На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Илхом Умаров
    Пусть идут в медресе учиться, а не в университет. Во время Союза такого не было.«Молятся где попа...
  • Leon Dan
    Националист по определению не обязан никого другого любить.Почему казахские ...
  • Сергей Иванов
    Видно мало грузины им всыпали.К чему могут прив...

Главный калибр: Какие корабли строили перед Второй мировой немцы, британцы, американцы, французы и русские

Мощный флот подтверждает железную логику войны

На фото: линкор «Кинг Джордж V»
На фото: линкор «Кинг Джордж V» (Фото: AP/TASS)

Есть железная логика производства вооружений. Причём не любых, а лишь больших кораблей. Дело в том, что пушки, танки и самолёты можно использовать как для агрессии, так и для обороны.

Наконец, массовое производство пушек, танков и самолётов в экономически развитой державе можно развернуть за 3—6 недель.

А вот строительство тяжёлых крейсеров и линкоров в ХХ веке длилось 3—5 лет, а если включить предварительные работы, то есть проектирование, строительство эллингов, подготовку металлических конструкций, проектирование и запуск в серию корабельной артиллерии, то много больше.

Таким образом, чтобы понять ситуацию в Европе 1920-х — начала 1940-х годах и причины возникновения Второй мировой войны, мы должны обратиться к кораблестроительным программам ведущих стран мира.

6 февраля 1922 года делегаты США, Англии, Японии, Франции и Италии подписали трактат «Об ограничении морских вооружений», согласно которому устанавливались следующие соотношения размеров линейного флота: США: Англия: Япония: Франция: Италия — 5: 5: 3: 1,75: 1,75.

Итогом договора стала сдача на лом двух десятков сверхдредноутов, как достраивавшихся, так и находившихся в боевом строю и способных прослужить ещё не менее четверти века.

В последующие 10 лет пять подписанты договора 1922 года не закладывали новых линкоров, но в середине 1930-х годов началась новая гонка морских вооружений.

Так, Франция с октября 1935 года по август 1939 года заложила три супер-линкора типа «Ришелье». Они были вооружены восемью 381/45-мм пушками в двух носовых башнях и двенадцатью 152/55-мм пушками. Причём впервые в истории 152-мм пушки были приспособлены для зенитной стрельбы. Первые два корабля — «Ришелье» и «Жан Бар» —планировалось ввести в строй в 1939 году.

Лорды британского Адмиралтейства тоже решили «сохранить приличия» и в 1937 году заложили пять линкоров типа «Кинг Джордж V» водоизмещением 35 тысяч тонн. На самом же деле тоннаж их оказался от 44 510 до 45 360 тонн.

Первоначально эти корабли должны были быть вооружены двенадцатью 356/50-мм пушками в трёх-четырёхорудийных башнях. Однако после нескольких усилений броневой защиты остойчивость корабля заметно уменьшилась, и англичане, помня урок «Кэптэна"*, решили облегчить корабль, заменив четырёхорудийные башни «В» на двухорудийные. В итоге «Король Джордж» получил всего десять 356-мм пушек. Кроме того, он имел шестнадцать 133-мм универсальных орудий в четырёх башнях.

Введение в строй их планировалось в 1939 году. Однако головной линкор «Кинг Джордж V» вошел в строй британского флота только 11 декабря 1940 года, а следующие четыре корабля — с 31 марта 1941 года по 22 июня 1942 года.

Первые два новые линкора — «Норт Каролина» («Северная Каролина») и «Вашингтон» — американцы заложили 27 октября 1937 года и 14 июня 1938 года соответственно. Формально их водоизмещение должно было быть 35 тыс. тонн, а фактически их полное водоизмещение составляло 46 770 тонн. Корабли были вооружены девятью 406/45-мм пушками главного калибра и двадцатью универсальными 127/38-мм пушками.

На фото: Линкор "Северная Каролина"
На фото: Линкор "Северная Каролина" (Фото: AP/TASS)

Скорость хода линкоров составляла 28 узлов. Они также должны были войти в строй в 1939 году.

Реально же «Вашингтон» был полностью закончен в марте 1941 года, а «Норт Каролина» — в августе того же года.

В начале 1939 года Германия приступила к строительству огромного надводного флота. 14 апреля 1939 года на верфи «Блом и Фосс» в Гамбурге и «Дешимаг» в Бремене были заложены два линкора нового проекта под литерными обозначениями «Н» и «J».

Как правило, немцы присваивали названия кораблям при спуске их на воду, а до этого корабли строились под литерными обозначениями. Шла подготовка к закладке ещё четырёх таких линкоров: «K», «L», «М» и «N». Стандартное водоизмещение этих кораблей должно было составлять 56 440 тонн, а полное — 62 600 тонн.

Орудиями главного калибра должны были стать восемь 406/52-мм пушек SKC/34 системы Круппа в четырёх башнях.

В 1938-м — начале 1939 года были закончены проекты ещё более мощных линкоров. Так, линкоры проекта Н44 должны были иметь стандартное водоизмещение 131 тыс. тонн, вооружение — восемь 508-мм орудий в четырёх башнях. Дизельная установка должна была обеспечивать линкору скорость хода не менее 30 узлов.

Кроме линкоров в состав германского флота планировали ввести и линейные крейсера. Так, в начале 1939 года были отпущены средства на постройку трёх линейных крейсеров водоизмещением 31 650/35 400 т (стандартное/полное), вооруженных шестью 38-см пушками SKC/34 в трёх башнях Drh LC/34 (тех же, что и на «Бисмарке»). На 1 сентября 1939 года были подготовлены к закладке три линейных крейсера «О», «Р» и «Q».

Scherl/Global Look Press
Фото: Scherl/Global Look Press

В СССР в 1938—1939 годах были заложены четыре линкора типа «Советский Союз» проекта 23. Вооружение их — девять 406-мм пушек.

5 ноября 1939 года на заводе № 200 был заложен тяжёлый крейсер проекта 69 «Севастополь». Любопытно, что головной тяжёлый крейсер «Кронштадт» заложили на заводе № 194 лишь 30 ноября. Оба крейсера первоначально должны были быть вооружены девятью 305-мм орудиями. А в середине 1940 года решили их заменить германскими 38-см пушками SKC/34 пушками.

Боюсь, что рассказ о попытке ограничения морских вооружений и её крахе уже навёл скуку на читателей-гуманитариев. Тем не менее, именно подробности кораблестроительных программ ведущих государств мира крайне важны для понимания событий межвоенного периода и определения зачинщиков Второй мировой войны.

Вернёмся к судостроительным программам конца 1930-х годов. Можно сколько угодно спорить о том, насколько были искренни в своих выступлениях Гитлер и Сталин, призывавшие к мирному разрешению всех европейских споров. В речах обоих, равно как и западных лидеров, действительно было много демагогии.

Но зачем СССР и Германия строили огромные флоты со сроками готовности в 1943—1946 годах? Ведь огромные суммы, отпущенные на строительство супер-линкоров и тяжёлых крейсеров, можно было потратить на танки, авиацию, сухопутную артиллерию, подводные лодки и т. п. И советских, и германский Генштабы прекрасно понимали, что супер-линкоры бесполезны в континентальной европейской войне. Зато пять британских сверхдредноутов должны были быть введены в строй в конце 1939 года. Хотя их доделка немного затянулась, все пять воевали в 1940—1942 годах.

Вывод один — ни Гитлер, ни Сталин не планировали начинать мировую войну ранее 1943 года. Другой вопрос, что они учитывали возможность нападения на них западных держав и были готовы принять вызов.

*Перегруженный артиллерией и броней броненосец «Кэптэн» в ходе первого плавания в ночь с 6 на 7 сентября 1870 г. перевернулся и затонул со всем экипажем. Погибло 472 человека, включая главного строителя корабля Кольза.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх