Александр Дубровский
Россия пока не теряет позиции в Армении, а лишь репетирует сценарий новой региональной политики на постсоветском пространстве
Исторически каждое вновь образованное постсоветское государство являет собой безусловную индивидуальность. Тем не менее, попробуем найти ту общую доминанту, которая является движущей силой событий, аналогичных (хотя и далеко не идентичных) происходящему на наших глазах в Армении.
Коротко об Армении - стране, где происходили когда-то библейские события, и история которой насчитывает не одну тысячу лет. Если не пересказывать Википедию, ознакомиться с которой каждый может самостоятельно, скажу следующее: Армения - маленькая многострадальная горная страна, фактически отрезанная от внешнего мира и окруженная, мягко говоря, недругами. Лишь соседство с родственной по православной вере Грузией является сегодня, своего рода, окном в мир, и именно это соседство как раз и является тем самым катализатором, который для Армении и является основной доминантой, породившей текущий армяномайдан.
Аналогично и украинский евромайдан есть стремление приобщиться к ценностям уже своих соседей, только с запада, что также, в своё время, побудило и страны Прибалтики быстро отделиться и вступить в Евросоюз. То есть народы перечисленных стран просто хотят жить лучше, для чего и выходят на митинги, имеющие целью смену власти и ориентации своей страны. И если для этого необходима жёсткая антироссийская риторика, как это было и есть в Прибалтике и Украине, значит, она появится тогда, когда будет нужно.
Понимаю: конструкция упрощённая, достаточно банальная, не учитывающая побудительных мотивов элит, как правило, имеющих свои корыстные цели, но зато хорошо описывающая суть происходящего и не отягощённая мифами и сложными геополитическими раскладами. Особняком здесь стоят страны Средней Азии, но мы их вынесем за скобки, ибо там несколько другая история в силу общих региональных и этноментальных особенностей.
А пока обратимся к Грузии.
Фактология предвоенных дней и сама война, её инициаторы и потенциальные выгодоприобретатели в настоящее время известны доподлинно, и в своё время даже инициировали короткий раскол в российской оппозиции, впрочем быстро угасший - сигнал из Вашингтона оказался оказался недвусмысленным.
Венедиктов, неосмотрительно отлучивший Новодворскую от эфира на целый месяц (за утверждение о нападении России на Грузию), быстро заткнулся и тут же заполнил эфир персонажами, давшими фору самой бабе Лере. Даже баба Лера не додумалась обвинить российскую армию в расстреле своих миротворцев, зато не обременённый никакими морально-этическими нормами А.Илларионов в красках пустоту.
С тех пор так и покатило: информированный Венедиктов помалкивает, ибо приказ о единомыслии не имеет срока давности, а персонажи помельче до сих пор повторяют усвоенную до дыр мантру.
В данном случае пример Грузии исключительно показателен, так как совмещает в себе целый букет целей Запада (США) относительно России:
- спровоцировать на военные действия за пределами своих границ;
- обвинить, как минимум, в непропорциональном применении силы, как максимум, в агрессии и на этом фоне усилить внешнее политическое давление на власть;
- мобилизовать внутреннюю оппозицию на радикальные заявления и действия, и тем самым создать внутреннее давление;
- используя встречные факторы внешнего и внутреннего давления, сменить власть либо, как минимум, ослабить её и заставить радикально сменить курс.
Такова общая схема действий Запада на постсоветском пространстве, где роли бывших советских республик могут внешне отличаться, но обязательно вписываются в общую стратегическую доминанту, целью которой является Россия. Те, кто пытается объяснять заокеанское вмешательство исключительно благими намерениями, или слепцы, или глупцы, что на примере той же Грузии можно легко и наглядно показать.
Судите сами: военный блицкриг, потерпевший сокрушительную неудачу, прекратил и дармовую американскую помощь, Саакашвили с позором изгнан, а страна была быстро и полностью отдана на попечение Евросоюза, тут же взявшегося за строительство на Кавказе (в Закавказье) «образцовой демократии» уже с помощью кредитов с традиционно жёсткими условиями. В результате, Грузия с относительно низким государственным долгом (20-30%) буквально за три-четыре последних года превратилась в хронического должника с уровнем совокупного внешнего долга к ВВП в размере более 113% на середину 2017 года и продолжающего расти в лучших традициях долговых экономик.
Смысл данного действа прост и незатейлив: любой ценой сохранить в Закавказье притягательный очаг западного образца в противовес пророссийским (Армения, Абхазия, Ю.Осетия) и протурецким (Азербайджан) регионам, старающимся жить по средствам и имеющим относительно низкий уровень долга. Вот и вся текущая логика существования брошенной Америкой и подхваченной Европой бедной, но зато демократичной Грузии, призванной играть исключительно пропагандистскую роль.
Возвращаясь к пресловутой "роли Диди Сэма", ещё раз подчеркну: под самым боком Армении заботливо выращивается раздражитель, неизменно оказывающий искажающее влияние на армянские умы, особенно молодые. Однако дядя Сэм, фактически оставивший своим вниманием Грузию как отработанный материал, отказался ждать естественного развития событий и превентивно разместил в Армении под видом посольства целый разведывательный центр, по объему занимаемой площади, второй в мире, после Багдада. И все это в маленькой Армении, заодно буквально напичканной, кроме того, тысячами НКО.
И вот сейчас, на наших глазах, весь этот цветистый пазл начал складываться в стройную стратегию, направленную на очередную дестабилизацию, более-менее, успокоившегося региона.
Торопливость США можно объяснить: план быстрой демократизации Украины за счёт кредитов (дядя Сэм стал умнее, и не стал предоставлять дармовую помощь большой стране) проваливается с треском, превращая её в полубандитскую структуру, внешний долг Грузии становится критическим, угрожая потенциальным дефолтом. Поэтому-то и поступила команда: пора. Команда, тщательно замаскированная под народные волнения, традиционно недовольные властной коррупцией.
Следует констатировать (о чём я уже писал ранее): Россия пока не теряет позиции в Армении, а лишь репетирует сценарий новой региональной политики на постсоветском пространстве. Внешнее невмешательство способно ускорить развязку и дать ощутить населению быстрые итоги армяномайдана, особенно на фоне находящихся в постоянной боевой готовности вооружённых сил Азербайджана, мотивированных своей пропагандой под завязку. Соседи, пристально наблюдающие за реакцией Кремля, только и ждут необратимого ослабления Еревана, чтобы начать наступление с целью, как минимум, забрать весь Карабах, а то и двинуться дальше, чтобы завоевать своё историческое «Ереванское ханство».
Таким образом, вновь, как и во всём мире (с лёгкой руки Госдепа), всё зависит от действий России, находящейся в исключительно сложном выборе: немедленно вмешаться и обречь себя на новый поток обвинений и попыток изоляции, или пустить всё на самотёк с перспективой не только окончательно потерять своё влияние на Кавказе, но и поставить мир перед фактом перемещения древней Армении исключительно в учебники истории.
Впрочем, как водится, в геополитике, к сожалению, простых и ясных решений не бывает: как вмешательство, так и невмешательство приведут к одинаково негативным последствиям, для России, прежде всего. Ибо процессы на Кавказе и в Закавказье направлены, в конечном итоге, на ослабление влияния России в этом сложнейшем регионе.
Как поступит Россия, приходится только гадать. На мой взгляд, независимо от развития событий внутри Армении, вмешательство (в соответствии с договором ОДКБ) необходимо лишь в случае возникновения опасности исчезновения страны с карты мира, без всякой оглядки на мировое сообщество, а также на закономерную последующую неблагодарность спасённых.
Затем единственно верным решением может быть немедленный стол переговоров, где, под присмотром России, Армения и Азербайджан раз и навсегда договорятся разделить Нагорный Карабах ровно пополам. Так, как и должны решаться подобные территориальные споры зрелых стран, незаинтересованных в бесконечном кровопролитии и накоплении энергии мести за погибших. Так, как договорилась и блестяще исполнила сама Россия в спорах с Норвегией и Китаем.
Свежие комментарии