Как изменились рождественские традиции в современной России?
Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит! Новый год встретили, наступила очередь Рождества.
И отмечать его будут не только воцерковленные православные христиане, но и не слишком верующие граждане. Благо с 1990 года 7 января официально стало нерабочим днём.В царской России Рождество праздновали с размахом, как-никак, второй по значимости христианский праздник. Главнее только Пасха. Ну, и «монархия, православие, народность» тоже свою роль играли. Правда, во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и решительно запретил ей следовать.
А в Стране Советов и сам праздник стал тихим и почти подпольным, лишь при Ленине на короткий период став легальным. Помните — «Елка в Сокольниках»? В 1926 году ЦК ВКП (б) назвал обычай устанавливать рождественскую елку антисоветским. Затем на XV съезде партии в 1927 году Сталин отметил, что антирелигиозная работа среди населения ослабла. Реакция на недовольство «отца народов» была предсказуема: началась мощная антирелигиозная кампания. Торжества и гуляния по случаю церковных праздников были запрещены — вплоть до декабря 1935 года.
Зато теперь можно всё: и трансляция богослужения по ТВ, и праздничные концерты, и народные гуляния. Вот только отмечаем мы этот праздник всё-таки немного не так, как раньше. И дело не только в разнице между юлианским и григорианским календарём, из-за которой православное Рождество отмечается после Нового года, а не 25 декабря. Но и в том, что некоторые традиции остались в прошлом. Например, раньше на рождественский стол неизменно подавалось 12 постных блюд — по числу апостолов. Сейчас же «обязательными» считаются только два угощения — кутья (рисовая или пшеничная каша на меду с сухофруктами и орехами) и узвар (компот из сухофруктов).
Раньше ёлки были только живыми, теперь же всё больше людей устанавливают искусственные. Колядования в ночь перед Рождеством остались разве что в сельской местности. Хотя сам обычай — весёлый и красивый: дети и подростки в народных костюмах обходили дома и пели песни, прославляющие рождение Христа. За это они получали сладости. Такое вот душеполезное развлечение было. Сейчас так развлекаются, в основном, участники фольклорных ансамблей.
А традиция устраивать вертепы — импровизированные вифлеемские пещеры с фигурками, изображающими деву Марию, святого Иосифа и младенца Христа, наоборот, возрождается. Их ставят не только возле храмов, но и в витринах кафе и магазинов, и даже у себя дома. Можно купить уже готовый комплект, а можно — полуфабрикат, который нужно самостоятельно раскрасить. Некоторые любители работать руками изготавливают композицию самостоятельно из дерева или папье-маше.
Время вносит свои коррективы в традиции, и это совершенно нормально, считает этнограф Елена Сёмина.
— Считается, что начало традиции украшать на Рождество ёлку положил немецкий религиозный реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, он, возвращаясь домой в канун Рождества, обратил внимание на то, как красивы звёзды, усыпавшие небо. Их было так много, что казалось, будто верхушки деревьев искрятся звездочками. Придя домой Лютер поставил на стол елочку и украсил ее свечами. А на верхушку надел звезду — как напоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к пещере, где родился Иисус. При Петре Первом в России тоже стали на Рождество украшать дома и ворота еловыми и можжевеловыми ветками и наряжать ёлки.
Их мы ставим до сих пор, а вот можжевельник используется разве что дизайнерами. Европейский обычай подвешивать ветку омелы в России вообще не прижился. То же самое касается и остролиста, хотя он прекрасно растёт в наших широтах. Но вот с Рождеством и Новым годом у нас он не ассоциируется. Покупая искусственные рождественские венки, многие даже и не знают, что вплетённые в них веточки с красными ягодками — это остролист.
«СП»: — Сейчас ёлки наряжают так же, как и, скажем, в начале прошлого века?
— Конечно, же, различий много. Например, раньше зелёную красавицу украшали не только игрушками, но и конфетами, фруктами, орехами. Теперь же все вкусности — на столе, а на колючих ветках — стеклянные шары, искусственные цветы, павлиньи перья, бабочки — да всё что угодно. А вот фигурки ангелов и звёдочки, связанные с темой Рождества присутствуют далеко не всегда. Хотя фигурки ангелов — это один из обязательных символов христианских праздников. Ну, а звёзды — это уж чисто рождественская история, связанная с Вифлеемской звездой. Как же без них?
Опять-таки, раньше ёлку украшали тем, что приобреталось в разные годы, иногда — несколькими поколениями семьи. И когда начинали разбирать игрушки, можно было многое вспомнить и рассказать детям и внукам. Да и елочные игрушки были дорогими, их бережно хранили. Теперь же всё большую роль играет мода. Игрушки уже не выбираются тщательно и с любовью, и всё реже бережно хранятся. В этом просто нет смысла, если в прошлом году были в моде красные бархатные банты, в этом — сочетание золотых и серебряных шаров, а на следующий — вообще непонятно, что будет. При таком раскладе ёлочные украшения уже не могут стать частью семейной истории, — сетует Елена.
По всей видимости, в прошлом остаётся и добрая традиция встречать Рождество дома, в семейном кругу. Всё больше наших соотечественников стараются выбраться на новогодние праздники куда-нибудь подальше. Даже сейчас, когда лишних денег у населения явно не имеется, туры в Турцию, Египет, Эмираты, страны Юго-Восточной Азии заранее раскуплены. Хотя сейчас, в высокий сезон, цены примерно вдвое выше.
Свежие комментарии