Законопроект об установлении на гаджеты, продаваемые в России, российского ПО прошел первое чтение в Госдуме. Если нововведение согласуют на всех уровнях, то закон вступит в силу с 1 июля 2020 года
Курганов Дмитрий
Свои программы «из коробки»
Во вторник, 5 ноября, Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому на отдельные технически сложные устройства, продаваемые в России, должно устанавливаться программное обеспечение российского производства.
Список таких гаджетов, согласно документу, будет установлен правительством. В пояснительной записке указывается, что нововведения должны касаться смартфонов, компьютеров, а также «умных» телевизоров (смарт-тв).Авторы законопроекта утверждают, что его цель заключается в обеспечении российских пользователей интернета и услуг связи возможностью использовать приобретённое устройство без необходимости установки дополнительных приложений, предназначенных, в первую очередь, для использования русскоязычными пользователями. Иными словами, гаджет «из коробки» должен быть адаптирован для них с самого первого включения.
Конкуренция и безопасность данных
Депутаты уверены, что благодаря новой норме будут защищены интересы отечественных интернет-компаний, а число нарушений со стороны крупных зарубежных игроков рынка IT (здесь читается, конечно, Google) будет сведено к минимуму. Также предполагается, что законопроект позволит российским компаниям эффективнее продвигать своё программное обеспечение и интернет-сервисы. Речь идёт о поисковых системах, антивирусах, картах, мессенджерах и др.
Член профильного комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Алексей Канаев, комментируя документ, отметил, что он направлен на защиту прав потребителей, а российские IT-компании получат равные конкурентные возможности с зарубежными корпорациями.
А. Канаев. Фото: State Duma Russia / Globallookpress
Также эксперты отмечают ещё один важный аспект законопроекта – сохранность персональных данных. По их мнению, использование зарубежного ПО может привести к их утечке, а в случае с несертифицированными устройствами – например, купленными в Китае, – они изначально будут храниться на зарубежных серверах. Конечно, для продвинутых пользователей не составит проблемы и в этом случае установить программы отечественных компаний, однако законодатели видят своей целью защиту интересов всех покупателей гаджетов. Во всяком случае, так нам об этом говорят.
Нерешённые проблемы
Тем не менее законопроект получил изрядную долю критики. Во-первых, ранее против него выступила Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК. Там утверждают, что с бизнесом законотворцы не посоветовались, хотя формально и пытаются защищать его интересы. Ещё в июле 2019 года представитель организации высказывал опасение, что в случае принятия закона российские разработчики будут заботиться не об улучшении качества своего продукта и удовлетворённости им конечным потребителем, а о месте в том самом списке отечественного ПО, одобренного правительством к обязательной установке. Также многие в IT-сфере боятся, что в этом случае будут соблюдаться интересы лишь отдельных компаний, в то время как менее влиятельные разработчики потеряют возможность свободно конкурировать.
Логика в данном случае проста: пользователь сам должен решать, что именно ему нужно, а не чиновники из правительства. У каждого владельца смартфона или компьютера свои задачи, для решения которых он будет устанавливать необходимые программы. С одной стороны, предустановка российского ПО не лишает его такой возможности, а с другой – ему навязываются те инструменты, которые посчитали подходящими власти. И если аргумент безопасности действительно можно принять во внимание, то по соблюдению конкуренции остаются вопросы. Однозначно ответить на них, пока не будет понятен конкретный механизм реализации закона, весьма сложно.
Директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий Илья Массух считает, что не должно быть барьера для российских разработчиков по попаданию в реестр приложений для предустановки.
Выбор будет оставаться за потребителем, потому что только он может принять решение, какими приложениями пользоваться в конечном счете, это уже дело маркетинга и качества самого продукта,
– цитирует эксперта ТАСС.
Фото: REDPIXEL.PL / Shutterstock.com
А что скажет Apple?
Интересно, что правовое управление Госдумы законопроект, в отличие от правительства, жёстко раскритиковало. Основной момент, на который указывают юристы, заключается в обязательстве иностранных вендоров закупать права на ПО у российских компаний. Если же тот или иной производитель откажется это делать, то его продукция исчезнет из официальной продажи, что неизбежно скажется на ассортименте смартфонов и прочих гаджетов. А это означает, что потребители, чьи права вроде как должны быть соблюдены, наоборот, будут ущемлены.
Первая компания, которая в связи с этим приходит на ум, это Apple. У неё весьма жёсткая политика: за работоспособность своих устройств она несёт ответственность сама, и будет ли она это делать для сторонних приложений – большой вопрос. Тем более что корпорация ни на одном рынке их не предустанавливает. Очень сомнительно, что для России будет сделано исключение – доля продаж iPhone в нашей стране от общего объёма слишком мала, чтобы перестраивать под неё производственные процессы.
Аналитик Олег Капранов в интервью «Ридусу» отметил, что даже если Apple посчитает российский рынок достойным исключения, технологические и логистические процессы станут причиной того, что новые iPhone перестанут продаваться в России в «первой волне».
Это усложнит логистику, повысит цены, вновь откроется рынок серых устройств, так как купить в Штатах или где-то еще и привезти сюда будет гораздо быстрее. По факту мы откатимся на 3−5 лет назад,
– уверен собеседник издания.
Фото: Ray Tang / Globallookpress
Есть и другие правовые нестыковки. Например, Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в который входит Россия, запрещает выдвигать требования по использованию товаров и услуг определённой страны к компаниям из государств-членов ЕАЭС. Нарушение это, правда, гипотетическое, учитывая список стран, входящих в организацию, однако формально таковым всё же является. А вот ещё один нюанс. Законопроект вносит поправки в Закон «О защите прав потребителей», однако покупателями гаджетов зачастую являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, на которых он не распространяется.
Что есть отечественное ПО?
Интернет-пользователи задаются вопросом, а что считать российским программным обеспечением? Приложения «Яндекса»? Компания вроде и российская, но при этом зарегистрирована в Нидерландах и определяется как транснациональная. Mail.ru Group? Её основные активы – социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», которые пользователи и так установят на своё устройство при необходимости.
Так что будет очень интересно посмотреть на список разработчиков и их ПО, которое будет предустанавливаться на смартфонах, компьютерах и так далее. Главное, чтобы его потом можно было хотя бы удалить – память в устройстве всё-таки ограничена.
Свежие комментарии