Советские артиллеристы транспортируют 76-мм дивизионную пушку ЗиС-3 во время форсирования Одера
Общая ситуация
Военно-стратегическая ситуация была полностью в пользу стран антигитлеровской коалиции. Советские армии в 1944 г. одержали грандиозные победы, освободив всю территорию СССР и значительную часть Восточной и Юго-Восточной Европы. Бывшие союзники Германии – Румыния, Болгария, Италия и Финляндия – вышли из германского блока и начали борьбу против Третьего рейха.
Стратегическая инициатива находилась в руках союзников. С лета 1944 г. Третьему рейху в Европе приходилось вести борьбу на двух фронтах. На востоке наступала Красная Армия, на западе – армии США, Британии и Франции.
На Русском фронте тяжелые бои шли уже в Венгрии, Польше и Пруссии. Советская Ставка готовила решающие удары по рейху. Стояла задача по полному разгрому гитлеровской Германии и завершению освобождения оккупированных нацистами стран Европы.
На Западе союзники вытеснили гитлеровцев из Франции, Бельгии, Люксембурга и части Голландии. Линия фронта проходила от устья реки Маас в Голландии и вдоль франко-немецкой границы до Швейцарии. Союзники имели полное превосходство в живой силе и технике над ослабленным, обескровленным вермахтом. Так, на Западном фронте (не считая Италию) союзники имели 87 полнокровных дивизий, 6500 танков, свыше 10 тыс. самолётов. Немцы могли им противопоставить 74 слабоукомплектованные живой силой и техникой дивизии и 3 бригады, около 1600 танков и самоходок, более 1700 самолётов.
Ополченцы фольксштурма в окопе на реке Одер. На ополченцах итальянские каски M33. Январь 1945 г.
США и Британия в 1944 г., обладая полным превосходством (особенно в воздухе и на море), не спешили развить наступление. Их армии просто теснили гитлеровцев. С одной стороны, союзники не имели опыта масштабных стратегических операций с прорывом танковых соединений вглубь обороны противника. Они учились. Вермахт имел огромный опыт, и боевое мастерство позволяло сдерживать превосходящие силы врага.
С другой стороны, высшее военно-политическое руководство Британии и США по-прежнему делали ставку на взаимное истощение русских и немцев. Гитлеровская Ставка получала возможность сконцентрировать на русском фронте основные силы, самые боеспособные соединения. Немцы своим отчаянным сопротивлением должны были обескровить Красную Армию. В итоге Лондон и Вашингтон получали возможность продиктовать Берлину и Москве условия нового мирового порядка.
В критический для Германии момент союзники собирались совершить быстрое вторжение в Германию. Упредить русских в Берлине и в ряде других стратегических районов Центральной Европы.
Также рассматривался сценарий перехода Второй мировой войны в Третью – против СССР. С использованием части боевого потенциала Германии. И оставшейся нейтральной Турции. Однако Вашингтону нужны были русские для войны с японцами. Япония была готова драться ещё 1-2 года, что вело к миллионным потерям американской армии. Поэтому начало Третьей мировой войны отложили на более благоприятный момент.
Советский танк Т-34 на марше в освобождённом польском городе Ченстохова
Приближение катастрофы
Положение гитлеровской Германии катастрофически ухудшилось. Почти все союзники были потеряны. В гигантских сражениях на Востоке вермахт потерпел стратегическое поражение, утратил важнейшие оборонительные рубежи и территории. В жестоких боях лета – осени 1944 г. Германия потеряла 1,6 млн человек. Резервы были истощены, маршевых пополнений не хватало для восстановления дивизий, они были хуже по качеству.
Военно-экономический потенциал Третьего рейха значительно сократился. Были потеряны важнейшие территории и ресурсы с богатыми источниками сырья и продовольствия. В частности, утрачено сырьё Украинской ССР, нефть Румынии, промышленный потенциал и сырье Франции. К концу 1944 г. военное производство значительно упало и в первом квартале 1945 г. продолжало падать.
Однако военно-промышленный потенциал рейха был ещё высоким, что позволяло снабжать техникой и боеприпасами старые соединения и вооружать новые. Ценой предельного усилия, за счёт тотальной мобилизации, использования труда иностранных рабочих, пленных немцам пока удавалось удерживать военное производство на достаточно высоком уровне.
Союзная авиация проводила массированные бомбардировки Германии. Уничтожались целые города. Производство переносили под землю, в горы. Надежды союзников на то, что только ударами с воздуха можно разгромить военный потенциал рейха, не сработали.
Немецкий танк «Тигр» из 501-го тяжелого танкового батальона, подорванный и брошенный экипажем в польском городе Ченстохова. Январь 1945 года. 1-й Украинский фронт
Стоит отметить, что германская армия и народ остались верны фюреру до конца. Никаких мятежей и бунтов. Сражались и работали до полной капитуляции. Порядок и дисциплина.
Несмотря на тяжелейшие поражения, нехватку ресурсов, Третий рейх до самого конца войны оставался сильным противником. Германские вооруженные силы к началу 1945 г. насчитывали 7,5 млн человек, всего 299 дивизий, в том числе 33 танковых и 16 моторизованных, и 31 бригада.
На Русском фронте были самые сильные немецкие соединения: 10 полевых и 4 танковых армии, 3 воздушных флота. В их составе было 169 дивизий (включая 23 танковых и 9 моторизованных) и 20 бригад. Также за Германию сражались две венгерские армии – более 16 дивизий. Эти войска насчитывали более 3 млн человек, более 28,5 тыс. орудий и миномётов, около 4 тыс. танков и самоходок, около 2 тыс. самолётов.
В различных резервных, военных формированиях было около 2 млн человек, более 1 тыс. танков и около 1 тыс. самолётов. В ходе боевых действий они пополняли действующие соединения, перебрасывались на фронт. В Германии продолжалась тотальная мобилизация для пополнения огромных потерь на фронте, формировались батальоны народного ополчения. Забирали уже стариков и юношей.
В ходе кампании 1944 г. протяжённость Восточного фронта сократилась с 4,4 тыс. до 2,2 тыс. км. Это позволило гитлеровцам уплотнить свою оборону по фронту и в глубину.
Советские автомобили проезжают по возведённому деревянному мосту через Вислу в районе Варшавы. Январь 1945 г.
Качество немецкого командования, войск по-прежнему было сравнительно высоким. Это позволяло избегать катастрофических поражений, выводить войска из-под ударов, возможных «котлов», маневрировать, наносить сильные контрудары. Вермахт до полной капитуляции был страшным зверем.
О силе вражеского сопротивления маршал Конев писал:
«…тяжелая обстановка пока не вносила почти никаких поправок в характер действий гитлеровского солдата на поле боя: он продолжал драться так же, как дрался раньше, отличаясь, особенно в обороне, стойкостью, порой доходившей до фанатизма. Организация армии оставалась на высоте, дивизии были укомплектованы, вооружены и снабжены почти всем, что им полагалось по штату.»
Техническая вооружённость ВС Германии также оставалась высокой. Тевтонский тёмный гений до самого конца изобретал новинки, которые потом использовали в СССР и США. Германская промышленность выпускала модернизированные самолёты, новейшие тяжелые танки, орудия, субмарины. Немцы создали новое оружие дальнего действия, оружие будущего – реактивные самолёты и ракеты ФАУ. Немецкую пехоту вооружали средствами противотанковой обороны, гранатомётами – фаустпатронами.
Колонна советских танков ИС-2 на марше на плацдарме за рекой Висла. Ноябрь 1944 г.
Военные планы рейха
Гитлер не собирался капитулировать. Он использовал все ресурсы Германии для борьбы. Фюрер верил, что произойдёт раскол антигерманской коалиции. С учётом его негласных договорённостей с Лондоном (тайная миссия Гесса) такая вероятность была. Поэтому Гитлер затягивал войну до последнего. Чтобы поднять боевой дух вермахта и народа, пропаганда рассказывала о секретном «чудо-оружии», которое скоро переломит ход войны.
Разработка ядерного оружия в Германии велась. По официальной версии, создать его нацисты не успели. По неофициальной версии, гитлеровцы успели создать ядерную бомбу. Её потом захватили американцы, как и другие секретные технологии рейха.
Главную угрозу в Берлине видели на Восточном фронте. Здесь линия фронта в Восточной Пруссии проходила по немецкой земле. Но на Курляндском плацдарме ещё сидела мощная группа «Север» (34 дивизии), блокированная советскими Прибалтийскими фронтами. Дальше бои шли в Польше, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Это было огромное стратегические предполье, которое защищало само сердце рейха. Также в этих странах находились стратегические ресурсы, необходимые для продолжения войны.
Поэтому германская Ставка планировала любой ценой удерживать фронт на Востоке, не сокращать его, освобождая дивизии для уплотнения обороны и вывода в резерв. В Венгрии планировали предпринять контрнаступление. Для создания прочной обороны проводилось форсированное строительство укреплённых линий. Так, на берлинско-варшавском (центральном) направлении готовили семь оборонительных рубежей глубиной до 500 км (между Вислой и Одером). Мощную оборону готовили в Восточной Пруссии, на бывшей германо-польской и южной границах Германии. Города превращали в «крепости», чтобы они своей упорной обороной задержали наступление русских.
В целом страны, города и людей приносили в жертву, чтобы «только ночь простоять, да день продержаться». Такую же стратегию мы ныне видим на руинах бывшей Украинской ССР. Где роль бесноватого фюрера играет кровавый клоун.
Советская САУ ИСУ-152 в оригинальном зимнем камуфляже с десантом на броне. Декабрь 1944 г.
При этом отдельные представители нацистской верхушки втайне наводили «мосты» на Запад, надеясь на сепаратный мир. Имперский министр вооружения Шпеер отмечал:
«В ставке воцарилось общее равнодушие, которое нельзя было объяснить лишь летаргией, сверхнагрузками и психическим воздействием Гитлера. Вместо яростных столкновений, напряженности прошедших лет и месяцев между многочисленными враждебными друг другу интересами, группами, кликами, боровшимися за благоволение Гитлера и спихивавшими друг на друга ответственность за всеучастившиеся поражения, теперь здесь царила тихая незаинтересованность, уже возвестившая конец.»
На Западном фронте Гитлер хотел дать западникам урок, заставить их начать сепаратные переговоры (Арденнский урок для американцев). Однако наступление в декабре 1944 – начале января 1945 г. было сорвано событиями на Восточном театре. В декабре русские прорвали фронт в Венгрии и блокировали 180-тысячную будапештскую группировку. Это заставило германскую Ставку начать переброску дополнительных сил в Венгрию, снимать соединения на Западном фронте. Немцы начинают контрнаступление в Венгрии – операция «Конрад».
Одновременно в ставке Гитлера получают информацию, что вскоре русские ударят в Восточной Пруссии и в Польше. Верховное командование готовит срочную переброску 6-й танковой армии СС и других крупных сил с Западного фронта на Восточный.
Германская Ставка, как и в 1944 г., недооценила мощь и потенциал Красной Армии. В Берлине считали, что при таких потерях и растянутости коммуникаций, линий снабжения, советские армии уже не смогут наступать на всех стратегических направлениях. Гитлеровцы ожидали, что русские продолжат зимнее наступление. Однако не на всём фронте, что главный удар будет на юге, в Венгрии. Поэтому на южном фланге держали почти половину бронетанковых войск.
Танки «Пантера» дивизии СС «Тотенкопф», подбитые советской артиллерией южнее Пултуска (Польша). Ноябрь 1944 г.
Планы советской Ставки
Осенью 1944 г. советская Ставка и Генштаб стали готовить решающие операции по разгрому рейха. В ноябре 1944 г. принято решение о переходе к обороне войск 2-го и 1-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов, действовавших против главной стратегической группировки противника на варшавско-познаньском и силезском направлениях. Именно здесь решалась судьба Берлина, и наступление требовало тщательной подготовки. Одновременно на первом этапе намечалась активизация на южном крыле, в полосе 3-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов.
В результате советская Ставка развивала наступление на южном фланге, на будапештском направлении (Жестокая битва за Венгрию; Штурм Будапешта), отвлекая внимание и силы вермахта в Венгрию, а затем в Австрию. Также было решено начать наступление на северном фланге, в Восточной Пруссии. Наступление на флангах стратегического фронта должно было отвлечь часть сил и резервов врага с центрального (берлинского) направления.
Эти расчёты полностью подтвердились. Начатые в ноябре – декабре 1944 г. операции на севере и юге привели к тому, что гитлеровская Ставка стала бросать туда соединения с других, спокойных участков фронта и резервы. Это ослабило центральное направление.
Танки Т-34-85 из 5-го гвардейского механизированного корпуса в Польше
На втором этапе кампании 1945 г. планировалось нанесение ряда последовательных и мощных ударов (продолжая кампанию 1944 г.) по всему фронту, чтобы разгромить группировки противника в Восточной Пруссии, Польше, Чехословакии, Венгрии и Австрии. Развивая наступление, советские армии должны были выйти к Берлину и взять его, принудить к капитуляции гитлеровцев.
Наступательные операции одновременно проводили 7 фронтов (три Белорусских и четыре Украинских), что лишало противника возможности маневрировать силами и резервами с целью парирования русских ударов.
Начало широкого наступления наметили на 20 января 1945 г. Однако наступление перенесли на более ранний срок – 12 января в связи с трудным положением, в котором оказались союзные войска из-за германского наступления на Западном фронте. 6 января британский премьер Черчилль обратился к Сталину с просьбой о помощи. Москва решила поддержать союзников.
Силы сторон
Противник на территории Польши имел группу армий «А» (с 26 января — «Центр»), которая объединяла 9-ю и 4-ю танковую армии, а также главные силы 17-й армии. В ней имелось 30 дивизий, 2 бригад и десятков отдельных пехотных батальонов, подразделений фольксштурма, гитлерюгенда, военной полиции и т. д., которые были в гарнизонах городов. Всего до 560 тыс. солдат и офицеров, около 5 тыс. орудий и миномётов, более 1,1 тыс. танков и штурмовых орудий. Их действия поддерживали 630 боевых самолётов 6-го воздушного флота.
Уже в ходе боёв немецкое командование увеличило группировку за счёт соединений и частей с других участков фронта до 800 тыс. человек.
Немецкая оборона между Вислой и Одером опиралась на семь оборонительным рубежей, глубиной до 300-500 км. Самым сильным был Висленский рубеж, который состоял из 4 полос глубиной 50-100 км.
Советские солдаты форсируют на лодках реку Висла. 1945 г.
Советские войска обладали большим преимуществом в силах. Маршалы Жуков и Конев имели в составах двух фронтов 134 дивизии, четыре танковые и две воздушные армии, пять отдельных танковых и один механизированный корпус, три кавалерийских корпуса, четыре артиллерийских корпуса прорыва, другие соединения и части различных родов войск. Они насчитывали более 2,2 млн человек, около 35 тыс. орудий и миномётов, около 7 тыс. танков и самоходных артиллерийских установок, около 4,8 тыс. самолётов.
Начало операции
1-й Украинский фронт Конева перешёл в наступление 12 января 1945 г., а 1-й Белорусский фронт Жукова – 14 января. Прорвав главную полосу обороны противника, ударные группировки фронтов рванули на запад.
Войска Конева, которые атаковали с Сандомирского плацдарма в общем направлении на Бреслау, за первые четыре дня наступательных боёв продвинулись в глубину до 100 км и заняли город Кёльце. Особенно успешно наступали 4-я танковая, 13-я гвардейская и 13-я армии генералов Лелюшенко, Гордова и Пухова. На шестой день наступления, 17 января, войска 3-й гвардейской танковой, 5-й гвардейской и 52-й армии штурмом взяли крупный промышленный центр Польши город Ченстохова.
Жители Ченстохова встречают советских солдат, едущих на САУ СУ-76. 9 января 1945 г.
Наступление развивалось так быстро, что в тылу оставались крупные группы и гарнизоны противника. Они блокировались и уничтожались вторыми эшелонами наших армий. Благодаря высоким темпам наступления войска фронта быстро форсировали промежуточную полосу вражеской обороны на реке Нида, с ходу форсировали реки Пилица и Варта.
К исходу 17 января прорыв вражеской обороны был осуществлён по фронту на 250 км и в глубину на 120-140 км. Были разбиты основные силы немецкой 4-й танковой армии, 24-го танкового резервного корпуса, понесла большие потери 17-я армия.
Советские бойцы высаживаются с десантной лодки в ходе Висло-Одерской операции
1-й Белорусский фронт Жукова главный удар наносили с Магнушевского плацдарма в общем направлении на Лодзь – Познань и одновременно на Пулавском плацдарме на Радом и Лодзь. На правом фланге войска фронта наступали на варшавском направлении.
На третий день жестоких боёв 69-я армия Колпакчи и 11-й танковый корпус освободили Радом. 47-я и 61-я армии Перхоровича и Белова обходили Варшаву с севера и юга. 2-я гвардейская танковая армия Богдановича охватывала Варшаву с тыла. В лоб столицу Польши начала штурмовать 1-я армия Войска Польского Поплавского. Поляки форсировали Вислу севернее и южнее Варшавы.
Таким образом, начало операции было успешным. Оборона противника была взломана на широком фронте, немецкие соединения потерпели тяжелое поражение, частично были окружены либо спешно отступали. Наши армии рвались на запад, русские и польские солдаты приступили к освобождению Варшавы.
Командир 384-го гвардейского тяжелого самоходно-артиллерийского полка подполковник Илья Егорович Малютин (1907 г. р., на снимке он с картой в руках) ставит задачу подчинённым офицерам — командирам батарей. 1-й Украинский фронт. По правому борту самоходки, слева от зрителя, читается надпись «Москва». 17 января 1945 г.
Продолжение следует…
Свежие комментарии