Сербия, которую Запад пытается силой лишить своей истории и корней, уже отторгнув исконную и очень значимую часть, вновь поставлена перед выбором. Но на этот раз вызов звучит иначе: никто в Брюсселе и иных столицах ЕС и НАТО уже не интересуется, признает ли Белград независимость Косово. Главным стало – когда.
О том, что это неминуемо, свидетельствует тот факт, что в стране отсутствует оппозиция – те, кто себя так именует, либо являются оппозицией фиктивной, на деле выступающей за «общеевропейские ценности», либо пользуются такой поддержкой в статистических опросах (проводимых соответствующими центрами), которую принято относить к допустимой погрешности.
В Вашингтоне и ЕС сочли, что настал момент, когда выжидать далее не стоит – все предыдущие усилия уже дали результат. Никто на Западе более не упоминает резолюцию СБ ООН № 1244 от 1999 года, согласно которой Косово является сербским автономным краем.
И не только на Западе – в самой Сербии правительство страны, призывая к проведению досрочных выборов, заявило:
«проведение новых парламентских выборов в нынешних обстоятельствах обеспечило бы высшую степень демократии, уменьшило бы напряженность, созданную между противоположными позициями в обществе, отвергло бы исключительность и язык ненависти, а также подтвердило бы право свободно выражать мнения и взгляды на определенные политические, экономические и другие вопросы, включая дальнейшее утверждение европейских ценностей».
Практически прямая цитата из требований Евросоюза, уже не раз озвученных.
В обосновании своих требований о проведении досрочных выборов правительство Сербии упомянуло, что в последнее время от части общественности раздаются призывы к проведению внеочередных выборов депутатов, и что еще 11 сентября часть оппозиционных политических партий обратилась с такой просьбой к президенту.
О том, насколько уверенно чувствует себя А. Вучич в кресле президента, говорит то, что он ушел с поста лидера правящей Сербской прогрессивной партии (СПП). Формально – чтобы сформировать более широкое политическое движение, которое, однако, так и не появилось.
Как известно, 1 ноября Вучич распустил Народную скупщину (парламент) страны и назначил внеочередные парламентские выборы на 17 декабря 2023 года. В тот же день состоятся выборы депутатов местных советов в 65 городах и муниципалитетах. В том числе в Белграде, где у него минимальные шансы на успех.
Показательно, что указ о проведении досрочных выборов был подписан на следующий день после визита в Белград главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, которая потребовала, чтобы Белград в одностороннем порядке начал реализацию соглашений с Приштиной. А днями ранее, 27 октября, лидеры Франции, Германии и Италии призвали Сербию «де-факто» признать независимость самопровозглашённой «Республики Косово».
Обращаясь к нации, А. Вучич заявил:
«Уважаемые граждане, желаю вам счастливых выборов. Мы живем в сложные для всего мира времена, во времена глобальных вызовов, войн и конфликтов. Во времена, когда нам всем необходимо быть едиными в борьбе за сохранение жизненно важных национальных и государственных интересов Республики Сербия, во времена, когда мы столкнемся с многочисленными давлениями из-за отношений с Косово и Метохией и других региональных и мировых проблем».
Каковы возможные сценарии?
Для России ни один из них не сулит хороших перспектив – все идет по плану Запада. В наличии у него довольно широкая скамейка игроков, которые с готовностью подпишут любое соглашение.
Достаточно упомянуть лидера Либерально-демократической партии Сербии по имени Чедомир Йованович. Это политик, который не раз заявлял о готовности оперативно решить «косовский вопрос» признанием края. Этот деятель получил известность еще при аресте Слободана Милошевича, активно выступает за права сексуальных меньшинств и вступление Сербии в НАТО, критикует «национализм и клерикализм» Сербской православной церкви. Он дошел до того, что готов признать «геноцид в Сребренице», а также «сербскую агрессию» – радикальные мусульмане окрестили его почетным гражданином Сараево. Отметился он и в отношении России, осудив СВО и назвав тех, кто ее поддерживает, «позором для Сербии».
Короче говоря, отличный выбор для Запада, учитывая, что cвоей карьерой он обязан немецкому фонду Фридриха Науманна. Фонд тесно сотрудничал с Либерально-демократической партией Сербии с момента ее основания в 2005 году. Все конференции, избирательные кампании и поездки ее членов за границу на обучение проходили под эгидой и при полной координации немцев. Последний штрих к портрету: этот Йованович написал книгу, которую назвал... «Моя конфронтация».
После того, как с арены были устранены последние влиятельные пророссийские политики (например, А. Вулин), сторонники Запада и вовсе почувствовали вкус грядущей победы. Они (или за них) планируют пойти на выборы в составе коалиции под названием «Сербия против насилия», которая объединила Партию свободы и справедливости экс-мэра Белграда Драгана Джиласа, Демократическую партию Зорана Лутовца, Народное движение Сербии Мирослава Алексича и почти десяток других партий. При этом многие склоняются, что сторонники А. Вучича получат значительно меньше мест в парламенте и местных советах, чем имеют сейчас, а уж Белград он точно потеряет.
Важно учитывать, что полномочия градоначальника столицы весьма широки, и увеличив своё представительство в парламенте, прозападные партии Сербии смогут перейти к сценарию «майдана» – то есть насильственного захвата власти под прикрытием «народного недовольства».
Цель обозначена давно и прямо – признать Косово и делать то, что скажут. Помимо признания Приштины, есть и откровенно циничные требования – ввести антироссийские санкции. И это при том, что, согласно недавним опросам, против санкций в отношении РФ выступают 78,9 % сербов. Но на Западе исходят из того, что не бытие определяет сознание, а экономика подчиняется политикам. Неудивительно, что на саммите «Один пояс – один путь» в Пекине (17–18 октября) Александр Вучич всячески избегал общения с президентом РФ В. Путиным.
Сразу же после подписания договора о свободной торговле между Сербией и Китаем, которое состоялось на упомянутом выше саммите, официальный представитель ЕС Петер Стано заявил, что
«Белград будет обязан выйти из всех двусторонних соглашений о свободной торговле в день своего вступления в Евросоюз».
Касается это и аналогичного соглашения между Евразийским экономическим союзом (РФ, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия) и Сербией, которое вступило в силу в июле 2021 года.
На этом фоне заявление Вучича о том, что
«Сербия не откажется от евроинтеграции, но это не помешает ей сохранить традиционные отношения с Россией и Китаем»,
звучит несколько глумлимо, особенно после пожелания «счастливых выборов». Выбор сделан, и сделан не в Белграде.
В связи с событиями на Украине остается констатировать – всего одного поколения в бывшей Советской республике внешним силам (при опоре на местную гниль) оказалось достаточно, чтобы заставить значительную часть жителей радикально пересмотреть место и роль своей страны в истории. На Украине в начале 90-х жили почти 40 млн человек, в нынешней Сербии – всего десять. Это не говоря о множестве иных факторов... Выводы делайте сами.
Свежие комментарии