На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Чернышев
    Давить надо гадов. И нечего дикарей пускать в Россию.Звериная ярость: ...
  • Василий
    По Сталинскому варианту нам кое-что и перепало бы, а долбанный Хрущ отдал бесплатно, если ещё и не с доплатой.Как Хрущёв разруш...
  • Валерий
    Правильно и восстановить Прибалтийский военный округ !!!В МИД БЕЛОРУССИИ ...

Европейский бизнес голосует за свободную экономическую зону от Лиссабона до Владивостока

Европейский бизнес голосует за свободную экономическую зону от Лиссабона до ВладивостокаВо вторник в немецкой столице завершилась международная экономическая конференция Еast forum Berlin. Это молодое двухдневное мероприятие проходит с 2013 года. Нынче форум собрал рекордное количество участников — более 400 политиков, чиновников, бизнесменов из 40 стран. В центре внимания состоявшихся дискуссий стал «диалог на тему общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока», обсуждались также проект «Новый шелковый путь» и сотрудничество с Китаем.


Евросоюз просят вернуться к партнёрству с Россией

Тональность форуму задал глава Восточного комитета немецкой экономики Вольфганг Бюхеле. Он заявил перед началом конференции: «ЕС и Россия должны построить новые доверительные отношения и вернуться к партнерству. Мы надеемся на возобновление переговоров с Евразийским экономическим союзом и Россией об объединении стандартов, норм и таможенных правил. Этот экономический диалог может также привести к разрядке в украинском кризисе».

На фоне разгула на Западе антироссийской истерии заявление Бюхеле кажется неожиданным. На самом деле берлинская конференция изначально задумывалась, как площадка для создания единого экономического расстояния от Лиссабона до Владивостока. Об этом напомнил один из организаторов мероприятия, глава совета хозяев UniCredit Джузеппе Вита.

В последние годы политика серьёзно поломала планы бизнеса. Произошло охлаждение отношений между Россией и Евросоюзом, причиной которого стал не только украинский конфликт, но, как выразился один из участников конференции, и то, что Россия «заново определяет свою роль» в мире. Прежние экономические связи осложнили санкции и контрсанкции. Идея большой Европы от Лиссабона до Владивостока стала превращаться в красивую, почти недостижимую мечту. 

Однако о ней не забыли. Во-первых, потому, что санкции, по признанию участников форума, затруднили экономическое развитие во всей Европе. Во-вторых, проект с самого начала был перспективным для бизнеса. Настораживал он главным образом тех европейских политиков, кого беспокоит укрепление России. А проект Большой Европы заметно поднимает роль России в мире.

Бизнес это в целом устраивает. Потому в дни конференции здесь ловили каждую позитивную новость, будь то заседание контактной группы в Минске или восстановление работы Совета Россия- НАТО. Такие моменты приближали стороны к сотрудничеству, и на форуме это приветствовали.

Настроение на берлинской конференции материализовалось в конкретные цифры. О них доложили на итоговом заседании глава Восточного комитета немецкой экономики Вольфганг Бюхеле, вице-президент банка UniCredit Джузеппе Сконьямильо и руководитель международного отдела концерна Metro Group Ивонн Боллоу. Они представили результаты традиционного опроса участников, оценивших в первую очередь отношения России и ЕС.

Согласно опросу, 81% участников экономического форума поддерживает создание зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока, а 70% необходима более тесная кооперация Евросоюза и Евразийского экономического союза в энергетической отрасли.

Высказали в Берлине и своё отношение к режиму санкций. Тут картина не столь определённая. Около 35% опрошенных рассчитывают на отмену санкционного режима уже в этом году, 27,5% — в следующем, а 38% уверены, что санкции в ближайшие годы сохранятся. 

Ответили на форуме и на вопрос об основных препятствиях для ведения бизнеса в России. Участники конференции в их числе назвали коррупцию, неадекватную государственную политику, бюрократизм, протекционизм и слабую правовую систему. С российской стороны эти претензии слушали первый заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев и генеральный директор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова. Возможно, в рамках экономических конференций, проводимых в России, они отреагируют на критику европейских бизнесменов. Самый значимый из ближайших форумов ожидается летом в Санкт-Петербурге.

На примере британской компании 

Там своё слово скажут россияне. У них к Европе особый счёт. Он касается, в том числе, и санкций, которые, как ни крути, ввела всё-таки Европа. И именно она ответственна за то напряжение, что возникло в отношениях ЕС и России. Эксперты по-разному оценивают влияние санкций на российскую экономику. Например, по мнению главного экономиста Citigroup по России и СНГ Ивана Чакарова прошлогоднее снижение ВВП лишь на 10% спровоцировано санкциями Запада, остальные 90% дало падение цен на нефть.

Дэниэл Гросс и Фредерика Мустилли из Центра европейских политических исследований сделали анализ потерь компаний в Европе. Они отметили, что доля Евросоюза в российском импорте оставалась стабильной вплоть до конца 2014 года. Затем снизилась до 37%. Теперь экспорт товаров из ЕС в Россию оценивается менее чем в $500 миллионов в месяц. Притом, что после введения санкций доля США в российском импорте увеличилась на 10%. 

Больше всего пострадали европейские аграрии. История с польскими яблоками у всех на слуху. А вот пример их венгерских соседей. Не так давно на встрече с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко министр внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии Петер Сиярто признал, что введение санкций против России негативно отразилось на экономике его страны. Товарооборот здесь снизился на 4,5 миллиарда долларов. Похожую историю могут рассказать многие европейские коллеги Сиярто.

Для России основной ущерб принесло закрытие внешних рынков капитала. Как отметили в своей статье, опубликованной в «Вопросах экономики», представители Экономической экспертной группы Евсей Гурвич и Илья Прилепский, финансовые санкции Запада дали эффект «в виде сокращения прямых иностранных инвестиций, снижения возможностей для заимствований не попавшими под санкции компаниями и банками и уменьшения притока капитала на рынок госдолга. Если в досанкционном 2013 году российские эмитенты привлекли за счет еврооблигаций $46,4 млрд., то в 2014-м только $10,4 млрд., а в 2015-м — чуть более $5 млрд.» 

Как видим, от санкций не выиграл никто. Впрочем, компании, продолжившие работу в России, не остались внакладе. Самый яркий пример здесь – прошлогодние результаты британской компании ВР. Как считают эксперты Bloomberg, нефтегазовый гигант «нашел подлинный рай в России с ее низкими налогами и низкими производственными расходами».

Главным фактором успеха ВР стало участие в капитале «Роснефти». Дивиденды от её акций в 2015 году составили 22 процента доходов британской компании в России. Обратная ситуация наблюдалась в Соединённых Штатах, на которые приходится около 28 процентов всего объема добываемых ВР нефти и природного газа. Как передало ТАСС, британская компания отчиталась здесь об убытках в размере 1,6 миллиарда долларов.

Это открытая информация. С ней знаком и европейский бизнес. Не случайно вопреки антироссийской риторике политиков представители деловых кругов Европы уже настаивают на восстановлении полноценного экономического сотрудничества с Россией. Показательным в этом плане стал форум, прошедший в немецкой столице. Он вполне определённо заявил о претензиях европейского бизнеса на общее экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока. Препятствием на этом пути остаются пока санкции и антироссийская позиция еврочиновников. Но голос деловой Европы становиться всё громче и конкретнее…
 
Автор Геннадий Грановский

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх