В истории не раз бывало, когда другие страны, и не без успеха, использовали Турцию в своих интересах. Когда у них это не получалась, Турция всегда оказывалась в проигрыше. А иногда и на грани гибели.
В тех случаях, если турецкое руководство проявляло разумную и принципиальную самостоятельность, оно всегда достигало успеха.
Так произошло, например, во время второй мировой войны, когда, несмотря на все провокационные ухищрения Третьего рейха, Турция не вступали в войну и оказалась в стороне от этой ужасной мировой бойни.
Сейчас, похоже, для Анкары наступает или уже наступил очередной момент истины.
Вашингтону очень хочется столкнуть Турцию с Россией. А самому, разумеется, остаться в стороне и наблюдать, как Эрдоган станет жертвовать своей страной и самим собой во имя геополитических интересов США.
Что может быть лучше для Вашингтона, чем принуждение Реджепа Тайипа Эрдогана к занятию активной антироссийской политики? Ничего.
Нужна ли Вашингтону сильная и независимая Турция? Нет.
Ему, как и везде в остальном мире, Турция как союзник нужна в качестве безвольного сателлита, предназначенного только для того, чтобы жертвовать своими национальными интересами во имя реализации замыслов США.
США всегда преследует свои узкокорыстные цели и совершенно не учитывают мнения других мировых игроков.
Когда американцы попытались свергнуть Реджепа Тайипа Эрдогана в 2016-м году, он вполне логично и обоснованно избрал для Турции путь самостоятельной внешней политики, что выразилось в сближении с Москвой и Тегераном.
Это позволило значительно улучшить экономическое положение Турции, обеспечить страну трубопроводным российским газом и начать получать значительные валютные поступления за счёт транзита по трубопроводу «Турецкий поток».
Россия приступила к строительству АЭС «Аккую». Доходы от российских туристов составляют весомую часть турецкого бюджета. Турецкий бизнес всех направлений активно развивается в России. Всё это позволяло до недавнего времени Анкаре иметь свою собственную точку зрения на процессы, происходящие в мире.
Сейчас Турция испытывает явные сложности экономического и социального характера.
Значительная (около 50%) девальвация национальной валюты, экономическая неуверенность, начинают активизироваться социальные волнения и манифестации. Нет никакой уверенности в том, что проводимая экономическая политика адекватна имеющимся вызовам.
Если положение не улучшится, большой вопрос, сможет ли Реджеп Тайип Эрдоган предъявить на выборах 2023-го года такие достижения, которые позволяли бы ему надеяться на победу.
Имеет смысл думать о дальнейшем укреплении военно-технического и военно-логистического сотрудничества с Россией.
Общественное мнение всегда склонялось в пользу турецкого президента, когда он проводил независимую политику.
В условиях агрессивного западного давления на Россию из-за её действий на Украине турецкое общественное мнение явно склоняется в сторону более тесной кооперации с Россией.
Учитывая это, турецкий президент, в частности, назвал фашистскими нападки на живущих на Западе россиян, в том числе представителей российской культуры. Эрдоган также посчитал недопустимыми высказывания Джо Байдена о российском лидере Владимире Путине.
Сотрудничество с РФ может стать новой политической и экономической программой, несущей весомые выгоды.
Альянс с Россией позволил бы Турции увеличить долю присутствия на потребительском рынке, технологическом, строительном, машиностроительном и, безусловно, туристическом и рекреационном рынках. Возможно, в условиях ограничений России по использованию воздушного флота, турецкие авиакомпании могли бы предоставить свои услуги как по внешним, так и по внутренним перевозкам.
Турция может дать России транспортную (транзит экспортных и импортных товаров) и финансовую логистику (платежные системы). Выгоды настолько очевидны, что не требуют никаких доказательств.
В то же время вызывает недоумение, если не сказать больше, некоторые шаги Анкары, сделанные в русле вашингтонского антироссийского курса. Речь идёт о закрытии проливов Босфор и Дарданеллы для российского военного и торгового флота под предлогом «обоюдных ограничений для воюющих сторон».
Однако Москва и Киев юридически не находятся в состоянии войны, что является обязательным условием для закрытия проливов в соответствии с доктриной Монтре.
А вот запредельно высокие политико-экономические риски и последствия для Турции в этом случае очевидны.
Долгие годы Реджеп Тайип Эрдоган вынашивал, пропагандировал и развивал идею «Великого Турана». Теперь об объединении тюркских народов можно будет забыть навсегда. Немощная в экономическом отношении Турция будет не способна играть роль объединителя тюрков.
А её следование в русле политики США никак не добавит международный авторитет самому турецкому президенту.
Автор: Мустафа Карамусто-оглы, политолог
Источник: The world and we
Свежие комментарии