На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Иващенко Елена
    Да всё так. И это результат "так называемой" реформы здравоохранения. Большая проблема, которую не хотят видеть чинов...Как нас медленно,...
  • Харченко Александр
    Обдолбаные, пошли за добавкойЧП у белорусской ...
  • Георгий Корнев
    По предварительным данным, причиной трагедии стал бытовой конфликт с незнакомым ему парнем, поведение которого не пон...«Этим детям все с...

Израильские авиационные средства радиолокационного дозора: самолёты, привязные аэростаты и беспилотники

Израильские авиационные средства радиолокационного дозора: самолёты, привязные аэростаты и беспилотники

Благодаря наличию технологически развитой электронной и авиационной промышленности Израиль входит в элитный клуб государств, способных самостоятельно разрабатывать и серийно строить авиационные комплексы дальнего радиолокационного обзора. В качестве воздушных платформ для размещения аппаратуры ДРЛО в Израиле использовались пассажирские и транспортные самолёты различной грузоподъёмности, беспилотные летательные аппараты и привязные аэростаты. В прошлом израильские ВВС эксплуатировали самолёты радиолокационного дозора американского производства, сейчас Израиль экспортирует летательные аппараты, предназначенные для радиолокационного контроля воздушного пространства и земной поверхности, в том числе и в страны НАТО.

Современные израильские самолёты радиолокационного дозора


Проанализировав опыт эксплуатации самолётов радиолокационного дозора Е-2С Hawkeye и IAI Phalcon 707, израильские специалисты с учётом специфических местных условий сформировали требования для машин такого класса.

С учётом тесных союзнических отношений с США воздушные силы Израиля вполне могли приобрести самолёты Boeing E-3 Sentry, Boeing E-767 или Boeing 737 AEW&C. Однако командование ЦАХАЛ сочло, что такие крупные машины избыточны для израильских ВВС и слишком дороги в эксплуатации. Вполне приемлемым вариантом могли стать модернизированные до уровня Hawkeye 2000 турбовинтовые Е-2С Hawkeye или кардинально обновлённые E-2D Advanced Hawkeye.

Однако, оценив все за и против, в Израиле решили создавать собственные самолёты ДРЛО. Немаловажным фактором при принятии такого решения стало желание развивать собственную научно-промышленную базу и тратить финансовые ресурсы, выделенные на оборонные программы внутри страны. Так как площадь Израиля составляет всего около 22 000 км², а финансовые возможности являются ограниченными, было решено создавать самолёт ДРЛО, основываясь на относительно небольшой и лёгкой платформе. В то же время, в случае необходимости новый многофункциональный самолёт должен был иметь возможность вести патрулирование и сбор информации в течение не менее 8 часов.

Израильтяне понимали, что потянуть столь сложную программу в одиночку им будет очень тяжело, в связи с чем в начале «нулевых» с целью скорейшего создания перспективного самолёта радиолокационного дозора компании IAI Elta Systems, Gulfstream Aerospace и Lockheed Martin образовали консорциум.

В качестве носителя радиотехнического комплекса был выбран относительно компактный двухдвигательный реактивный самолёт бизнес-класса Gulfstream G550. На тот момент это был новейший бизнесджет, в котором реализованы самые передовые достижения гражданского авиастроения. Существенным фактором при выборе этой машины явилась возможность совершать длительные перелёты. Так, в самом начале продаж в рекламных целях «Гольфстрим» осуществил беспосадочный перелёт общей протяжённостью 13 521 км, из Сеула (Республика Корея) в Орландо (США, штат Флорида). Столь высоких результатов удалось добиться благодаря хорошей аэродинамике и применению двигателей Rolls-Royce BR 710, имеющих высокую топливную эффективность и обеспечивающих крейсерскую скорость 850 км/ч. Максимальная скорость составляет 926 км/ч.

Стоит сказать, что Gulfstream G550 не стал первым бизнесджетом, использовавшимся для преобразования в радиолокационный разведчик. Великобритания раньше, чем Израиль, приняла на вооружение Sentinel R1 на платформе Global Express от Bombardier.


Израильский самолёт ДРЛО G550 CAEW

Ядром радиотехнического комплекса самолёта G550 CAEW (англ. Conformal Airborne Early Warning and control – Раннее радиолокационное предупреждение и управление) стала радиолокационная станция с АФАР EL/W-2085 (модернизированный и облегчённый вариант EL/M-2075). Так же как и на IAI Phalcon 707, плоские антенны радиолокатора смонтированы по бортам в средней части фюзеляжа. Вспомогательные антенны размещаются в носовой и хвостовой части, что позволяет создать круговой радиолокационный охват. Большие боковые антенны работают в диапазоне 1 ГГц – 2 ГГц, а носовая и хвостовая – в диапазоне 2 ГГц – 4 ГГц. Также в передней полусфере установлен метеорологический радар и антенна станции радиоэлектронной борьбы. Антенны пассивной системы радиотехнической разведки смонтированы под законцовками крыла.


В ходе проведения международных аэрокосмических салонов было заявлено, что радиолокатор EL/W-2085 имеет максимальную дальность обнаружения 370 км и способен сопровождать до 100 целей, а аппаратура связи позволяет выдавать целеуказание в автоматизированном режиме одновременно более чем 12 перехватчикам и ЗРК. Отдельно отмечается, что достоинством израильской РЛС является высокая частота обновления информации – каждые 2-4 секунды. Это увеличивает точность измерения координат, особенно при работе по целям, имеющим высокую скорость полёта. На радиолокационных комплексах с вращающейся антенной радиолокатора данный параметр составляет 10-12 секунд. РЛС имеет несколько режимов работы: обнаружение цели, сопровождение и опознавание с длительным временем импульса. После того как цель переходит в разряд приоритетной, радиолокатор переключается в режим высокой скорости сканирования с оптимизированным для точного измерения характеристик цели.

На борту G550 CAEW имеется аппаратура радиотехнической разведки, но её возможности и характеристики не раскрываются. Известно, что станция РТР, наряду с аппаратурой РЭБ, является частью системы самообороны самолёта. В эту систему также входят: контейнер с дипольными отражателями и ИК-ловушками и средства управляемого противодействия ГСН ракет с тепловым наведением. По всей видимости, в данном случае речь идёт о комбинации системы обнаружения приближающихся ракет и лазерной аппаратуры ослепляющей головки самонаведения.

Для передачи радиолокационной информации в реальном режиме времени на борту G550 CAEW имеется многофункциональная мультичастотная аппаратура связи, работающая в аналоговом и в цифровом режимах. Средства связи позволяют взаимодействовать со штабами и командными пунктами различных родов войск, поддерживать связь с самолётами ВВС, кораблями военно-морского флота и армейскими сухопутными подразделениями. Связь осуществляется по защищённым КВ, УКВ и спутниковым каналам. Антенна аппаратуры спутниковой связи, работающей в диапазоне 12,5-18 ГГц, расположена в обтекателе над вертикальным оперением самолёта.

Для размещения специального оборудования на борту базового Gulfstream G550 пришлось произвести полную перепланировку салона, проложить сотни километров кабеля, установить два дополнительных энергогенератора и систему принудительного жидкостного охлаждения аппаратуры. Большое внимание уделили условиям работы операторов РТК. Помимо 6 автоматизированных рабочих мест, внутри самолёта имеются места отдыха, буфет и туалет.


Рабочее место оператора G550 CAEW

Для отображения информации, получаемой с РЛС и станции радиотехнической разведки, применены современные цветные жидкокристаллические панели.

Платформа для самолёта G550 CAEW, собранная на американском предприятии компании Gulfstream в Саванне, штат Джорджия, впервые поднялась в воздух в мае 2006 года. После облёта самолёт передали израильской компании IAI Elta Systems, и вскоре на нём начались работы по установке специального оборудования. По сравнению с бизнесджетом G550 CAEW стал несколько тяжелей, его максимальный взлётные вес достигает 42 000 кг, при этом запас топлива составляет 23 000 литров горючего, что обеспечивает дальность полёта более 12 000 км и даёт возможность вести непрерывное патрулирование в течение 9 часов, на удалении 200 км от своего аэродрома.


В настоящее время ВВС Израиля располагают пятью самолётами G550 CAEW, которые базируются на авиабазе Неватим неподалёку от города Беэр-Шева и входят в состав 122-й эскадрильи «Нахшон».

Оценивая G550 CAEW, можно отметить, что его радиолокационный комплекс по дальности обнаружения уступает более крупным самолётам ДРЛО, таким как американские E-3 Sentry и E-767 или российский А-50. В то же время сильной стороной израильской машины является использование современной экономичной авиационной платформы на базе гражданского авиалайнера бизнескласса, что положительно сказывается на стоимости постройки нового самолёта и эксплуатационных расходах.

Израильские самолёты ДРЛО в прошлом принимали участие в учениях Red Flag на американской авиабазе Неллис в штате Невада и продемонстрировали при этом неплохие результаты. Американцев очень впечатлили возможности станции постановки помех, которая эффективно подавила БРЛС и каналы связи истребителей F-15 и F-16. Также отмечалось, что по комфорту и условиям работы операторов РТК израильский G550 CAEW серьёзно превосходит американский «Хокай».

Благодаря удачному балансу «цена-качество» самолёты G550 CAEW пользуются определённым спросом на мировом рынке вооружений. Первой страной, закупившей в 2008 году самолёты ДРЛО этого типа, стал Сингапур. Стоимость контракта составила $1,1 млрд, что относительно недорого за четыре машины такого класса.

После того как израильские военно-воздушные силы выбрали на роль реактивного УТС итальянский M-346 Master, стало известно о намерении Италия приобрести самолёты G550 CAEW. Стоимость радиолокационных систем дальнего обнаружения первых двух самолётов, предназначенных для ВВС Италии, составляет $758 млн. Передача первого борта заказчику произошла в декабре 2016 года.


Итальянский самолёт ДРЛО G550 CAEW

Согласно информации, опубликованной справочным изданием Military Balance 2024, в настоящее время Италия располагает тремя самолётами ДРЛО с радиотехническими комплексами израильского производства, поставка ещё одного ожидается.

Наработки, полученные при создании G550 CAEW, были использованы в «летающей глушилке» EA-37B Compass Call, принятой на вооружение ВВС США в 2024 году.


Самолёт радиоэлектронной борьбы EA-37B Compass Call

Самолёт EA-37B также построен на базе Gulfstream G550 и имеет плоские конформные панели антенн с двух сторон вдоль фюзеляжа, выполненные на основе АФАР РЛС EL/W-2085. Однако основным назначением EA-37B является не обнаружение воздушных целей, а постановка помех радиолокационным станциям, размещённым на воздушных судах, на суше и на кораблях, а также подавление различных средств связи и ведение радиотехнической разведки.


Американское военное ведомство планирует закупить 10 самолётов EA-37B, которые войдут в состав 55-й группы радиоэлектронной борьбы и заменят устаревшие EC-130H Compass Call.

Для радиолокационной разведки наземных и надводных целей в ВВС Израиля используются самолёты G550 SEMA (англ. Special Electronic Missions Aircraft – Самолёт специального радиоэлектронного назначения).


Самолёт радиолокационной разведки G550 SEMA

Работы по созданию этой машины велись параллельно с проектированием самолёта ДРЛО G550 CAEW. Основным разработчиком радиотехнического комплекса для G550 SEMA также стала компания IAI Elta Systems.

Основным разведывательным инструментом израильского G550 SEMA является радиотехнический комплекс EL/I-3001 AISIS. Антенна РТК установлена в каноэобразном обтекателе в передней нижней части фюзеляжа. Такое расположение антенны является характерным для радиолокаторов разведки наземных целей. Также на самолёте смонтирована аппаратура радиоперехвата и комплекс радиотехнической разведки, способный на большом расстоянии идентифицировать и определять координаты работающих радиолокаторов. Помимо РТК на борту имеется вычислительные средства обработки развединформации, аппаратура линии передачи данных, спутниковая система связи, система отстрела тепловых и радиолокационных ловушек.

Лётные данные G550 SEMA практически не отличаются от G550 CAEW. Максимальная скорость на высоте 10 000 м – 960 км/ч. Скорость патрулирования – 850 км/ч. Практическая дальность – 11 800 км. Экипаж 12 человек, из них 10 операторов РТК.


Первый G550 SEMA был передан заказчику в 2005 году. Через год этот самолёт достиг оперативной готовности и принял участие в операции «Литой свинец». На данный момент в ВВС Израиля эксплуатируют три самолёта радиотехнической разведки G550 SEMA.

Радиотехнический комплекс израильского производства, аналогичный тому, что используется на G550 SEMA, установлен на двух разведывательных самолётах ВВС Индии Global 5000 SIGINT.


Самолёт ВВС Индии Global 5000 SIGINT

Самолёт Bombardier Global 5000, являясь прямым конкурентом Gulfstream G550, несколько уступает «Гольфстриму» по дальности полёта. В то же время канадский бизнесджет значительно дешевле, что, видимо, и стало для индийцев определяющим фактором.

Что касается израильских самолётов ДРЛО и радиолокационной разведки, то они неоднократно демонстрировали свою эффективность в операциях, проводимых ВВС Израиля. Большая продолжительность полёта самолётов специального назначения, построенных на платформе Gulfstream G550, позволяет осуществлять дальние рейды без дозаправки в воздухе. Так, 6 сентября 2007 года самолёты G550 CAEW и G550 SEMA осуществляли поддержку группы истребителей-бомбардировщиков F-15I, разрушивших сирийский ядерный объект в районе Дейр эль-Зор. При этом они не только контролировали воздушное пространство на маршруте и осуществляли обзор поверхности земли, но и сами ставили очень мощные помехи средствам ПВО и подавляли радиосвязь.

Беспилотные летательные аппараты радиолокационной разведки


Первый БПЛА Heron, созданный компанией Israel Aerospace Industries, поднялся в воздух в 1994 году. В течение длительного периода времени аппараты среднего класса Heron (Machatz-1) являлись самыми продаваемыми израильскими БПЛА. Экспортная стоимость беспилотника с комплектом разведывательной аппаратуры и наземным пунктом управления составляет $10 млн.

Армия Израиля за 20 лет заказала около 50 аппаратов этого типа. Они также поставлялись в Азербайджан, Австралию, Бразилию, Индию, Канаду, Марокко, Сингапур, США, Турцию, ФРГ и Эквадор. Во Франции на основе израильского «Херон» строились аппараты, известные как Eagle или Harfang.

Комплект разведывательной аппаратуры БПЛА Heron включает в себя широкий набор оптоэлектронных датчиков и радиолокатор EL/M-2022U с дальностью обнаружения до 200 км.


РЛС фирмы Elta способна обнаруживать наземные, морские и воздушные цели. Бортовое радиолокационное оборудование весит немногим более 100 кг, передача радиолокационной информации на наземный пункт обработки ведётся в режиме реального времени. Однако ввиду невозможности цифровой обработки на борту и ограниченной пропускной способности канала передачи данных, число одновременно сопровождаемых целей невелико. Один беспилотник способен сопровождать не более шести целей одновременно. Кроме того, по сравнению с РЛС самолёта ДРЛО количество литерных частот РЛС в разы меньше, что снижает помехозащищённость. Испытания в полевых условиях показали, что беспилотник в силу ряда ограничений пока не способен служить платформой в деле эффективного контроля воздушной обстановки. В то же время РЛС, установленные на израильских дронах, неплохо проявили себя при разведке наземных замаскированных целей и патрулировании морской акватории. С помощью беспилотного радиолокатора можно контролировать передвижение автотранспорта в ночное время или в сложных метеоусловиях, когда обнаружение традиционными оптическими средствами затруднено.

Дроны израильского производства с радиолокаторами на борту неоднократно применялись в боевых действиях. Они участвовали в операциях ЦАХАЛ в секторе Газа в 2008-2009 гг. Австралийские БПЛА Heron в Афганистане наблюдали за передвижением автотранспорта талибов в ночное время, а французские аппараты вели разведку в ходе подготовки операций ВВС Франции в Ливии и Мали.

В ходе серийного производства аппаратура беспилотных аппаратов семейства «Херон» неоднократно подвергалась модернизации, да и внешний вид последних модификаций сильно отличается от исходного образца.


БПЛА Super Heron, представленный на Международном авиасалоне в Сингапуре

В феврале 2014 года на Международном авиасалоне в Сингапуре демонстрировался БПЛА Super Heron с дизельным двигателем мощностью 200 л.с. и радаром, позволяющим получать изображение в высоком разрешении с большой высоты и в плохих погодных условиях.

Развитием семейства «Херон» стал тяжелый БПЛА Eitan с турбовинтовым двигателем Pratt & Уитни PT6A-67A мощностью 1200 л.с.


БПЛА Eitan

Этот беспилотник имеет взлётный вес 5400 кг, размах крыла 26 м и способен нести полезную нагрузку массой до 1000 кг. Помимо оптоэлектронных систем наблюдения и лазерного дальномера-целеуказателя в нижней части фюзеляжа может быть установлена антенна радиолокатора с синтезированной апертурой. Аппарат способен висеть в воздухе 36 часов и покрыть расстояние более 7400 км. Максимальная скорость 407 км/ч, потолок более 14 000 метров. Стоимость одного аппарата – $35 млн. Помимо израильских ВВС они поставлялись в Азербайджан, Грецию, Индию и ФРГ.

Привязные аэростаты радиолокационного дозора


Основываясь на успешном опыте эксплуатации американских аэростатных радарных постов, компания Israel Aircraft Industries создала аэростатную разведывательно-дозорную систему EL/I-330 MPAS (англ. Multi-Payload Aerostat System – Аэростатная система с несколькими полезными нагрузками).


Подъём в воздух РЛС с фазированной антенной решёткой осуществляется аэростатом американского производства TCOM 32M, который имеет длину 32 м, грузоподъёмность до 225 кг и способен нести дежурство на рабочей высоте 900 метров в течение 15 дней. Для транспортировки и подъёма аппарата в воздух используется мобильная платформа. Полученные данные передаются на наземный пункт управления по оптоволоконному кабелю. Запас кабеля составляет 2700 метров.


Спутниковый снимок Google Earth: аэростатный радиолокационный пост неподалёку от города Димона

Аэростатный радиолокационный пост, функционирующий на постоянной основе в 10 км к югу от города Димона контролирует пространство в окрестностях израильского ядерного центра. По информации, представленной на сайте компании IАI, радиолокатор, установленный на аэростате, способен обнаруживать маловысотные воздушные цели на дальности, значительно большей, чем наземные РЛС.
Ссылка на первоисточник
наверх