На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Елкин
    Мы живём на пороге интереснейших событий!Датскую Арктику п...
  • чвсатпкьл
    (а полном серьезе назвав их агентами британской разведки) это избитый трюк майдаунов из Украины обвинять всех кто не ...ЧЕЙ ДОМ РОССИЯ?
  • Вячеслав Денисов
    Эти депутаты получили мзду от заинтересованных лиц и отрабатывают полученное.ЧЕЙ ДОМ РОССИЯ?

Эжен Богарне, пасынок Бонапарта


Пасынок Бонапарта Эжен (Евгений) Богарне в нашей стране как полководец известен гораздо меньше, чем Ней, Даву или Мюрат. Между тем, его заслуги на военной службе современники оценивали весьма высоко. А. Жомини, например, характеризует нашего героя следующим образом:

«Храбрый, хладнокровный, понимающий военное дело, он умел окружать себя людьми искусными и слушать их советы. »

И даже противники тогда часто называли Эжена Богарне «Баярдом XIX века». Напомним, что во Франции и в других западноевропейских странах Пьер Терраль де Баярд считается образцом отважного и верного своему долгу рыцаря.

Некоторые историки выражают недоумение, сообщая о том, что Богарне так и не стал маршалом. Они полагают, что Эжен заслуживал этого не меньше, чем некоторые другие генералы, получившие от Наполеона маршальский жезл.

В то же время Эжен Богарне был неплохим управленцем и администратором. Гёте, который был лично знаком с ним, узнав о его смерти, писал:

«Это был крупный человек. Такие люди встречаются все реже и реже. Вот человечество стало беднее еще на одну незаурядную личность.»

Авторитет и репутация пасынка Бонапарта были столь высоки, что император Александр I всерьёз рассматривал его кандидатуру на роль нового монарха Франции. Любопытно, что сам Богарне отнёсся к такой перспективе отрицательно, заявив, что корону он мог бы принять только от Наполеона.

Даже возведённый союзниками на французский престол Людовик XVIII предлагал Богарне титул принца и должность коннетабля.

Многими мемуаристами, наконец, отмечается скромность Богарне, который сопровождал Бонапарта во всех его кампаниях начиная с 1796 года (тогда ему было 16 лет) до 1805-го. При этом он даже и не пытался пользоваться близостью к своему отчиму. Сам Наполеон отмечал в одном из писем, что Эжен никогда «не доставляет хлопот».

В общем, многие мужчины, вероятно, хотели бы иметь такого сына. Наполеон же стал его отчимом.

Семья Богарне


Во Франции род Богарне (Beauharnais) был известен с XIV века. Один из его представителей (Жан де Богарне) вошёл в историю в качестве свидетеля защиты на процессе Орлеанской девы. Другие принимали участие в многочисленных войнах времён правления Франциска III, Генриха IV и Людовика XIV. В 1764 году Богарне получили титул маркизов.

Отец нашего героя, Александр Франсуа Мари де Богарне, виконт де ля Ферте, был младшим сыном губернатора Мартиники. По договору между главами двух семей, с детства он был обручён с дочерью местного плантатора – Катрин Таше де ля Пажери. Увы, его невеста умерла от какой-то болезни в возрасте 12 лет. Однако желание семей породниться было так велико, что юноше пришлось жениться на старшей сестре погибшей – Мари Роз Жозефе.

Эжен Богарне, пасынок Бонапарта
Александр Богарне, портрет работы неизвестного художника, вторая половина 1790-х гг.


Абрахам Константин. Портрет молодой Мари Роз Жозефы Таше де ля Пажери

Этой девице ещё в детстве темнокожая рабыня нагадала, что она станет «больше, чем королевой» – и не ошиблась. Вторым мужем Мари Роз стал Наполеон Бонапарт, всему миру она известна как Жозефина – «Маленькая Жозефа» (так ласково называл её Бонапарт).

Но вернёмся к новобрачным. Этот случайный союз нельзя было назвать счастливым. Супруги не сошлись характерами и через 6 лет (в 1785 году) развелись. Но дети у них родились хорошие и «далеко пошли». Сын Эжен (Евгений, 1781 г. р.) стал вице-королём Италии, дочь Ортанс (Гортензия, 1783 г. р.) – королевой Голландии и матерью императора Наполеона III.

В 1789 году дворяне города Блуа избрали Александра де Богарне депутатом созванных Людовиком XVI Генеральных штатов. Несмотря на происхождение, он примкнул к депутатам Третьего сословия, голосовал за уничтожение сословных привилегий и равенство всех перед законом (а вот его старший брат Франциск придерживался крайне правых взглядов).

Некоторое время Александр даже занимал посты секретаря и председателя Национального собрания. А затем начал службу в республиканской армии, завершив её на должности командующего Рейнской армией (1793 г.).

Другом Александра Богарне был Луи Лазар Гош – единственный генерал, которого Бонапарт считал равным себе. Позже Наполеон скажет о Гоше:

«В конце концов, нас было двое, а нужен был один.»

И ещё:

«Если бы Гош встретился на моем пути, мне пришлось бы или отступить, или сломить его.»


Генерал Гош

Но Луи Лазар Гош умер, не дожив до 30 лет – в 1797 году, освободив дорогу честолюбивому корсиканцу.

Жозефина (вернее, пока ещё Мари Роз Жозефа) стала любовницей Гоша, а её сын Эжен – адъютантом этого генерала («Belle France», ничего не поделаешь).

Однако вернёмся к Александру де Богарне. Ему предлагали пост военного министра, но он отказался. А потом дворянам запретили служить в республиканской армии, и Александр уехал в своё поместье. Укрыться от доноса ему там не удалось: бывший республиканский генерал был арестован и казнён 23 июля 1794 г. – за несколько дней до падения Робеспьера. Была арестована также и его бывшая жена. А детей этой пары отдали «на перевоспитание»: 12-летний мальчик попал в ученики к столяру, 9-летняя девочка – в швейную мастерскую.

Воссоединилась семья после Термидорианского переворота (27 июля 1794 г.). Именно тогда 13-летний Эжен, по протекции матери, стал адъютантом её любовника Гоша и отправился вместе с ним в охваченную восстанием Вандею. Вернувшись, поступил в Сен-Жерменское военное училище. В это время он и встретился в первый раз с Наполеоном, который недавно подавил роялистский мятеж (заработав прозвище «Генерал Вандемьер»). Дело в том, что парижанам тогда было приказано сдать оружие, и мальчик пришёл к Бонапарту просить вернуть шпагу отца. Шпагу Бонапарт вернул, но не ему, а его матери.

Не будем отвлекаться на рассказ о приключениях «весёлой разведёнки» Мари Роз Жозефы и её подруги – бесстыжей «светской львицы» Терезы Тальен. Скажем только, что, в конце концов, 9 марта 1796 года креолка вышла замуж за малоизвестного генерала Бонапарта, который был младше её на 6 лет, всего на 11 лет старше её сына, и на 14 лет старше дочери. И вот здесь эта женщина совершила роковую ошибку: в брачном контракте она уменьшила свой возраст на 4 года (а Бонапарт прибавил себе 2 года). Дело в том, что по законам Франции невозможно было развестись с женщиной старше 45 лет. В 1809 году Жозефине уже исполнилось 46, но её возраст посчитали по брачному контракту. И Наполеон смог взять в жёны дочь австрийского императора – Марию Луизу. Но до этого было ещё далеко. Пока же отметим, что отношения с пасынком и падчерицей у Наполеона сложились очень хорошие, особенно с Эженом.

Пасынок Бонапарта


Вместе с отчимом Эжен Богарне принимал участие в двух Итальянских походах и в Египетской экспедиции. При этом он вовсе не отсиживался при штабе. В 1796 году 15-летний поручик Эжен Богарне получает своё первое боевое ранение в битве при Роверето (Северная Италия). Второй раз он был ранен весной 1799 года в Египте – при осаде крепости Сен-Жан-д’Акр.

Осенью 1799 года 18-летний Эжен становится капитаном и принимает участие в перевороте 18 брюмера. После этого он получает под командование эскадрон конных егерей Консульской гвардии.


Эжен Богарне в форме конных егерей

В 1800 году в сражении у Маренго он поддерживает знаменитую атаку Дезе, перевернувшую ход битвы. Во время этого боя его эскадрон потерял убитыми 105 солдат из 150. После битвы при Маренго Наполеон пишет Жозефине:

«Эжен стремительно идет к бессмертию: он покрыл себя славой во всех сражениях. Из него выйдет со временем один из замечательных полководцев Европы.»

Юноше на тот момент было 18 лет. Скоро Эжен получит звание полковника.

27 мая 1804 года Наполеон становится императором, Жозефина – императрицей, и статус её детей значительно повышается.


Онфре де Бревиль. Наполеон и Жозефина на репетиции коронации

Генерал Эжен Богарне


Вначале Эжен Богарне получает чин бригадного генерала, 1 февраля 1805 г. Наполеон дарует ему титул принца Империи, в июле он назначается вице-королём Италии. В том же году Наполеон официально усыновляет пасынка, который с тех пор именуется Эженом-Наполеоном Французским. А затем, в январе 1806 года, император женит его на дочери баварского короля Максимилиана-Августа – Августе-Амалии, ранее обручённой с принцем Карлом Баденским.


Франсуа-Гийом Менажо. «Бракосочетание принца Евгения с Амелией Баварской в Мюнхене»

Этот брак оказался счастливым, у пары родились семь детей, шестеро из которых достигли взрослого возраста. Старшая дочь, Жозефина, вышла замуж за шведского короля Оскара I – сына Бернадота (бывший маршал Франции) и Дезире Клари (первая невеста Наполеона). Потомки этой дочери Эжена Богарне до сих пор правят Швецией. Младший сын Максимилиан женился на дочери Николая I Марии. Другие дети также вступили в династические браки, оказавшись в разных землях Германии, в Португалии и даже в Бразилии.

Будучи занят управлением и устройством дел в Италии, в кампаниях 1805-1807 гг. Богарне не участвовал. Результатами его деятельности Бонапарт был доволен и в 1807 г. объявил сына Жозефины своим наследником в Италии, присвоив ему титул князя Венецианского (до рождения у Наполеона и Марии Луизы сына в 1811 году, Эжен рассматривался и как претендент на французский престол).

Австрийская кампания Богарне и Макдональда


В 1809 году, во время войны с Австрией, 28-летний Эжен Богарне, будучи формально командующим Итальянской армией, действовал «под присмотром» опытного 44-летнего генерала Этьена Жака Макдональда, который военную службу начинал ещё в королевской армии – в 1784 году.


Андреа Аппиани. Эжен Богарне, 1810 г.


Paul Girardet. Конный портрет генерала Макдональда. О нём мы поговорим в одной из следующих статей

После первой неудачи в сражении при Салиле (16 апреля 1809 г.) армия Богарне и Макдональда, получив подкрепления, перешла в наступление и вытеснила австрийцев из Италии. Затем были победы в Иллирии и движение к Вене, у стен которой Итальянская армия соединилась с войсками Наполеона. Здесь она действовала в качестве правого крыла французских войск, одержав ряд побед на территории Венгрии. Во время ставшего генеральным Ваграмского сражения (5-6 ноября 1809 г.) войска Богарне оказались в центре французских боевых порядков. Решающим в той битве стал удар резервного корпуса Макдональда. В результате маршальский жезл от Наполеона этот генерал получил прямо на поле боя. Затем Эжен Богарне был направлен на подавление антифранцузского восстания в Тироле. Наконец, в 1812 году он возглавил IV корпус Великой армии Наполеона, в который вошли итальянские боевые соединения.

Кампания 1812 года



Альбрехт Адам. Переправа Итальянского корпуса Богарне через Неман 30 июня 1812 г.

В первый период войны Эжен Богарне осуществлял также и общее руководство движением центральных корпусов Великой армии. Во время Бородинского сражения он командовал левым флангом Великой армии, атаковавшим Курганную высоту и расположенную на ней батарею Раевского. В финале этой битвы Богарне лично возглавил один из полков (9-й линейный). Высоту французам взять удалось, но развить успех сил уже не было.

Отметился Богарне и во время сражения под Малоярославцем, где также водил в атаку итальянских гвардейцев и солдат дивизии Пино.

Под Вязьмой Богарне развернул свои войска на помощь корпусу Даву, позволив ему выйти из окружения. Затем, на пути к Духовщине, Богарне с огромным трудом удалось переправить свои войска через реку Вопь. При этом были брошены 64 пушки и почти весь обоз.

Во время боёв у Красного почти в полном составе погибла входившая в его корпус дивизия Брусье. Под Оршей Богарне снова повернул назад, чтобы выручить остатки корпуса Нея.

Сражался он, как всегда, храбро, но результат оказался самым плачевным: у Березины в его корпусе едва насчитывалось 3 тысячи человек.

При этом за всю кампанию 1812 года сам Богарне не получил ни одного ранения. Легенда связывает это с заступничеством Саввы Сторожевского, который якобы пообещал французскому генералу благополучное возвращение домой, если тот пощадит основанный им монастырь в Звенигороде.


Явление Преподобного Саввы принцу Богарне

После Березины Наполеон покинул армию, передав командование Мюрату. Неаполитанский король доверия не оценил и, сославшись на болезнь, отправился в солнечную Кампанию. Позже Богарне, узнав, что на дорогу Мюрат потратил всего две недели, язвительно похвалил его:

«Неплохо для тяжелобольного.»

Сражения в Европе


После отбытия Наполеона и Мюрата именно Эжен Богарне вывел остатки армии из России и привёл их к Магдебургу и Дрездену. Во время первого сражения 1813 года – при Лютцене (20 апреля) Богарне командовал левым крылом французской армии. Эта битва закончилась победой Бонапарта. Затем по приказу Наполеона он отправился в Италию для формирования новых частей. Здесь ему пришлось вести упорную войну против превосходящих сил Австрии. Итальянская армия с боями покинула Иллирию и закрепилась на берегах реки Адиджи. Но скоро ситуация резко ухудшилась, поскольку с 27 февраля 1814 года Богарне пришлось воевать и с армией Неаполитанского королевства. Никто не ожидал предательства Мюрата, женатого на сестре Наполеона Каролине. Но тот стал вторым после Бернадота маршалом Франции, открыто выступившим против Бонапарта. Впрочем, к тому времени Бернадот уже был вычеркнут из списка маршалов, так что Мюрат может считаться первым предателем.

Вскоре на побережье Италии высадились и английские десантные войска, но Богарне продолжал сражаться, даже добиваясь порой локальных успехов.

Однако, учитывая, что в составе VI коалиции против Наполеона выступили Россия, Австрия, Пруссия, Англия, Испания, Португалия, Швеция, Бавария, Вюртемберг и Неаполитанское королевство, можно было не сомневаться, что империя Бонапарта обречена.

31 марта 1814 года союзникам без боя был сдан Париж. После этого маршалы Наполеона фактически отказались ему повиноваться, вынудив подписать отречение от престола. Сопротивление в Италии стало бессмысленным.

В апреле 1814 года Эжен Богарне покинул Италию и отправился к тестю – в Баварию, где уже находилась его семья. Узнав о тяжёлой болезни матери, посетил Париж, но покинул его сразу после её смерти.


На картине Эктора Виже мы видим Александра I, императрицу Жозефину, Эжена и Гортензию Богарне, а также будущего императора Наполеона III в Мальмезоне

Кстати, дом в Париже, где когда-то жил Эжен Богарне, в настоящее время занимает посольство ФРГ.

После отречения Наполеона, Эжен Богарне демонстрировал удивительную апатию, раз за разом отказываясь от чрезвычайно выгодных предложений, которые сыпались на него со всех сторон. Из пасынка Бонапарта словно вытащили стержень, и он не захотел даже обсуждать возможность стать правителем Франции или Генуи, отверг предложения о переезде в Россию и отказался от почётной службы у Людовика XVIII. Деньги, полученные в обмен за отказ от прав на итальянский престол (5 миллионов франков) передал тестю.

Он обещал никогда не вступать в войну на стороне отчима – и отказался поддержать его во время «100 дней» (но и против Наполеона он воевать также не стал). Деятельного политика и опытного храброго генерала словно подменили. Удовольствовавшись переданным ему во владение Эйхштадтским княжеством (всё население которого – 24 тысячи человек) и мало что значащим титулом герцога Лейхтенбергского, вплоть до своей смерти он вёл жизнь обычного европейского аристократа. Умер Эжен Богарне в Мюнхене от инсульта (апоплексического удара) – 21 февраля 1824 года. На момент смерти пасынку Бонапарта было всего 42 года.


Могила Эжена Богарне, Мюнхен, церковь святого Михаила
Автор:
Рыжов В. А.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх