Геркулесов.
Аммиан Марцеллин пишет о применении при осаде Геллиспонта свинцовых снарядов. В пользу описания оружия как свинцового шара говорят следующие моменты: Вегеций сообщал о том, что у солдат, должно быть пять шаров в щите: крайне сомнительно, что это оружие с древком, в тоже время как, свинцовые шары могли без проблем поместиться в щите. Он также отмечал, что оружие надо использовать до применения стрел и дротиков, что опять же говорит в пользу снаряда-шара, крайне сомнительно, чтобы дротики со свинцовым элементом, т. е. с утяжелением, летели дальше дротиков. Для увеличения скорости пехота могла использовать пращи. Но тогда матиобарбула, как свинцовый шар, сближается с гландами, плоским свинцовым грузилом для метания с пращи.
Другим видом оружия с использованием свинца была Плюмбата мамиллата — металлический дротик 20-25 см длиной, с одного конца которого шаровидной формы свинцовый шарик, заканчивающийся острым наконечником, на другом конце дротика — перья. Считать плюмбату мамиллату, как предполагают некоторые исследователи, неким подобием дартза, представляется неверным, внешне, конечно, она напоминает данную стрелу, но способ использования дартза при бросках за наконечник исключает дальность, а короткое оружие едва ли пробьет щит. Плюмбата IV в., скорее всего, это дротик с достаточно длинным древком для метания.
Римские плюмбата III в. Музей Карнунтума. Бад-дойч-Альтенбург. Австрия. Фото автора
Маврикий писал, что скутатов надо обучать «метанию на расстояние берит и применению матиобарбул». Ее носили в кожаных футлярах и перевозили на повозках, вряд ли, можно считать, что небольших размеров оружие необходимо было перевозить на телегах. Некоторые исследователи предполагают, что, во-первых, она, при попадании в щит, утяжеляла его, прогибаясь под собственной тяжестью, делая непригодным к использованию щит, а воина, бросившего его, удобной для поражения мишенью. Во-вторых, наличие свинца у наконечника улучшало точность попадания. Возможно сделать предположение, что два орудия эволюционировали к VI в. в короткий дротик со свинцовым шариком, оканчивающийся железным острием, с одной стороны, и оперением с другой.
В таком случае этот вариант применения представляется обоснованным и технически оправданным. Оружие, похожее на вышеописанное, конца IV в., были найдены в Пицунде. Мы так же знаем несколько таких наконечников, разных периодов из римского лагеря Карнунтум, на среднем Дунае.
Палаш
В латинском тексте Новеллы Юстиниана LXXXV парамирия (παραμήριον) обозначена как «enses (quae vocare consueverunt semispathia)» — ед. число ensis. Еще у Вегеция видим противопоставление полуспаты, холодного оружия меньшего по размеру, мечу-спате. Что подтверждает «Тактики» Льва, разъясняя, что это «большие однолезвийные мечи, носимые у бедра» — махайры. Махайра (μάχαιραν) — изначально, изогнутый клинок с утолщение в боевой части клинка со стороны рубящей части. Археологические находки такого оружия этого периода дошли до нас во франкских могилах из Кельна: это прямой клинок с утолщением в боевой части.
Авторы VI в. использовали, при описании аналогичного оружия, термин ксифос (ξίφος) или прямой короткий меч, поэтому о парамирии как о «сабле» говорить не приходится.
Таким образом, парамирия VI в. это палаш с прямым однолезвийным клинком, по расчету Ю. А. Кулаковского — 93,6 см длинной. Палаш, который возможно мог иметь утолщение у окончания лезвия. Парамирия носилась не на плечевой портупее, а на набедренном ремне: "…пусть они опояшутся и парамириями, разумеется, однолезвийными мечами, имеющими четыре пядени длины с рукояткой (пер. Ю. А. Кулаковского)».
Для рассматриваемого периода парамирию можно сравнивать с германским саксом, точнее его удлиненной вариацией — langsax (от 80 см. лезвие).
Сакс, или скрамасакс, — широкий однолезвийный палаш или большой кинжал, нож (греч. — махайра). Это оружие использовалось как совместно с мечом, так и само по себе. Можно предположить, что германский сакс в византийской классификации, обозначается как парамирия или энсис.
Мы заканчиваем цикл о подразделения армии ромеев VI в. Последняя статья будет посвящена легионам или полкам римской армии, дожившим до VI в.
Использованные источники и литература:
Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана Перевод С. П. Кондратьева С-Пб., 1996.
Аммиан Марцелин. Римская История. Перевод Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. С-Пб., 2000.
Ксенофонт. Анабасис. Перевод, статья и примечание М. И. Максимовой М., 1994.
Кучма В. В. „Тактика Льва"// ВВ 68(93) 2009.
О стратегии. Византийский военный трактат VI в. Перевод В. В. Кучма. СПб., 2007.
Перевалов С. М. Тактические трактаты Флавия Арриана. М., 2010.
Прокопий Кесарийский Война с персами. Перевод, статья, комментарии А. А. Чекаловой. СПб., 1997.
Стратигикон Маврикия. Перевод В. В. Кучма. СПб., 2004.
Феофилакт Симокатта. История. Пер. С. С. Кондратьева. М., 1996.
Флавий Вегеций Ренат Краткое изложение военного дела. Перевод и комментарии С. П. Кондратьева С-Пб., 1996.
Corippe Éloge de l’empereur Justin II. Paris. 2002.
Jean de Lydien Des magistratures de l’État Romain. T. I., Paris. 2002.
- Автор:
- Ващенко Э., к.и.н.
- Статьи из этой серии:
- Конные стрелки византийской армии VI века
Тяжеловооружённая пехота Византии VI века
Свежие комментарии