Символ бренда покрывается ржавчиной, «немецкое качество» ушло в историю вместе с родными комплектующими
История уходит в вечность — основанная в 1796 г. компания Gerhardi Kunststofftechnik GmbH, которая поставляла на автокомпоненты на конвейеры Mercedes-Benz Group AG, разорилась. Знаменитые трёхлучевые «штерны» (нем. Stern — звезда), хромированные накладки на фальшрадиаторные решётки, дверные ручки и прочие детали придётся заказывать у иных производителей.
Предприятие немаленькое, аж 1500 сотрудников, впрочем, на фоне общего кризиса немецкого автопрома — это частный случай. Отдельно взятая трагедия бизнеса среднего размера. Хотя история в чём-то знаковая.
Что любопытно, точной истории появления «штерна» нет, равно и его значения. Существуют версии, не более того. По наиболее вменяемой легенде, трёхлучевую звезду в конце XIX в. придумал Готлиб Даймлер, который тогда производил, по большей части, двигатели: для наземных, морских и воздушных (дирижабли) судов. Три стихии — три луча. В 1909-м «штерн» стал официальным символом Daimler Motoren Gesellschaft.
В 1926-м, когда образовалась совместная компании Daimler-Benz AG, звезда перекочевала на авто. Правда, была она несколько иной. Вместо круглой «рамки» — помпезный лавровый венок. От него потом отказались, в и 1937-м мерсовский «штерн» стал таким, каким мы все его знаем.
Gerhardi Kunststofftechnik GmbH делала его давно, очень. Качество литья и штамповки там превосходное, гальваника также на высоте, и «оригинальные» звёзды на капот были, по сути, вечными. Авто уже сгнивало в хлам, а «штерн» достаточно было протереть тряпочкой и слегка отполировать — всё, как новый.
«Неоригинала», конечно, всегда хватало, особенно после того, как заработали предприятия в КНР. Стоил он всегда недорого и порой спасал, когда в РФ была эпидемия воровства «штернов» даже состоятельные люди покупали эти подделки, ведь порой их хватало всего на пару дней. Но в случае, когда аксессуар не крали, его вскоре приходилось выбрасывать — в отличие от родного он начинал очень быстро ржаветь, приобретая весьма позорный вид.
Не сказать, что в нашей стране Mercedes-Benz — народный автомобиль, однако очень много этих машин в подержанном состоянии приехало в РФ и до сих пор счастливо тут живёт. В конце 80-х — начале 90-х легковушки в Штутгарте делали крепкие, ремонтопригодные и достаточно простые. Те, кто поддерживает их в рабочем состоянии, не желают пересаживаться на что-то иное, ведь ничего лучшего до сих пор в мире не придумано.
На конвейере, увы, всё ровно наоборот, вскоре на Mercedes-Benz будут ставить даже двигатели от Geely. У ZF Friedrichshafen тоже проблемы, поэтому и трансмиссии могут начать применять привозные. «Штерны», понятное дело, из КНР, ведь Gerhardi Kunststofftechnik GmbH больше нет.
Впрочем, комплектующие из «третьих стран» на конвейере в Штутгарте уже давно стали печальной нормой, именно поэтому настоящие фанаты марки — даже очень обеспеченные — и предпочитают ездить на настоящих мерсах, порой вкладывая в их реставрацию большие деньги. Причём сие происходит не только в России. В Германии и других странах тоже хватает таких вот «оригиналов».
«Меньше стал потреблять автомобилей Китай, например, а некоторые модели ехали именно из Европы. Про Россию и страны СНГ мы не говорим, всё-таки это была не очень большая доля рынка. Не очень хорошие продажи в США. В Германии и Центральной Европе люди сейчас предпочитают ездить на старых автомобилях, не обновлять свои машины на новые»", — объясняет автоэксперт Павел Федоров.
Однако проблемы немецкого автопрома отнюдь не только в экспансии китайцев и не в падении потребления. В своё время была неверно выбрана бизнес-модель, точнее, произошла её пагубная смена. Вместо немецкой основательности — компании работали десятилетиями и столетиями, зато уверенно, пусть и с небольшой прибылью — руководство взяло курс на максимизацию финансовых показателей. Пресловутая ЕBITDA и прочие «индикаторы» повыше, и всё такое.
До недавнего времени всё это худо-бедно работало, та самая «ебида» радовала. Правда, достигалось это за счёт выпуска «одноразовых» автомобилей. Из компании-производителя надёжных, красивых, престижных и долговечных образцов Mercedes-Benz Group AG превратилась в одну из фирм, которая штампует всякое дерьмо. Ведь чтобы поддерживать высокий уровень прибыли, приходилось сокращать издержки, а именно: ставить на авто недорогие детали — не родные. Что ударило по всей промышленности Германии. И сейчас, когда возникли общеэкономические проблемы, карточный домик, в котором всё взаимосвязано, начал рушиться.
Солидные покупатели потихоньку уходили к другим производителям, а попытки привлечь аудиторию всяких «метросексуалов» оказались провальными. Денег у них, как выяснилось, особо и нет, а финансовое положение в целом нестабильно — банки кредиты тоже не одобряют-с… При этом от консервативного дизайна авто со «штерном» успели отказаться с прицелом на вкусы таких вот «голубков». Все остальные покупатели это как-то не оценили.
Россия никогда не была основным рынком для концерна, но покупали — факт. Не столько машины, сколько «оригинальные» запчасти. В том числе для стареньких авто. Сейчас поставки в нашу страну перекрыты, что тоже сказывается на «ебиде». Впрочем, у всех в Германии нынче так, и перемен к лучшему не предвидится.
«Немецкий автопроизводитель BMW пресек незаконный экспорт в Россию своих автомобилей с завода в Ганновере. Компания провела расследование и выявила канал серого экспорта. BMW Group решила уволить основного ответственного за нарушение сотрудника», — больше похоже на отчёт перед американцами.
Иначе, увы, никак — в Германии стоят военные базы янкесов, а канцлеры на цырлах периодически бегают в Вашингтон, получать указания. Американцев проблемы местного автопрома волнуют меньше всего, у них есть свой, который нужно поддерживать. И выживет ли Mercedes-Benz Group AG, им наплевать в принципе. Не выживет — GM, Ford и Chrysler будет только лучше.
Свежие комментарии