Украинский олигарх Ринат Ахметов продает угольные активы в России, которые обеспечивали топливом Луганскую ТЭС. Эксперты считают, что бизнесмен выходит из угольного бизнеса, а потом последует и теплоэнергетика. Империя не оправдала ожиданий и создавалась совсем в других условиях, говорят они.
ДТЭК Рината Ахметова продает угольные активы в Ростовской области кипрской структуре Valleyton Investments Limited, сообщает «Коммерсантъ».
По данным издания, Федеральная антимонопольная службы (ФАС) одобрила ходатайство Valleyton Investments Limited о приобретении прав, позволяющих определять условия предпринимательской деятельности АО «Донской антрацит», ООО «Сулинантрацит» и АО «Шахтоуправление „Обуховская“». Эти активы ДТЭК приобрел в 2012 году за $ 39 млн.«В 2016 году „Обуховская“ и „Донской антрацит“, согласно их отчетности, выдавали гарантии Сбербанку по кредиту Fabcell на $ 324 млн и $ 400 млн соответственно. Обязательства по погашению кредита и процентов наступают в сентябре», — сообщает «Коммерсантъ».
Управляющий директор Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин рассказал изданию, что в 2021 году суммарная выручка предприятий может увеличиться до 14 млрд руб. «Стоимость компании вряд ли превысит цену покупки в 2012 году, а может оказаться и ниже при использовании сторонами более консервативного подхода к обоснованию стоимости сделки», — сказал Сергей Гришунин. По его мнению, на шахте «Обуховская», например, добывается хороший уголь, который востребован в Турции и странах Азиатско-Тихоокеанского региона, а текущая конъюнктура рынка позволяет его отправлять туда через черноморские порты России.
Владельцем зарегистрированной в этом году Valleyton Investments Limited является неизвестная на угольном рынке гражданка Армении Елена Оганесян, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на кипрский реестр. В то же время, по данным OpenCorporates, одним из директоров является Иоанна Акона. Она также руководит Belanord Holdings Limited, которая является кредитором «Кузбасской топливной компании». Об этом говорится в квартальном отчете КТК, которая контролируется миллиардером Михаилом Гуцериевым. Этим летом он попал под санкции Евросоюза и Великобритании за поддержку президента Белоруссии Александра Лукашенко.
О том, что Ринат Ахметов собирается избавляться от угольных шахт, раньше заявлял сам ДТЭК. «Сегодня мы делаем основную ставку на развитие зеленой генерации как производителя электроэнергии. Мы готовы рассматривать продажу наших электростанций и угольных шахт», — говорил гендиректор ДТЭК Максим Тимченко.
Украинский независимый эксперт по энергетике Юрий Корольчук считает, что настал «красный день календаря» для Рината Ахметова.
«Семь долгих лет Ахметов терпел политические „убытки“ от наличия российского угольного актива», — написал он в Facebook. Эксперт полагает, что продажа шахт хороша только для Ахметова и России. «А вот Украина и украинцы от этого решения больше проиграют. Потому что угольный бизнес Ахметова ослабевает, а потому будет больше зависеть от импорта. И это будет отображаться на цене электроэнергии для конечных потребителей, которая будет дорожать», — считает Юрий Корольчук.
Сегодня ДТЭК является крупнейшим владельцем ТЭС на Украине. И скоро у компании дойдет очередь и до продажи теплоэлектростанций, считает сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
«Вертикально интегрированная компания создавалась в абсолютно других как политических, так и экономических условиях. И сейчас, по сути, висит бременем», — говорит эксперт. Он считает, что Ринат Ахметов постепенно будет избавляться от шахт и ТЭС. И ростовские активы — не первые. В феврале ДТЭК передал управление шахтами «Добропольеуголь» государственному предприятию «Добропольеуголь-добыча».
Сопредседатель Фонда энергетических стратегий сомневается, что продажа российских активов негативно скажется на украинской энергетике, кроме как на работе Луганской ТЭС, которая обеспечивает электроэнергией подконтрольную Украине Луганскую область. Именно эта ТЭС была главным потребителем ростовского антрацита.
«Теперь будут закупать уголь у российских производителей. Другого варианта нет, так как себестоимость генерации на газе в два раза выше», — говорит Дмитрий Марунич.
Свежие комментарии