Все началось с восхождения на престол Вильгельма Оранского. Это как-то не понравилось ребятам, проживающим в Ирландии и Шотландии. Имелись и другие факторы, упрямо именуемые в учебниках истории "противоречиями". Как бы там ни было, началось первое якобитское восстание. Подавлять которое, естественно, принялась армия метрополии. Или, проще говоря, англичан.
Долгое время армии гонялись друг за другом, попутно захватывая замки и устраивая незначительные стычки с переменным успехом. Битв вообще в ту пору произошло немало. Иные известны только узкому кругу специалистов. А вот со сражением при Килликранки знакомы многие. Хотя англичане о нем вспоминать не особо любят. Зато при любом удобном случае оно поминается шотландской стороной.
Войсками Вильгельма Оранского командовал генерал Хью Маккей. Со стороны якобитской солянки главным считался Джон Грэм, виконт Данди. На первом этапе маневров силы сторон были примерно равны. Но довольно скоро у шотландцев начались разногласия и участились случаи массового дезертирства. У правительственных же войск никто никуда не бегал – некуда было, да и воевали на чужой территории. Так что Маккей сохранил прежнюю численность своего войска, а вот у Грэма единственным подкреплением оказались 300 ирландцев. Но и даже при этом бонусе армия его заметно сократилась.
В один подходящий момент якобитов оказалось примерно 2500. Но их противников насчитывалось 3400. Силы, понятное дело, неравные. Отчего Грэму не особо хотелось нападать. Точнее, даже не самому Грэму, а главам многих кланов. И горячие споры на военных советах ни к чему не приводили. Но тут шотландцы узнали, что силы Маккея вошли в узкую долину Килликранки. А еще их прежние два конных отряда через несколько дней должны дополниться мощным подразделением драгун, которых горцы крепко недолюбливали и побаивались. Таким образом, даже скептикам стало понятно, что дальнейшее промедление грозит полным провалом, и удар надо наносить немедленно.
Маккей встал на берегу речки, на равнине, оставив воду в тылу. А на другом берегу разместил обоз. И это оказалось роковой ошибкой, поскольку командующий сам создал оптимальные условия для знаменитой атаки горцев.
Грэм поднял свои войска рано утром по тревоге. Он говорил, что хочет устроить смотр и проверку боеготовности. Но увидев, как быстро выстроились в боевые порядки его силы, решил не медлить и начинать битву. Он двинул армию на встречу с противником. Вот только, когда подошел поближе, уже в начале дня, выяснилось, что прежний план битвы требуется срочно менять и начинать перегруппировку – позиция англичан не сильно-то оказалась удобной для атаки, поскольку в случае удара имелась возможность контратаковать с охватом фланга наступающих.
Грэм, понимая риск, решил разделить свои силы на три группы с целью глубоко эшелонировать силы по фронту с большими промежутками между частями. Пока это все происходило, время дошло до полудня. Так что никакой внезапности не получилось. Немного помявшись на исходных, якобиты начали атаку.
Виконт отправил почти всю наличную кавалерию в атаку на артиллерийские позиции англичан. Которые они и захватили с некоторыми заминками. А еще перед этим шотландцы против обоих флангов произвели знаменитую атаку горцев – один ружейный залп с полсотни шагов и незамедлительный рукопашный удар.
Надо сказать, что англичане в начале атаки стреляли много, и стреляли неплохо. Как минимум 600 шотландцев полегло от обстрела – немалый процент. Но вот в самый нужный момент, когда их противники перешли в штыки, замешкались. Дело в том, что незадолго до того в английской армии ввели байонеты, что позволило отказаться от пикинеров и резко увеличить в цепях количество стрелков. Вот только байонеты вставлялись непосредственно в ствол и блокировали любую возможность пальбы. Так что иные присоединили штыки слишком поспешно, а большинство лихорадочно заряжали оружие, чтобы еще раз стрельнуть в наступающих. И в результате, когда якобиты врубились в ряды врага, сопротивляться им почти никто не мог – ружье, которое можно использовать как дубину, мало чего может противопоставить клинку. Началось избиение.
Англичан разгромили. Их потери превышали шотландские. Погибло примерно 2000 человек, еще четверть от этого числа оказались в числе пленных. Маккей бежал, и чуть было не попался в руки победителей. Его спасло только то, что шотландцы отвлеклись на грабеж обоза. Так что когда он добрался Стерлинга, служившего базой сторонникам Вильгельма, с ним пришло 400 солдат. И все. У якобитов погибло 900 бойцов, и среди них оказался Джон Грэм, виконт Данди. Его смертельно ранила случайная пуля в самые последние минуты сражения.
Свежие комментарии