На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Фадеев Сергей
    Всё правильно, не хотят жить по зконам РФ, гнать их всех "поганой" метлойЗвериная ярость: ...
  • Лидия Лидия
    Жаль, что нельзя за смерть наказать тоже смертью...Звериная ярость: ...
  • Евгений Алексеенко
    Это власть довела РФ до такого состояния,что русских убивают,стыд и позор гаранту.После ударов ножом 17-летний Игорь ...Звериная ярость: ...

Российская авиабаза в Белоруссии – за и против

Казалось бы, нынешние отношения между Белоруссией и Россией можно назвать практически идеальными. Отсутствуют какие-либо серьезные экономические и внешнеполитические противоречия, Минск и Москва продолжают «сверять часы» по самым важным и актуальным проблемам современности, что в очередной раз подтвердили выступления глав обеих стран на 70-й Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке.

Более того, на фоне разрастающегося кризиса российское руководство по-прежнему считает необходимым поддерживать белорусскую экономику, даже несмотря на собственные трудности.

Однако такое положение вещей, когда взаимоотношения Белоруссии и России находятся в определенном равновесии, как оказалось, для многих и в самой республике, и за ее пределами стало сигналом для начала новой кампании, направленной против интеграции двух стран. Наиболее ярким примером может служить развернутая нашими противниками акция по дискредитации военного сотрудничества Минска и Москвы. Речь в данном случае идет о противодействии размещению на белорусской территории российской авиационной базы. При этом доводы, которые приводят противники подобного решения, порой выглядят не просто надуманными, но и противоречащими простой логике.

Еще 2 сентября российское правительство приняло решение о передаче президенту РФ проекта соглашения о размещении авиабазы в Белоруссии, а уже 19 сентября Владимир Путин поручил Министерству обороны и МИД провести переговоры с Минском и в случае достижения договоренности подписать соглашение от имени российской стороны. Указанный документ устанавливает порядок размещения, использования и функционирования российской авиабазы на территории соседней республики, а также взаимодействие российского контингента базы с Вооруженными силами РБ. Соглашение должно действовать в течение 15 лет и автоматически продлеваться на последующие 5-летние периоды при условии согласия российской и белорусской сторон. Очевидно, что данная договоренность будет способствовать организации совместной охраны внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и созданию единой региональной системы противовоздушной обороны России и Белоруссии.

После того как стало известно о вышеуказанном решении российского президента, в Белоруссии началась целая истерия вокруг того, что принесет республике данное соглашение и как оно повлияет на её дальнейшую судьбу. Характерно, что рядовому обывателю данный вопрос оказался малоинтересен – люди заняты повседневными заботами, сегодня большая часть страны живет фактически от зарплаты до зарплаты. Да и работы с каждым днем в республике становится все меньше, а потому белорусский электорат в массе своей проигнорировал разворачивающуюся шумиху вокруг российской авиабазы.

Однако, несмотря на это, местная оппозиция, поддерживаемая спонсорами из Евросоюза и США, решила показать «всему цивилизованному миру», что настроена крайне решительно. По этому поводу 4 октября в Минске была даже проведена акция против размещения российской авиабазы. Правда, оказалось, что на митинг, который продлился около часа, пришло всего несколько сот человек, часть из которых была журналистами и членами оппозиционных организаций, известных своим негативным отношением к России. Однако малочисленность абсолютно не помешала его организаторам добиться изначально поставленной цели – напомнить о себе как внутри Белоруссии, так и на Западе. Именно поэтому главным итогом часовой говорильни на одной из площадей столицы стало решение создать движение «За государственность и независимость Белоруссии» во главе с экс-кандидатами в президенты В. Некляевым и Н. Статкевичем.

На большее 4 октября, как оказалось, никто и не нацеливался. Что лишний раз заставляет задуматься, какова истинная цель нынешней шумихи вокруг данной проблемы? Белорусские оппозиционеры заявляют о том, что намерение российского руководства является нарушением международного права и противоречит «желанию и волеизъявлению белорусского народа». Более того, по их словам, «появление этого военного объекта противоречит Конституции страны, втягивает Белоруссию в противостояние со странами Европы, ставит под угрозу саму жизнь белорусов, а также делает государство военным плацдармом и мишенью». Именно такие громкие заявления можно прочитать в различных оппозиционных «воззваниях» и «резолюциях» последнего месяца.

Белорусским властям, озабоченным скорым проведением президентских выборов, приходится реагировать на подобные провокации вне зависимости от того, хочется им этого или нет. Так, А. Лукашенко, чтобы успокоить часть общества и выбить инструмент пропаганды у оппозиции, 6 октября заявил, что он «ничего не знает по поводу размещения российской авиабазы на территории Белоруссии» и выступает против ее появления в республике. Правда, глава государства поспешил дополнить, что стране «нужны вооружения для того, чтобы быть более обеспеченными в плане защиты рубежей Белоруссии и России»: «У нас есть ответственность, и у России, и у Белоруссии. Мы заключили соглашение – они (военные России. – Ю.П.) отвечают вместе с нами за западное направление. Фактически мы не в одиночку против НАТО здесь стоим, вместе с Российской Федерацией. У нас есть конкретный план даже на случай войны, как надо действовать. Естественно, мы его не обнародуем, это абсолютно секретный план, но на этом направлении главная сила – это белорусская армия».

Проще говоря, глава государства выступает за проведение совместной оборонной политики, и отказываться от сотрудничества с РФ в военной области не собирается. Тем более что при более пристальном рассмотрении вопроса о появлении в Белоруссии российской авиабазы оказывается, что на сегодняшний день проблемы как таковой не существует. Хотя бы потому, что президент России только поручил провести переговоры с белорусским руководством по этому поводу и лишь «по достижении договоренности» подписать соглашение. Поэтому претензии к Москве сегодня выглядят по меньшей мере надуманно и свидетельствуют о том, что некоторые политические силы пытаются намеренно ввести в заблуждение простых белорусов.

Во-первых, говоря о том, что новый российский военный объект принесет республике только проблемы, оппозиционеры напрочь забывают о том, что размещение авиабазы, помимо ее основной функции укрепления военной безопасности двух стран, официально дает возможность ее использования для поддержания и совершенствования летных навыков авиаторов белорусской армии, что в нынешних экономических условиях крайне важно именно для белорусов. Дело в том, что в состав базы, которую должны будут прикрывать зенитные ракетные комплексы С-300В из состава 147-й зенитной ракетной бригады ВВС и войск ПВО Вооруженных сил РБ, планируется включить истребительный полк современных Су-27СМ3 (24 самолета), а также эскадрилью военно-транспортных вертолетов Ми-8. На сегодняшний день у белорусских военных практически нет ни материально-технической базы, ни финансовых возможностей, чтобы осуществлять полеты на новых образцах летной техники. По имеющимся данным, в белорусской авиации к современным самолетам можно отнести только несколько учебно-боевых ЯК-130, а платить несколько тысяч долларов за один час полета на современном СУ-27 белорусская сторона не в состоянии. В таких условиях рассматривать появление у белорусских летчиков возможности за счет союзника улучшить свои навыки пилотирования как проявление «имперских амбиций Кремля» попросту глупо.

Во-вторых, как в самой Белоруссии, так и за ее пределами, особенно в странах Прибалтики и на Украине, противники российско-белорусского соглашения почему-то забывают о том, что сегодня в странах бывшего соцлагеря все больше начинает появляться военных баз и командных пунктов НАТО. Более того, недавно стало известно, что США и вовсе планируют вернуть в Германию ядерное оружие, что совсем не вяжется с широковещательными заявлениями о мирном характере современной деятельности Североатлантического альянса в Европе.

Белорусские Военно-воздушные силы и Войска противовоздушной обороны совместно с российскими Воздушно-космическими силами на протяжении уже достаточно длительного времени создают единую региональную систему воздушно-космической и противовоздушной обороны (ПВО и ВКО), а авиабаза с дислоцированными на ней авиационными звеньями должна стать неотъемлемой частью этой системы. Об этом, к слову, говорится и в проекте соглашения, по которому применение воинских формирований российской авиационной базы в мирное время будет осуществляться в соответствии с решением командующего Единой региональной системой ПВО России и Белоруссии, а в случае внезапного нападения на  базу – по планам, заблаговременно согласованным с белорусскими представителями. Проще говоря, абсолютно вся деятельность российских военных будет находиться под непосредственным контролем белорусских властей и соответствовать ранее достигнутым договоренностям. Правда, об этом ни местные оппозиционеры, ни их западные кураторы предпочитают не говорить. По их мнению, только действия НАТО являются законными и должны рассматриваться как единственная альтернатива сотрудничеству РБ с Россией.

В-третьих, сегодня главным аргументом противников соглашения является якобы его противоречие статье 18 Конституции, в которой говорится о том, что Белоруссия «ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». Даже если не обращать внимания на то, что нейтралитет – это всего лишь цель государства, а не провозглашение его официального статуса, то необходимо помнить, что в современном мире стать полностью нейтральной страной уже невозможно. Примером попытки это сделать на постсоветском пространстве являются действия Туркменистана, который в свое время даже зарегистрировал свой статус в ООН. Однако сегодня ситуация вокруг этой республики все больше напоминает «геополитический тупик» (нефтегазовые споры, проблемы на туркмено-афганской границе, растущее влияние террористических организаций в стране и т.п.), выйти из которого Ашхабаду при его нынешнем нейтральном статусе крайне сложно.

Белоруссия же, как бы этого ни хотелось, вряд ли когда-нибудь сможет стать действительно нейтральным государством хотя бы из-за своего географического положения. Это прекрасно понимают в Минске, а потому республика является активным участником и СНГ, и Союзного государства, и ОДКБ и многих иных международных структур. Более того, белорусские власти всячески поддерживают договоренности, по которым в случае внешней агрессии против любой страны, входящей в СГ или ОДКБ, все остальные страны автоматически вступают в войну вне зависимости от того, есть ли на их территории какие-либо базы или нет. И такая политика руководства Белоруссии остается неизменной уже более 20 лет, на чем раньше местная оппозиция не заостряла внимание.

Как не обращала она внимания и на то, что в Белоруссии давно находятся военные объекты России. Например, 43-й узел связи Военно-морского флота РФ в Вилейке (Минская область), который действует с 1964 года и обеспечивает связь Главного штаба ВМФ с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в акваториях Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Под Барановичами (Брестская область) находится радиолокационная станция «Волга», ставшая на боевое дежурство в 2003 году и отслеживающая передвижение подлодок НАТО в Северной Атлантике и любые космические объекты на расстоянии почти 5 тыс. километров. К слову, необходимо отметить, что оплата за «Волгу» белорусами не взимается, так как при подписании соглашения была достигнута договоренность о частичном списании белорусских долгов перед РФ за энергоносители, а в качестве компенсации за аренду Россия предоставляет союзнику информацию о ракетно-космической обстановке и полигоны для проведения боевых стрельб ПВО.

Сотрудничество Белоруссии и России в оборонной сфере служит образцом взаимопользы, хотя это понимают далеко не все 

Так что, получается, нынешняя шумиха вокруг размещения авиабазы российских ВВС в Белоруссии является по большей части искусственной и призвана, с одной стороны, привлечь внимание общественности к белорусской оппозиции, а с другой – создать определенную основу для продолжения давления на официальный Минск со стороны ЕС и США. Ни для кого не секрет, что сегодня в связи с президентскими выборами и стремлением белорусского руководства «понравиться» Брюсселю и Вашингтону у стран Запада практически не осталось инструментов для дальнейшего торга с А. Лукашенко. Так называемых «политзаключенных» отпустили, предвыборная гонка идет более или менее без нарушений, оппозицию не притесняют, к украинскому кризису в стране официально относятся нейтрально, а белорусские власти недвусмысленно намекают на возможное дальнейшее сближение с Западом. В этих условиях предложение Москвы о размещении в Белоруссии своей авиабазы – всего лишь дополнительный козырь в руках еврочиновников, который они берегут на будущее. Пока же, чтобы держать белорусские власти в напряжении, из Брюсселя и Вашингтона перед оппозицией поставлена простая задача: поднять «волну возмущения» внутри республики.

И похоже, истерия вокруг российской авиабазы будет нарастать. Ряд СМИ и интернет-изданий уже чуть ли не ежедневно пугают глобальными катаклизмами, потерей независимости, повторением «крымского» сценария и иными «непоправимыми» последствиями в случае реализации российско-белорусского соглашения. К сожалению, в руководстве республики полагают возможным извлечь из этой ситуации какие-то дивиденды. Свидетельство тому – упомянутое выше заявление белорусского президента о том, что его стране сегодня «нужны самолеты, а не базы».

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх