До затяжной Кавказской войны 19 века горцы-убыхи обитали на территории сегодняшнего Сочи. Пользуясь славой особо воинственного племени, эти кавказцы отличались храбростью, непокорностью и жестокостью. Убыхи задолго до прихода русских держали в страхе аборигенов Кавказа. Являясь объективно лучшими причерноморскими воинами, они атаковали первыми и отступали последними.
Но после победы в регионе российской короны выбрали османскую сторону. Отказавшись присягнуть императору, убыхи, в отличие от остальных кавказцев, сами погубили свой субэтнос.Боялись даже своиУбыхи считались зажиточными горцами, активно торговавшими с турками.
Коренные жители Кавказа - убыхи – соседствовали с абхазами, адыгами и абазинами. Несмотря на схожие традиции в быту и культуре, у убыхов сложился уникальный язык. Алфавит состоял из рекордного числа звуков, среди которых только гласных насчитывалось 84. Историки описывают представителей субэтноса как рослых, крепко сложенных, красивых лицом людей. Благодаря плодородной приморской земле жили убыхи богато. Разводили скот, занимались ловлей рыбы, садоводством, виноградарством и торговлей. Накопление капиталов постепенно расслаивало этот народ. Мужчины, возглавлявшие зажиточные кланы, пользовались в местной среде неограниченной властью, устанавливая собственные законы в менее влиятельных родах.
Убыхи традиционно нападали на соседей, захватывая в ходе жестоких столкновений пленных и превращая их в рабов. Рабы и трофеи в основной массе шли в Турцию, на которую делали ставки горцы. Но и о себе не забывали, за что их и считали беспрецедентными на Кавказе горцами-рабовладельцами. На 10 свободных убыхов приходилось, в среднем, 3 раба. Мусульманами эти горцы считались лишь формально, так как в основе их истинной веры лежало откровенное язычество. Верховной богиней, как ни странно, считали мать Бытху, отливая ее образы в чистом золоте и совершая перед ними языческие ритуалы.
Выступления против русскихНе желая присягать русскому царю, убыхи выбрали Турцию.
Несправедливо будет бескомпромиссно обвинять убыхов в демонической сущности. Кавказские нравы и сегодня не отличаются толерантностью, а в те времена междоусобная резня и вовсе считалась нормой жизни.
Одной из наиболее значительной и масштабной военной операцией убыхов стал штурм Навагинского укрепления в низовье реки Сочи. Это фортификационное сооружение имело свою историю. Весной 1836-го в тех краях высадились подразделения генерала Сибирского, овладев высотой после непродолжительного боя. Состоялась закладка форта в виде неправильного четырехугольника, а весь гарнизон составили 8 офицеров и три сотни нижних чинов. Впоследствии Навагинский бастион регулярно подвергался назойливым атакам и обстрелам со стороны горцев. В ночь на 28 сентября 1840-го крупный отряд горцев неожиданно напал на форт. При помощи крючьев и лестниц атакующая сторона ворвалась внутрь укрепления, откуда вскоре была выбита с тяжелыми потерями.
Но и русские ряды серьезно поредели: помимо рядовых в бою были убиты начальник крепости капитан Подгурский вместе с поручиком Яковлевым. Возникла серьезная угроза захвата Навагинского форта с последующим вероятным штурмом. В помощь гарнизону выдвинулся из Укрепления Святого Духа отряд генерала Анрепа. Военным удалось пробиться к форту лишь после изнурительных трехдневных боев. Тогда с поражением у Навагинского форта масштабные горские выступления против русских закончились, но убыхи не прекращали мелкие набеги на коммуникации российской армии вплоть до самого завершения войны по всему Западному Кавказу. Причем объектами их атак становились не только возведенные в ранг противника русские, но и соседи кавказцы.
Принципиальная непокорность и исчезновение этносаДепортация в Османскую империю.
В своем родовом сознании убыхи не рассматривали возможность капитуляции даже перед многократно превосходящими силами врага. Своей целью они видели объединение соседствующих кавказских народов для совместного противостояния Российской империи. Примечательно, что инструкторы из Османской империи обещали братьям по вере военную поддержку и настойчиво подталкивали убыхов к сопротивлению русскому войску.
Летом 1861-го последний князь убыхов Хаджи Керантух Берзек пошел на дерзкий шаг, предприняв попытку создать отдельное кавказское государство, представленное адыгами, абхазами и абадзехами. Неподалеку от современного Сочи созвали народное собрание - меджлис, но донести до масс идею обязательной консолидации черкесских племен тогда не удалась. Уставшие от бесконечных войн люди приняли решение смириться с подступавшим поражением. Но даже при подавляющем числе голосов собратьев убыхи не собирались сдаваться победителям на милость, по-своему трактуя воинскую честь.
Русское командование весьма негативно воспринимало непокорный кавказский этнос, не желавший идти ни на какие компромиссы и не рассматривавший разумные доводы. Тогда и полетели генеральские донесения в Петербург: дескать, борцы за горскую независимость на деле являются грабителями и работорговцами, снабжающими Османскую империю живой рабсилой. И, мол, нет среди них достойных скотоводов, земледельцев и ремесленников, но сплошь и рядом – бандиты и вражеские пособники. В тех докладах чиновники занизили численность убыхов, оценив весь народ в 3 тысячи горцев. Реагируя на яркие раздражающие донесения, руководство Российской империи выдвинуло убыхам жесткий ультиматум: присяга императору на верность или полная депортация. Несговорчивые кавказцы, разумеется, выбрали второй вариант. Май 1864-го ознаменовался победным парадом русских войск в черкесском Кбааде (нынешняя Красная поляна Адлеровского района). Это событие ознаменовало собой победное завершение Кавказской войны.
Что до убыхов-переселенцев, то немалая часть из них заболели и умерли еще по пути в новую землю обетованную - Османскую империю. Даже успешно добравшиеся очень тяжело переносили депортацию, переживая за оставленные дома, хозяйства, мастерские. На чужбине горцы быстро позабыли родную речь, перестроившись на турецкий лад. Не в пример остальным народам Кавказа, смирившимся с российским главенством и сохранившим свой род по сей день, убыхи постепенно прекратили свое существование в Турции.
Свежие комментарии