Может, пора возвращать в УК главу об ответственности за пропаганду пережитков?
В московском метро вспыхнул конфликт из-за внешнего вида одной из пассажирок. Мужчина потребовал от пассажирки снять никаб — мусульманский головной убор с узкой прорезью для глаз, полностью закрывающий лицо.
Он заявлял, что никаб не является нормальной одеждой и доставляет другим пассажирам дискомфорт из-за страха перед возможной террористической атакой.Его поддержал пенсионер, остальные люди, находившиеся в вагоне, начали заступаться за девушку. «Пострадавшая» подала заявление в Следственный комитет с просьбой завести уголовное дело по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Да ещё записала видео, где рассказала, что является по национальности русской, но решила принять ислам. Также по Сети начал распространяться ролик, запечатлевший инцидент. А ещё — как по заказу — стала тиражироваться информация, что на пассажиров, раскритиковавших одежду девушки, заведено уголовное дело. Однако слухи уже опроверг Следственный комитет. Им проводится доследственная проверка по факту инцидента.
Случай уже получил оценку в Госдуме. Зампред комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Олег Леонов заявил, что в России каждый человек имеет право одеваться так, как он хочет.
Главное, чтобы это не нарушало морально-этические нормы. Также он подчеркнул, что для предотвращения таких конфликтов в будущем необходимо проработать пути их урегулирования.
«Я думаю, что следует задуматься всерьез о том, как нам избежать подобных конфликтов на религиозной почве в будущем, и проработать возможные пути урегулирования. Но самое главное, повторюсь, нужно соблюдать закон. Если этот мужчина его не нарушил, наказания быть не должно», — сказал Леонов.
— До недавнего времени в нашей стране такой проблемы не было, поэтому отсутствовало и правовое регулирование, объясняет адвокат Дмитрий Аграновский. — Право здесь несколько отстаёт от жизни, потому что еще несколько лет назад представить себе женщин в паранджах и никабах, едущих в московском метро, было совершенно невозможно. И лично для меня ситуация, когда женщина по каким-либо причинам закрывает лицо, как для человека светского, европейского, неприемлема совершенно.
«СП»: Тем не менее, потерпевшая утверждала, что, якобы, подверглась агрессии.
— Я смотрел этот ролик. И как адвокат, 27 лет работающий по уголовным делам, в действиях молодого человека и второго гражданина, пожилого, никакого состава преступления не вижу. Не говоря уж о том, что много раз повторялось: подобная одежда не является обязательной по канонам ислама. А в ряде стран таких как, например, Таджикистан, Узбекистан, вообще запрещена. Мне даже кажется, что ношение подобной одежды является определенным вызовом обществу, а оно этого почему-то это упорно не замечает. Значит, ситуация будет накаляться и, к большому сожалению, иметь далеко идущие последствия.
Насчёт последствий Дмитрий Аграновский совершенно прав. Достаточно бегло просмотреть комментарии в соцсетях. Пользователи чётко делятся на две группы. Носители славянских фамилий в подавляющем большинстве требуют запрета на хиджабы с никабами, ссылаясь на культурные традиции нашей столицы и России в целом, а обладатели фамилий, характерных для мусульманских регионов, заявляют в ответ, что они живут и одеваются, как считают нужным. И мнение остальных их не интересует.
Формулировки, разумеется, сильно смягчены. И властям пора принимать меры, пока проблема не выплеснулась на улицы. Хотя, возможно, уже поздно. Ведь имела место дикая история, когда мигрант ударил москвичку, вышедшую на пробежку в шортах.
— Государство должно поддерживать свой светский характер и создавать равные условия для всех. Подобные инциденты не будут способствовать межнациональному миру. В своё время Марин Ле Пен, которую российские власти уважают, сказала: Франция — это не страна буркини на пляже, это страна Брижит Бардо! И лично мне эта фраза очень близка, — продолжает Дмитрий Аграновский.
«СП»: Женщины, носящие хиджабы и никабы, часто утверждают, что это — их личный выбор. И запрет на эту одежду нарушит их права.
— Человек — единственное существо на земле, которого можно заставить делать совершенно противоестественные вещи, и при этом быть уверенным, что это — его личный выбор. Как, например, камикадзе в Японии. Они ведь шли на смерть, будучи уверенными, что сами так решили. Вот пройдитесь по улице в каком-нибудь мусульманском регионе России в топике и юбке выше колена. Даже если у вас не будет неприятностей, неодобрение вы почувствуете. И оденетесь по-другому. И сделаете это, вроде бы, добровольно. А по факту — вас вынудили.
Я вообще считаю, что сейчас идёт наступление на права женщин, хотя делается это с видом, что они сами этого хотят. И, честно говоря, после этого инцидента в метро, не знаешь, что и думать!
Я несколько раз видел в метро гражданок в никабе. Вокруг них всегда создаётся некое свободное пространство. Люди стараются держаться подальше. Потому что сейчас, как говорится, не знаешь, откуда прилетит. А никаб ассоциируется с террористками-смертницами. И я не понимаю тех, кто поддерживает подобную манеру одеваться, ссылаясь на традиции. Кстати, где именно есть такая традиция — непонятно. На территории России такого не было сроду. Да и не все традиции одинаково приемлемы и желательны. Например, раньше в Уголовном кодексе Российской Федерации была целая глава про пережитки, составляющие местные традиции и обычаи. И с ними боролись.
«СП»: Может, пора её возвращать?
— Скорее, нужно в Думе некое лобби, которое бы поддерживало светские традиции в обществе. И я не понимаю, какая мораль предписывает человеку — неважно, мужчине или женщине — закрывать лицо. И почему это поощряется, объясняется некой высокой духовностью. Надеюсь, власти регламентируют хотя бы в общественном транспорте ношение одежды, затрудняющей идентификацию личности.
Кстати, если какой-нибудь любитель ролевых игр попытается войти в метро в костюме воина-ниндзя с маской, из-под которой видны только глаза — его остановит полиция. Хотя ношение ролевых костюмов никак не регламентировано. Ещё раз подчеркну: законодательство не поспевает за жизнью. Потому как еще недавно даже в голову не могло прийти, что женщины будут лица закрывать.
Кстати, никаб, в переводе с арабского — покрывало, изначально использовался как защита от песка и солнца. Он считается одним из вариантов хиджаба. Но именно никаб, особенно черный, считается признаком наиболее радикальных исламистов. И именно поэтому запрещён даже в ряде мусульманских стран. Как мы уже упоминали, такой запрет действует у наших ближайших соседей — в Таджикистане и Узбекистане. В России в ряде «мусульманских регионов», например, в Чечне, запрет на ношении никаба и паранджи действует хоть и негласно, но строго исполняется.
Даже в странах дальнего зарубежья, любящих покричать о разного рода правах, многие ставят право скрывать лицо сомнительным: в Бельгии и Швейцарии за ношение никаба могут оштрафовать и даже посадить.
И ещё один момент: строго говоря, одежда как религиозный атрибут призвана скрывать от посторонних взглядов. А вот особы в хиджабах и никабах всегда оказываются в центре внимания. Это как стриптиз наоборот с посылом: посмотрите все, какая я высоконравственная! Это как минимум — неуважение к окружающим. И совершенно непонятно, почему мы, окружающие, должны делать вид, что всё нормально.
Свежие комментарии