Почему внешнее финансирование киевского режима будет только снижаться
Страны-члены ЕС пока не могут договориться о пополнении совместного бюджета, откуда планируется выделить средства для поддержки Украины в размере €50 млрд, сообщают источники Financial Times.
Принятие решения отложено на январь.Достижение компромисса усложняется победой крайне правых на выборах в Нидерландах и недавним решением суда Германии об ограничении заимствований правительства. При этом ФРГ и «другие государства» заявили, что не будут переводить в ЕС никаких дополнительных средств, кроме тех, что необходимы Украине. Остальные же требуют дополнительных денег для решения внутриполитических проблем, таких как миграция.
«Соглашение будет очень-очень трудным», — сказал FT высокопоставленный еврочиновник. Газета напоминает, что большая часть из обещанных Киеву средств предназначена для сохранения его платежеспособности до 2027 года.
Вместе с этим опрошенные FT чиновники считают, что переговоры ЕС по бюджету всегда были трудными, но компромисс все еще возможен. «Мы не намерены допускать, чтобы Украина испытала суверенный дефолт», — заявил один из источников издания.
Европа ищет отговорки, чтобы не давать денег Киеву? Герт Вилдерс тут причем со своей партией? Весьма сомнительно, что ему вообще позволят сформировать правительство…
— Даже если он не станет премьером, Нидерланды получат очень сильную правую оппозицию, что так или иначе будет влиять на их внешнеполитический курс, — убежден советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — Сегодня, вследствие позиции премьера Рютте, Нидерланды — одно из самых антироссийских государств.
«СП»: А что за финансовый кризис в Германии? Все так серьезно?
— Экономика Германии испытывает нарастающие трудности. Это связано как с потерей дешёвого российского газа, так и с последствиями ранее принятых необдуманных решений. Германия наиболее последовательно проводит так называемую «зелёную» повестку, что не может не сказываться на ее экономике.
«СП»: То есть если бы не Вилдерс, 50 «ярдов» нашли бы? Где? Или просто «уважительные причины» ищут?
— Деньги у ЕС найдутся точно, европейцы не последние штаны ради Украины снимают. Другой вопрос, что целесообразность этих «инвестиций» вызывает все большие вопросы. Украина превращается в гирю, которая будет тянуть ЕС вниз, и это понимают все. И если либералы не могут себе позволить это признать, то евроскептики и консерваторы будут озвучивать эту проблему все громче. Соответственно, их будут пытаться заткнуть.
«СП»: Откуда раньше брали деньги на Украину? Как считали, сколько нужно дать?
— ЕС — богатая организация с большим бюджетом. Другой вопрос, что бочка эта всё-таки не бездонная, а испорченные отношения с Россией и бесконечные вливания в Украину негативно сказываются на европейской экономике. К тому же, «на шее» у Брюсселя большое количество дотационных стран, которые тоже не хотят упустить свое ради Украины. Позиция Орбана, кстати, во многом обусловлена именно этим. Он понимает, что деньги, идущие Украине — это в том числе недополученные субсидии для Венгрии.
«СП»: Кто в Европе всегда был основным донором? А кто основным противником поддержки Украины? Как эта ситуация изменилась и еще может измениться в обозримом будущем? Кто из сторонников Украины может перейти в ранг ее противников?
— Доноры — богатые страны Центральной и Западной Европы: Германия, Нидерланды, Австрия, Франция, Швеция. Крупнейший бюджетный донор — Германия. Ранее второй по объему вкладов в европейский бюджет была Великобритания, но она отказалась от этого «счастья». Если говорить об открытых противниках поддержки Украины, то таким всегда был только Виктор Орбан, да и то с оговорками. В ЕС всегда был жёсткий проукраинский консенсус, который только усилился после начала СВО. Впрочем, учитывая затягивание конфликта, желание тащить украинское бремя будет неизбежно ослабевать. Правительство Роберта Фицо в Словакии уже во многом солидаризируется с Орбаном в украинском вопросе. Но рассчитывать на то, что ЕС или какие-то его отдельные участники вообще откажутся от поддержки Украины, я бы не стал. Это дело принципа.
«СП»: Чем в итоге все закончится? Деньги найдут? Не найдут? Найдут, но меньше?
— Здесь вопрос не столько в конкретном транше — его, скорее всего, выделят, а в стратегии в отношении Украины. Страны Европы готовы помогать Киеву, видя в нем инструмент давления на Россию. Но видеть Украину в европейских рядах и взвалить на себя ее социально-экономические проблемы, готовы, говоря словами киевского мэра Кличко, «не только лишь все».
«СП»: Победа партии Вилдерса в Нидерландах такое прямо мощное влияние оказала?
— Влияет не победа конкретного Вилдерса, а общая тенденция, симптомом которой стал успех этого политика, как и перед этим победа Роберта Фицо в Словакии, который премьер-министром все-таки стал. А ведь впереди выборы и в других европейских странах, и президентские в США.
«СП»: А Кризис в Германии насколько серьезно влияет?
— Финансовый кризис в Германии, длящийся уже больше полугода — это очень серьезно. Промышленные предприятия не могут нормально работать на территории ФРГ, налоги не поступают в бюджет. Главная причина — в росте цен на энергетику, связанном с разрывом с Россией. Причем Германия тянет за собой на дно экономику всей Европы.
«СП»: Германия была основным донором европейской помощи Украине? Кто еще? Отказ каких стран финансировать Украину может сильно по нему ударить?
— Помимо Германии, это Британия и Польша. Вряд ли Лондон откажется от финансирования Украины, поскольку онтологическое свойство англичанки — гадить России. Не откажется от этого и Польша, хоть и здесь есть определенные нюансы, касающиеся ее весьма сложных отношений с Украиной.
«СП»: Европа в целом потратила на Украину больше, чем США. Как это объяснить?
— Украина, безусловно, нужна нынешней европейской элите — нигде еще они не найдут таких идиотов, готовых принять на себя все обязательства по европейской солидарности, не требуя ничего взамен. Те правительства, которые будут продолжать ориентироваться на проект единой Европы, продолжат поддерживать штаны украинским «шахидам», даже себе во вред.
«СП»: Чем в итоге все закончится? Деньги найдут? Нет? Найдут, но меньше? А дальше? Финансирование Украины будет неуклонно снижаться? От чего это зависит?
— На этот раз деньги, скорее всего, найдут. Но в дальнейшем финансирование будет неуклонно снижаться и обусловливаться различными аспектами — такими, как смена нынешнего политического класса Украины.
Свежие комментарии