Предыстория
После падения Франции в июне 1940 года территорию Южной Франции контролировало марионеточное правительство Виши, а северную часть страны оккупировали немецкие войска. После высадки американских и британских войск в Марокко и Алжире в ноябре 1942 года немцы оккупировали и южную часть Франции, чтобы прикрыть побережье на случай высадки союзников.
Захватив в 1943 г. и в первой половине 1944 г. Северную Африку, Сицилию, Корсику и Южную Италию, союзники стали планировать высадку во Франции. Планирование Южно-французской операции началось ещё в конце 1943 г. Первоначально операцию в Южной Франции планировали осуществить одновременно с высадкой в Нормандии. Однако Черчилль отстаивал свою «балканскую стратегию» — наступление на Балканах. Он предлагал отменить либо отсрочить высадку войск в Южной Франции. Кроме того, наступление в Италии затягивалось, немцев не удалось быстро оттуда выбить.
Поэтому вопрос об операции «Драгун» долгое время оставался открытым. Только под давлением американского президента Рузвельта, американских и французских военных было принято решение всё же высадить войска в Южной Франции. Операцию на Балканах американцы и французы считали авантюрой, из Средиземноморья самый доступный путь до Германии проходил именно через юг Франции по долине Роны. Остальные пути были либо слишком длинными (Балканский полуостров), либо сложными (горы в Италии и на Балканах, реки).
Также высадка союзных войск в Южной Франции вела к созданию единого фронта с театром в Северной Франции. Высаживаясь на юге Франции, союзники прикрывали правый фланг Западного фронта и получали возможность снабжения войск через Марсель и другие южнофранцузские порты.
Тяжелый бомбардировщик B-24 «Либерейтор» (Consolidated B-24 Liberator) 15-й воздушной армии США во время бомбардировки порта Тулона. 1944 г.
Верховный главнокомандующий войсками союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр доказывал Черчиллю: «Пока не захватим Марсель, мы не сможем ускорить прибытие американских дивизий из США. Вступление значительных сил в Южную Францию окажет определенную поддержку нашим операциям на севере в оперативном и стратегическом отношении. Во-первых, они обеспечат прикрытие правого фланга, когда мы развернем наступление на центральную часть Германии. Во-вторых, примкнув к нашему правому флангу, эти войска совместно с нами автоматически отсекут все западные районы Франции и уничтожат оставшиеся там вражеские соединения. В результате союзники освободят всю Францию. Отказавшись от операции „Драгун“, мы были бы вынуждены защищать свой правый фланг на всем протяжении от основания полуострова Бретань до самых передовых рубежей наших наступающих войск. Это означало бы пассивное использование большого числа наших дивизий на правом фланге против небольшого числа мобильных войск противника».
Командующий американской 12-й группой армий генерал Омар Брэдли также отмечал, что: «Если бы южная часть Франции была оставлена в руках немцев, как предлагал Черчилль, то Эйзенхауэру пришлось бы растянуть коммуникации по всей Франции, имея открытый фланг протяженностью 800 километров от Бретани до швейцарско-германской границы. Для защиты этих линий коммуникаций от вражеского нападения потребовалось бы выставить заслон вдоль всего их фланга».
Поэтому в начале июля 1944 г. было принято окончательное решение высадить союзные силы в Южной Франции не позднее 15 августа 1944 г.
Два транспортных самолета С-47 «Скайтрэйн» (Douglas C-47 «Skytrain») 12-го авиакрыла ВВС США в полете к месту высадки парашютистов во время вторжения в южную Францию (операция «Драгун»). 15 августа 1944 г.
Силы сторон
Ситуация, которая сложилась во Франции и в западном Средиземноморье, была благоприятной для союзников. В Южной Франции находилась 19-я немецкая армия Фридриха Виза в составе 10 дивизий (2 корпуса). Армия имела низкую боеспособность: мало людей, техники и оружия. Также значительная часть армии была занята борьбой с французским Сопротивлением, которое активизировало свои действия в связи с высадкой союзников во Франции.
В зоне высадки союзников к западу от города Канн на 80-километровом участке было всего пять батальонов немецких 242-й пехотной и 148-й резервной дивизий. Немецкая авиация на западе была малочисленной, и союзники имели полное господство в воздухе. Немецкие ВМС в этой части Европы также были малочисленными и не могли оказать серьёзного противодействия вражескому десанту. Опасность со стороны подводных лодок союзники устранили. Поэтому высадка десанта проходила в самых благоприятных условиях.
Союзное командование привлекло к операции 7-ю американскую армию генерала Александра Патча в составе 6-го американского корпуса (три пехотные дивизии), 1-го и 2-го французских корпусов (семь дивизий – четыре пехотные, две бронетанковые и одна горная), а также англо-американская десантная группа «Регби». Большую часть соединений отозвали с Итальянского театра. Часть войск привезли из Северной Африки и США.
Большинство соединений имели опыт боевых действий в Северной Африке и Италии. Боевой дух личного состава был высоким. Французские солдаты горели желанием освободить Родину от немецких захватчиков.
1 августа 1944 г. на Корсике была сформирована 6-я группа армий генерала Джейкоба Диверса. В её состав вошли 7-я американская армия и 1-я французская армия Жана де Латра де Тассиньи (до сентября 1944 г. армия «Б»).
Высадку десанта обеспечивали сотни кораблей, большую часть которых направили из Ла-Манша в Средиземное море. Из состава ВМС США и Великобритании (британский Средиземноморский флот и американский 8-й флот) на Средиземное море для обеспечения высадки десанта выделили более 880 боевых и крупных десантных кораблей и транспортов (включая 5 линкоров, 9 эскортных авианосцев, 24 крейсера и крейсера ПВО), а также около 1370 малых десантных судов и десантно-высадочных средств. Эту армаду возглавлял американский вице-адмирал Г. Хьюитт.
Высадка десанта. 20 августа 1944 г.
План операции и организация
Союзники планировали на первом этапе захватить плацдарм до 80 – 90 км по фронту и на 25 км в глубину. Захватить города Марсель и Тулон, затем развить наступление на Лион и далее на север. Тем самым союзники отрезали основные силы германской группы армий «Г» (1-я и 19-я армии) на западе Франции. Немцам, чтобы не попасть в «котёл», приходилось отступать на восток, к границам Германии.
Три американские дивизии (3-я, 36-я и 45-я) и французская танковая бригада высаживались утром 15 августа на пяти участках побережья, к востоку от Тулона. Воздушно-десантная группа «Регби» высаживалась в глубине района до начала высадки основных сил, чтобы сорвать переброску подкреплений противника к зоне высадки. Специально подготовленные штурмовые отряды должны были уничтожить немецкие батареи, которые могли нанести удары по десантным судам. После захвата плацдарма высаживался второй эшелон – французские дивизии.
Союзное командование придавало большое значение созданию органов военной администрации во Франции. При штабе 7-й американской армии был создан специальный отряд из 200 офицеров и 400 солдат. Французские офицеры должны были сыграть роль связующего звена между местными властями и союзными войсками. Союзное командование хотело подчинить себе силы Сопротивления.
В течение нескольких месяцев союзная авиация наносила интенсивные удары по коммуникациям и военным объектам противника в Южной Франции. Непосредственно перед высадкой воздушные удары наносились по немецкой обороне в районе высадки. ВВС прикрывали десантные силы при их движении к побережью.
В день высадки 1300 бомбардировщиков, вылетевших из Италии, с Сардинии и Корсики, появились над участками высадки под защитой истребителей. После удара бомбардировщиков в действие вступила корабельная артиллерия. В течение двух часов перед высадкой морского десанта флот обстреливал вражеские позиции на побережье. Также корабельная артиллерия вела огонь по заминированным участкам побережья. Минные поля были расчищены практически на всех участках высадки подрывами фугасных снарядов. Также в течение всей операции в море у побережья находилось соединение в составе семи английских и двух американских эскортных авианосцев. Таким образом, союзники имели тотальное превосходство на море и в воздухе.
14 августа для дезориентации противника и достижения внезапности флот демонстрировал попытки высадки десанта на побережье между Тулоном и Марселем.
11 – 13 августа в Неаполе, Бриндизи, Таранто, Палермо, Оране и в портах Корсики была проведена посадка десанта и погрузка техники. Маршруты конвоев выбирались для их максимальной скрытности. Десантные силы союзников составляли четыре соединения: «Кемел», «Дельта», «Альфа» и «Ситка», каждое из которых включало отряды десантных кораблей и транспортов, артиллерийской поддержки (до 60 кораблей) и траления. Первые три соединения должны были высадить десантников на побережье, четвертое – захватить прибрежные острова Пор-Кро и Леван и высадить усиленный батальон французских «коммандос» (800 бойцов) на мыс Негр (западный фланг района высадки), чтобы перехватить путь, по которому немцы могли перебросить подкрепления из Тулона. Все четыре соединения поддерживало авианосное соединение, которое состояло из двух групп, которое включало 9 авианосцев, 4 крейсера ПВО и 19 других кораблей.
Во второй половине дня 14 августа все конвои с десантом сосредоточились в районе сбора у западного побережья Корсики. Оттуда они направились к местам высадки. Три основных десантных соединения подошли к берегу около полуночи 14 августа. Тральщики, не встречая сопротивления, начали тралить проходы к местам высадки. Хорошие погодные условия благоприятствовали действиям флота и авиации союзников.
Корабли союзного флота у побережья Франции в ходе операции "Драгун"
Захват плацдарма и развитие наступления
Утром 15 августа 1944 г. началась высадка десанта в Южную Францию. Первой была высажена воздушно-десантная группа (9732 человека). В назначенный район её доставили 535 транспортных самолетов и 465 планеров. Во время десантирования и развертывания союзный десант не встретил заметного сопротивления. К концу дня десантники захватили несколько селений и выполнили свою задачу по поддержке высадки с моря.
После мощной авиационной и артиллерийской подготовки, в 8 утра началась высадка основных сил. 3-я американская дивизия высадилась возле города Кавалер-сюр-Мер (сектор «Альфа»), 45-я — возле Сен-Тропе (сектор «Бетта»), а 36-я — в бухте Фрежюс у города Сен-Рафаэль (сектор «Кемел»). Сопротивление было минимальным, поэтому к исходу дня морские десантники заняли три плацдарма.
Во втором эшелоне 16 августа высадился 2-й французский корпус (1-я французская, 3-я алжирская, 9-я колониальная дивизии), а также 1-й французский корпус и дополнительные американские части. Французские дивизии развили наступление на Тулон и Марсель, парашютисты наступали на восток, вышли к Каннам и Ницце.
К 19 августа союзники захватили стратегический плацдарм до 90 км по фронту и на 60 км в глубину. На него перебросили 160 тыс. человек, 2500 орудий и минометов, 600 танков и 21,5 тыс. автомашин. К 1 сентября союзники высадили более 320 тыс. человек, к середине сентября – более 500 тыс.
В условиях, когда на севере союзные войска вышли на р. Сену и Луару, а на юге французские партизаны освободили многие департаменты, господства противника в воздухе, слабости 19-й армии, германское командование принимает решение об отводе группы армий «Г» из Южной Франции к западной границе Германии. Лишь в Марселе, Тулоне и некоторых других пунктах оставались гарнизоны для сдерживания противника.
Союзники не спешили развить первый успех, чтобы окружить и уничтожить основные немецкие силы в Южной Франции. Складывается ощущение, что союзное командование стремилось не уничтожить немецкие дивизии, а вытеснить их на восток. Наступали не спеша, выжидали, пока немцев выбьют партизаны. Дали немецкой армии довольно спокойно увести главные силы.
Союзное командование направило на север лишь часть сил, чтобы перехватить коммуникации немцев. Основные силы союзников наступали на Марсель и Тулон. Их активно поддерживали партизаны. Немецкое командование отмечало, что отходу 19-й армии больше мешают французские партизаны, чем союзные войска. Жители Марселя и Тулона подняли восстание и к приходу союзных войск освободили многие кварталы. 28 августа союзники освободили Тулон и Марсель. В этот же день на северном направлении союзники захватили Монтелимар. Ещё ранее, 22 августа, без боя вошли в Гренобль.
Парад французских партизан и бойцов сопротивления из Французских внутренних сил на набережной кэ-де-Бельж в Старом порту, Марсель. Август 1944 г.
Продолжая наступать на север, американо-французские соединения 31 августа вышли к Лиону, но вошли в город только 2 сентября, когда город освободили партизаны.
Тем временем отступающие немецкие войска оторвались от союзников. Начальник оперативного отдела штаба командования «Запад» генерал Б. Циммерман писал: «…кажется чудом, что 19-я армия сумела совершить марш вдоль р. Роны». Чудом была пассивность и нерешительность союзных войск. Видимо, это был замысел верховного командования.
В конце августа – начале сентября 1944 г. германское командование отвело войска из юго-западной Франции, которую уже контролировали силы Сопротивления. 10 сентября 1944 г. французские войска, которые шли по долине Роны на север, вышли в район Дижона. На следующий день французы вступили в связь с передовыми отрядами 3-й американской армии. В результате был создан единый Западный фронт союзных войск. Французские войска при поддержке американцев очищают от остатков немецких войск побережье Бискайского залива.
Французы у орудия вермахта Flak 18 с разорванным стволом, брошенного на боевой позиции у моста Гийотьер в Лионе. В кадре бойцы Свободных французских сил. Сентябрь 1944 г.
Итоги
Американо-французские войска провели крупную успешную десантную операцию в Южной Франции. Успех был вызван минимальными германскими силами в этом районе, полным господством союзников в воздухе и на море, союзники имели подавляющее превосходство в живой силе и технике.
Германское командование, видя, что сопротивление бесполезно, отводит войска из Юго-Западной Франции к германской границе. Союзники, имея возможность окружения и разгрома основных вражеских сил, этого не сделали. Наступали на север вяло, медленно, выжидали, пока немцы сами уйдут, либо их выбьют французские партизаны. Поэтому немецкие дивизии довольно спокойно уходят на восток.
Союзники освобождают Южную Францию, создают единый Западный фронт во Франции, обеспечив их наступление к границам Германии. Союзники получили порт Марсель с высокой пропускной способностью и развитую дорожную сеть, что позволило наладить линию снабжения из Марселя через долину реки Роны в Эльзас.
Общие потери союзных войск – свыше 39 тыс. убитых, раненых и пропавших без вести. Немецкие потери – 28 тыс. человек.
Разрушенный французский линкор «Страсбург» в Тулоне. Рядом с линкором на боку лежит легкий крейсер «Ла Галиссоньер»
Американский солдат на палубе разрушенного французского линкора «Страсбург» в Тулоне. Рядом с линкором на боку лежит легкий крейсер «Ла Галиссоньер». Линкор «Страсбург» вступил в строй 6 апреля 1939 года. С началом Второй мировой войны корабль с октября 1939 года в составе «Соединения X» совместно с британским флотом участвовал в охоте за немецким «карманным» линкором «Адмирал граф Шпее». Затем до самой капитуляции Франции он сопровождал французские конвои. После капитуляции Франции в ходе операции «Катапульта» корабль не пострадал и прорвался из Мерс-Эль-Кебира в Тулон. Утром 27 декабря 1942 года «Страсбург» был взорван своей командой и затоплен рядом с причальной стенкой при угрозе захвата Тулона немецкими войсками. В дальнейшем он был поднят 17 июля 1943 года итальянцами, которые с него сняли катапульту, разобрали на металлолом надстройку и сняли броню с одной из башен главного калибра. Во избежание бомбардировок поднятый «Страсбург» был переведен в бухту Лазара. 18 августа 1944 года перед высадкой союзников в Тулоне 36 американских самолетов Б-25 сбросили на «Страсбург» и находившийся рядом с ним «Ла Галиссоньер» 44 454-кг бомбы общего назначения и 108 454-кг полубронебойных. В «Страсбург» попали 7 бомб и он сел на грунт. В 1946 году корабль был поднят, но из-за больших разрушений не восстанавливался. Корпус использовался для опытов с подводными взрывами, а 27 мая 1955 года его останки были проданы на слом.
Свежие комментарии