F-22A в полете. Фото US Air Force
К настоящему времени созданы и поставлены в серию всего три типа истребителей 5 поколения тяжелого класса. На разных стадиях производства и эксплуатации находятся американский F-22A, российский Су-57 и китайский J-20. Несмотря на принадлежность к одному поколению и классу, эти машины заметно отличаются друг от друга.
Их разработчики выполняли отличающиеся требования и реализовывали разные концепции – что привело к известным результатам.Вопросы развития
Главное отличие трех проектов истребителей последнего поколения на данный момент заключается в их количестве и статусе. Так, США начали работы по 5 поколению раньше других стран и первыми получили готовый самолет. Серийное производство истребителей F-22A завершили еще в 2011 г., когда конкуренты только начинали испытания своих машин.
Пентагон планировал в полной мере использовать отрыв от других стран для строительства крупного флота F-22A. Однако в дальнейшем программу производства несколько раз сокращали, и ВВС получили лишь 186 серийных самолетов. Только через несколько лет после этого Китай начал выпуск своего истребителя J-20. Согласно разным сообщениям, уже построено не менее 50 таких машин. Российская промышленность, в свою очередь, не торопится. Сейчас ведется постройка первых серийных образцов, которые передадут ВКС в ближайшее время.
F-22A с открытыми грузоотсеками. Также видна форма управляемых сопел двигателей. Фото Wikimedia Commons
Следует отметить, что заметная разница в «возрасте» сказалась на ходе проектов. США пришлось самостоятельно нарабатывать весь необходимый опыт и искать требуемые решения. Отставая на несколько лет, Китай и Россия могли учитывать известные аспекты американских работ и соответствующим образом корректировать свои планы. Кроме того, в основе трех проектов изначально лежали отличающиеся требования, что было связано с разными потребностями ВВС.
В итоге три современных тяжелых истребителя 5 поколения заметно отличаются друг от друга, как внешне, так и внутренне. Рассмотрим основные их отличия в облике, а также их причины технического и концептуального характера.
Самолет как платформа
Рассматриваемые самолеты представляют собой малозаметные двухдвигательные истребители с рядом общих черт и отличий. Так, проекты объединяет идея строительства планера из металлов и композитов, что дает оптимальное соотношение прочности и массы. Кроме того, использованы схожие решения по снижению заметности, двигатели с управляемым вектором тяги и т.д.
Су-57на испытаниях. Фото ОАК
При разработке F-22A малозаметность была одной из главных целей, что сказалось на облике самолета. Такие требования привели к формированию характерных обводов и некоторых особенностей внутреннего строения конструкции. Кроме того, самолет получил специальное радиопоглощающее покрытие.
В зарубежной прессе упоминается, что при создании J-20 тоже принимались меры по снижению заметности, однако они не столь эффективны, как в случае с F-22A. Точные данные о параметрах заметности российского Су-57 отсутствуют, а имеющиеся оценки серьезно различаются. При этом считается, что при разработке этого самолета малозаметность не была ключевой характеристикой, и ради нее не стали жертвовать другими параметрами.
F-22A, Су-57 и J-20 имеют двухдвигательные силовые установки с высокими характеристиками. Обеспечивается тяговооруженность больше единицы, необходимая для роста летных данных. На ряде режимов с правильным подбором нагрузки все три самолета могут осуществлять сверхзвуковой полет без включения форсажа.
Опытный Су-57 с двигателями двух типов. Фото ОАК
Одно из основных требований к Су-57 касалось сверхманевренности. Ключевым компонентом для решения этой задачи стал двигатель с управляемым вектором тяги. Двигатели АЛ-41Ф1 и «Изделие 30» способны отклонять вектор в двух плоскостях, что требуемым образом сказывается на маневренности. В американском проекте F-22A двухплоскостное управление вектором посчитали излишним и угрожающим малозаметности. Вследствие этого двигатели Pratt & Whitney F119-PW-100 имеют плоское сопло, перемещаемое только по вертикали. До недавнего времени китайский J-20 оснащался двигателями без управления вектором тяги. В последних версиях проекта используются изделия WS-10B-3, способные обеспечить сверхманевренность.
Рассматриваемые самолеты получили самое современное радиоэлектронное оборудование, разработанное в трех странах. Используются полностью цифровые прицельно-навигационные комплексы, РЛС с АФАР, «сетецентрические» средства обмена данными и т.д. Имеются важные нововведения. К примеру, на Су-57 используется набор отдельных антенн, дополняющих основную РЛС. «Стеклянная кабина» давно стала стандартом для современных истребителей, и рассматриваемые машины не стали исключением.
Боевой потенциал
Американский F-22A и российский Су-57, несмотря на развитие авиационных средств поражения, сохраняют встроенные пушки. Китайские военные и инженеры придерживаются других концепций развития авиации, из-за чего их истребители нового поколения не имеют пушек.
Вид снизу. Можно рассмотреть конфигурацию основных грузоотсеков. Фото Wikimedia Commons
Для обеспечения малозаметности истребители 5 поколения должны нести ракетное и бомбовое вооружение во внутренних отсеках, защищенных от облучения. Так, F-22A имеет крупный центральный грузоотсек с 6 точками подвески. По бокам от него имеется два дополнительных отсека, на одну ракету каждый. Под крылом могут устанавливаться четыре съемных пилона. Российский проект Су-57 предусматривает размещение двух основных отсеков большого объема вдоль фюзеляжа. В центроплане имеются два дополнительных отсека. Сообщалось, что в четырех отсеках имеется 8 точек подвески. Еще столько же при необходимости устанавливается под крылом. J-20 по конструкции отсеков похож на F-22A и способен нести не менее 6 ракет «воздух-воздух» либо иное оружие. Под крылом предусмотрены 4 дополнительные точки подвески.
Прицельные комплексы всех трех истребителей изначально были совместимы с современными авиационными вооружениями. Также принимались меры, обеспечивающие простую и быструю интеграцию новых образцов. Некоторые ракеты и бомбы новых типов изначально создавались с учетом особенностей истребителей 5 поколения.
Концепции и требования
Таким образом, три тяжелых истребителя 5 поколения, имея общие черты, существенно отличаются друг от друга в ключевых особенностях и характеристиках. Причины этого просты: военные трех ведущих стран имеют разные взгляды на развитие истребительной авиации и выдвигают отличающиеся требования.
Китайские J-20 в полете. Фото Wikimedia Commons
Целью американского проекта являлось создание истребителя, способного незаметно подойти к цели на дистанцию атаки с применением ракет большой дальности. Бой на меньших дистанциях и работа по наземным целям не исключались, но никогда не рассматривались в качестве основных функций. По этой причине F-22A имеет характерный внешний вид и не показывает сверхвысокой маневренности, хотя и способен нести значительный боекомплект.
Российский истребитель нового поколения Су-57 создавался в качестве универсальной машины для дальнего и ближнего боя, а также для поражения наземных целей. Вследствие этого высокий приоритет получили летные и маневренные характеристики, прицельный комплекс и вооружение. Малозаметностью в некоторой мере пожертвовали.
Точные цели разработчиков китайского J-20 неизвестны, но облик этой машины служит прозрачным намеком. Похоже, что базовая концепция этой машины представляет нечто среднее между российской и американской. Приоритетом являются и дальний, и ближний воздушный бой. Для этого самолет несет развитое БРЭО и вооружение, а также имеет характерную аэродинамическую схему, повышающую маневренность. Потенциал для ударной работы под вопросом.
J-20, вид снизу. Видны особенности аэродинамического облика и конфигурация отсеков вооружения. Фото Wikimedia Commons
При всем этом следует учитывать вопросы стоимости. Весьма продвинутый и совершенный F-22A оказался слишком дорогим даже для США, из-за чего программу производства несколько раз сокращали. Российский Су-57 уже пошел в серию, но его стоимость остается темой споров и потенциальным риском. Китай, похоже, нашел возможности для массового производства своего J-20, но каким будет итоговое количество такой техники – большой вопрос.
Необходимо напомнить, что F-22A, Су-57 и J-20 не являются единственными истребителями последнего поколения. К нему также относят ряд других разработок, как доведенных до серии, так и остающиеся на стадии проектирования. Все они создаются в разных странах по их собственным требованиям – и тоже отличаются друг от друга, несмотря на определенные сходства и общие моменты. Кроме того, уже начаты изыскания по теме следующего 6 поколения, и результаты этих работ в разных странах вновь будут разными. Какими путями пойдет дальнейшее развитие истребителей, и как на него повлияют нынешние разработки – покажет время.
- Автор:
- Рябов Кирилл
Свежие комментарии