На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 397 подписчиков

Свежие комментарии

  • С С
    Когда всё русское на окраине вернется домой, тогда и поговорим об образовании временно отсутствующих. А сейчас можно ...Интеллектуальная ...
  • Valery Stetson
    Так держать! И, поскорей бы!Николай Патрушев:...
  • зуфар юсупов
    Логика в этом есть. Крестьяне останутся, люди от сохи не склонны бегать. Да ещё часть упоротых. Но с государством дей...Если Украина прек...

Служба и боевое применение экспортных китайских ПЗРК и мобильных войсковых ЗРК малой дальности

Служба и боевое применение экспортных китайских ПЗРК и мобильных войсковых ЗРК малой дальности

Первые переносные и мобильные зенитные ракетные комплексы малой дальности, поступившие на вооружение НОАК, являлись полными или немного видоизменёнными копиями иностранных образцов. Однако по мере роста научно-технологической базы КНР стали появляться конструкции, не имеющие прямых аналогов за рубежом. В то же время китайские разработчики до сих пор не гнушаются пиратским копированием отдельных элементов и узлов систем противовоздушной обороны, созданных в других странах. Иногда копирование носит откровенный характер, когда Китай приобретает «для ознакомления» единичные образцы. Впрочем, это не мешает утверждать, что всё, что показывается на международных оружейных салонах и продаётся иностранным потребителям, является оригинальными изделиями, созданными китайскими разработчиками.

В настоящее время ПЗРК и ЗРК малой дальности, изготавливаемые в КНР, благодаря относительно невысокой стоимости и неплохим характеристикам являются вполне конкурентоспособными на мировом оружейном рынке. Кроме того, китайское правительство, используя политические и экономические рычаги, активно продвигает собственную продукцию оборонного назначения, что в перспективе позволяет усилить своё влияние в разных частях мира.

Переносные зенитные ракетные комплексы


В середине 1970-х на завершающем этапе войны в Юго-Восточной Азии СССР поставлял в Северный Вьетнам переносные комплексы «Стрела-2М», которые активно применялись против американской и южновьетнамской авиации, и, судя по всему, исправный образец ПЗРК сумела добыть китайская разведка.


ПЗРК «Стрела-2М» и ЗУР 9М32М

Неясно, сумели ли китайские инженеры самостоятельно воспроизвести ключевые элементы советского комплекса или получили пакет техдокументации из Египта, где комплекс «Стрела-2М» выпускался по советской лицензии под обозначением Ayn-al-Saqr. Так или иначе, но уже в 1977 году на вооружение НОАК поступил ПЗРК HN-5, который являлся копией «Стрела-2М» и по основным характеристикам соответствовал ему. Массовые поставки ПЗРК HN-5 в войска начались в 1979 году.


Через несколько лет после появления HN-5 на вооружение был принят ПЗРК HN-5А. Калибр ракеты остался прежним — 72 мм, но масса боеготового комплекса достигла 16 кг. Максимальная дальность стрельбы составила 4400 м, досягаемость по высоте — 2500 м.

В 1980-е годы совершенствование переносных комплексов семейства HN-5 продолжилось. В 1990 году иностранным покупателям была предложена модификация HN-5В. Специалисты считают, что этот ПЗРК появился после того, как ангольское движение UNITA в обмен на поставки китайского оружия передало КНР несколько ПЗРК советского производства «Стрела-3». По сравнению с предыдущей моделью на HN-5В увеличилась чувствительность головки самонаведения и помехозащищённость, что повысило вероятность поражения цели.

Выпуск комплексов семейства HN-5 в Китае продолжался до второй половины 1990-х. Согласно западным данным, было произведено более 4000 зенитных ракет.


В настоящее время ПЗРК HN-5А/В, использовавшиеся НОАК, изъяты из строевых подразделений и находятся на хранении, но они до сих пор активно эксплуатируются вооруженными силами и различными военизированными формированиями в ряде стран. В 1978 году 100 ПЗРК HN-5 было поставлено в Албанию. В конце 1980-х 500 HN-5А приобрёл Иран. В 1990-е годы комплексы HN-5А/В закупали Бангладеш, Боливия, Мьянма, Камбоджа, Таиланд и Эквадор. В Пакистане ПЗРК HN-5А производился под наименованием Anza Mk-I.


В 1980-е годы ПЗРК китайского производства поставлялись афганским душманам и использовались против советской и правительственной афганской авиации.

Комплексы HN-5А/В имеются в распоряжении разного рода нерегулярных вооруженных отрядов и экстремистских движений.


Последний известный случай успешного боевого применения китайского аналога «Стрелы» произошел в декабре 2019 года, когда пуском ПЗРК в районе Бенгази был сбит МиГ-23, принадлежащий силам фельдмаршала Халифы Хафтара.

В 1980-е годы афганские мятежники продали Китаю несколько ПЗРК FIM-43С Redeye и FIM-92А Stinger. Американский переносной комплекс первого поколения «Ред Ай» имел преимущество над HN-5А только по массе, уступая по основным боевым характеристикам, а полностью воспроизвести новейший «Стингер» промышленность КНР не могла. Примерно в то же время китайская разведка сумела добыть несколько советских ПЗРК «Игла-1Э» в Анголе.

В 1994 году на аэрокосмическом салоне в Фарнборо впервые публично был показан ПЗРК QW-1, который, по мнению западных экспертов, является конгломератом технических решений, заимствованных у американского «Стингера» и советской «Иглы-1».


Китайские военнослужащие с ПЗРК QW-1

В боевом положении масса комплекса достигает 16,5 кг, длина – 1 447 мм. Калибр ракеты – 72 мм. Ракета весит 10,68 кг. Дальность стрельбы – от 500 до 5 000 м. Досягаемость по высоте – до 4 000 м. Средняя скорость ЗУР на траектории – 600 м/с. Осколочно-фугасная БЧ массой 1,1 кг, оснащённая контактными неконтактным взрывателями, содержит 0,5 кг взрывчатки. Ракета может совершать маневры с перегрузкой до 16 G. Если верить информации, опубликованной на выставке, охлаждаемая головка самонаведения имеет повышенную помехозащищенность.

Помимо КНР, комплексы QW-1 по лицензии производились в Пакистане и Иране. Пакистанская версия известна как «Anza-2», иранская – как «Misagh-1».


Улучшенным вариантом является QW-1М. На международных выставках вооружений китайские представители заявляли, что он не уступает российскому ПЗРК «Игла», имеет возможность траекторной селекции ложных целей и адаптирован для борьбы с летательными аппаратами, действующими у земли.

Под обозначением «Misagh-2» данный комплекс с 2006 года выпускается в Иране и поставлялся проиранским силам в Ливане, Ливии и Йемене. Какое-то количество ПЗРК этого типа попало в руки исламистов, действовавших в Сирии и Ираке.


Модификация QW-1А (QW-11) предназначена для использования совместно с автоматизированной системой управления, в которой целеуказание централизованно поступает от внешних источников, увязанных в единую сеть. В случае автономных действий зенитному подразделению из шести расчётов ПЗРК придаётся переносная РЛС массой 60 кг, с дальностью действия до 15 км, запитывающаяся от автономного бензинового генератора. Все элементы, включая ПЗРК, радар и систему управления огнем, могут переноситься отдельными военнослужащими, но обычно для транспортировки используются легкие автомобили повышенной проходимости.

Улучшенной версией QW-1А является комплекс QW-18 с двухдиапазонной помехозащищённой ГСН. Вес ПЗРК составляет 16,9 кг. Дальность и потолок по сравнению с предыдущими моделями не изменились. Заявлено, что данный комплекс в первую очередь предназначен для противодействия целям с малой тепловой заметностью и крылатым ракетам.


Для повышения вероятности поражения в случае промаха используется неконтактный лазерный взрыватель и новая осколочная БЧ с готовыми поражающими элементами. На ПЗРК QW-18 внедрены элементы питания с увеличенной продолжительностью работы, что повышает вероятность захвата цели при преждевременной активации комплекса.

В 2019 году партию из нескольких десятков ПЗРК QW-18 импортировал Узбекистан. Таким образом, можно констатировать, что Китай теснит Россию на рынке новых средств ПВО, реализуемых на постсоветском пространстве.


Ракета ПЗРК QW-18A, поставленного Бангладеш, оснащена усиленными электрическими сервоприводами управления, что улучшило возможности при стрельбе по сверхзвуковым целям.

В пресс-релизе, опубликованном в мае 2024 года, говорится, что ВВС Индонезии приступили к обучению своих военнослужащих использованию переносных зенитно-ракетных комплексов QW-19.


Сообщается, что ракета комплекса QW-19, разработанного Китайской корпорацией CASIC, является усовершенствованной версией QW-18 с новой цифровой ГСН, комбинированным контактно-неконтактным взрывателем и с четырьмя рулями управления (вместо двух на QW-18).

В 1998 году на авиасалоне в Фарнборо зарубежным покупателям был предложен ПЗРК QW-2, внешне почти не отличающийся от ПЗРК «Игла». Однако заявленная дальность стрельбы этого комплекса несколько больше, чем у немодернизированной «Иглы». Китайские СМИ рассматривают ПЗРК QW-2 как собственный эквивалент американского FIM-92E Stinger.


Пусковая труба ПЗРК QW-2 имеет длину 1 530 мм, диаметр ракеты — 72 мм. Боевая масса комплекса — 18 кг. Ракета со стартовым весом 11,32 кг оснащена боевой частью массой 1,42 кг, содержащей 0,55 кг взрывчатого вещества. Дальность стрельбы составляет от 500 метров до 6 000 м. Минимальная высота обстреливаемых целей — 10 м, максимальная высота — 3 500 м. Максимальная скорость цели — 600 м/с. Охлаждаемая ИК-УФ ГСН обеспечивает возможность борьбы на встречных и догонных курсах с воздушными целями в условиях применения ими искусственных тепловых помех. За счёт повышения чувствительности головки самонаведения увеличена дальность поражения целей на встречных курсах.

ПЗРК QW-2 экспортировались в Бангладеш, Иран и Туркменистан. Этот комплекс выпускался в Пакистане под обозначением «Anza Mk-II». Достаточно часто спаренные пусковые установки размещаются на лёгких автомобилях повышенной проходимости.


Для повышения вероятности поражения цели ракету ПЗРК QW-12, спроектированного на базе QW-2, оснастили неконтактным лазерным взрывателем и более мощной боевой частью с увеличенным осколочным действием. В 2022 году китайские СМИ опубликовали информацию, что в ходе испытательных стрельб ЗУР QW-12 на предельно малой высоте поразила мишень, имитировавшую боевой вертолет. При этом система наведения игнорировала 8 инфракрасных ловушек, которые отстреливала цель до момента поражения. QW-12 также успешно перехватила на встречном курсе 122-мм реактивный снаряд, летевший со сверхзвуковой скоростью.

В 2002 году на авиасалоне в Чжухае был продемонстрирован зенитный ракетный комплекс ближней зоны QW-3. Хотя QW-3 формально считается переносным, его транспортировка силами личного состава на большие расстояния затруднена ввиду значительного веса, и он фактически является возимым. Для переноски во вьюках ПЗРК может быть разобран на пять частей весом 12–23 кг.


Пусковое устройство в снаряженном состоянии весит 23 кг и имеет длину 2 100 мм. Диаметр ракеты – 72 мм. Зона поражения по дальности: 800–8 000 м. Зона поражения по высоте: 10–5 000 м. Максимальная скорость обстреливаемой цели – 750 м/с. Ракета несёт стержневую боевую часть, оснащенную неконтактным взрывателем. Зона поражения составляет 3 м.

Западные эксперты считают, что ракета QW-3 имеет много общего с ЗУР QW-2, но отличается от исходного варианта системой наведения и дополнительной разгонной ступенью. В отличие от других китайских ПЗРК и мобильных комплексов, созданных на их базе, имеющих систему наведения на тепловую сигнатуру цели, QW-3 использует принцип наведения, известный как «лазерная тропа». В этом случае ЗУР летит внутри коридора, формируемого лазерным излучением. Недостатком этого метода является необходимость удержания оператором прицельной метки на цели вплоть до попадания в неё ракеты. В то же время такая система наведения абсолютно нечувствительна к тепловым помехам. Но, судя по всему, ЗРК QW-3 большого распространения в НОАК не получил и в основном производится на экспорт.

В 2011 году на вооружение НОАК принят новый ПЗРК FN-6. Хотя головная часть ракеты этого комплекса с охлаждаемой ГСН сильно напоминает другой западный образец, в китайских источниках утверждается, что это собственная оригинальная разработка.


Под носовым обтекателем ракеты, имеющим характерную пирамидальную форму, размещён четырёхэлементный ИК-датчик. В походном положении головная часть прикрыта съёмным кожухом. Комплекс, весящий в боевом положении около 16 кг, имеет дальность стрельбы 6000 м, досягаемость по высоте – 3800 м. Вероятность поражения при отсутствии организованных помех – 0,7.

Комплексы этого типа экспортировались в Малайзию, Камбоджу, Катар, Судан и Перу. Боевой дебют ПЗРК FN-6 состоялся в Сирии.


В 2013 году в ходе гражданской войны в Сирии пусками ПЗРК FN-6, поставленных Катаром, было сбито два вертолёта Ми-8 и истребитель МиГ-21. В Ираке в 2014 году жертвами этого переносного комплекса стали вертолёты Ми-35 и Bell 407. 16 января 2024 года в штате Шан ракетой, выпущенной из комплекса FN-6, принадлежащего Армии независимости Качина, был поражен лёгкий двуместный боевой самолёт ВВС Мьянмы FTC-2000G (Guizhou JL-9). Оба пилота погибли.

Самоходные зенитные ракетные комплексы ближней зоны с ракетами от ПЗРК


На базе ПЗРК HN-5В в начале 1990-х китайские конструкторы создали комплекс HN-5С, устанавливаемый на различные самоходные шасси, который также предлагался на экспорт.


На самоходном варианте ЗУР размещены в двух 4-зарядных пусковых контейнерах. Для обнаружения и захвата цели предназначен тепловизионный прицел.

Примерно в 2006 году китайские десантники получили ракетно-артиллерийский комплекс на лёгком внедорожном шасси XLW 2040I, представляющий собой комбинацию 25-мм зенитной установки Type 87 со спаренными пусковыми ПЗРК QW-1А.


Эта машина предлагалась иностранным покупателям, но о подписанных контрактах информации нет.

Ракеты от ПЗРК QW-2 используются в составе ракетно-пушечного комплекса Type 04А, также вооруженного четырьмя 25-мм артиллерийскими автоматами. Данный ЗРПК является развитием комплекса Type 95, в котором ранее использовались ракеты QW-1.


Обнаружение воздушных целей и наведение на ЗРПК производится при помощи локатора CLC-1, оптоэлектронной системы и лазерного дальномера. РЛС способна взять на сопровождение истребитель типа МиГ-21 на дальности 15 км. Зенитная батарея состоит из 6 ЗРПК и батарейного командного пункта на гусеничном шасси, оснащенного радиолокатором CLC-2 с дальностью обнаружения 45 км.

В Алжире используется самоходный ЗРК ближней зоны СQW-2 с восемью готовыми к применению ЗУР QW-2, спроектированный в КНР специально для экспортных поставок.


Мобильный войсковой противовоздушный комплекс СQW-2 на базе двухосного бронированного автомобиля оснащён обзорно-прицельной тепловизионной системой, обеспечивающей стрельбу в тёмное время суток. Для обнаружения воздушных целей на дальности имеется РЛС сантиметрового диапазона, способная увидеть маловысотную цель на дистанции до 20 км.

В Индонезии с 2009 года стоит на вооружении ЗРК FL-2000B с четырьмя пусковыми трубами ЗУР QW-3.


На каждой машине имеется прицельно-поисковая оптоэлектронная система, включающая в себя тепловизор, телевизионную камеру высокого разрешения и лазерный дальномер-целеуказатель. Зенитная батарея состоит из шести боевых машин с ЗУР и мобильного командного пункта.

В 2024 году индонезийские военные продемонстрировали боевую машину повышенной проходимости P6-ATAV местного производства со спаренной ПУ QW-3.


Эта машина с установленными на крышу пусковыми установками предназначена для сил быстрого реагирования и может передвигаться по сильно пересечённой местности.

Самоходный войсковой ЗРК малой дальности FM-90


В конце 1970-х на почве антисоветизма Китай сблизился с США и стал выступать единым фронтом против СССР. После чего в начале 1980-х началось тесное военно-техническое сотрудничество КНР с западными странами.

Среди других образцов современного на тот момент западного вооружения китайские специалисты получили доступ к французскому мобильному комплексу малой дальности «Crotale», который по своим характеристикам примерно соответствовал советскому ЗРК «Оса-АК».


Впрочем, на советском комплексе все элементы размещались на одном плавающем шасси, а на французском использовались две отдельные колёсные машины: пункт боевого управления с радиолокатором просмотра воздушного пространства и самоходная пусковая установка с аппаратурой наведения.

Китайцы досконально ознакомились с французским ЗРК, и во второй половине 1980-х на вооружение НОАК поступила «китаизированная» версия «Кроталя», известная как HQ-7.


На определённом этапе этот комплекс предназначался только «для внутреннего потребления». Экспортный вариант ЗРК HQ-7 под обозначением FM-80 был впервые продемонстрирован в 1989 году на аэрокосмическом салоне в Дубае.

В 2002 году усовершенствованную модификацию HQ-7В, построенную на современной радиоэлектронной элементной базе и с новыми ракетами, под экспортным обозначением FM-90 стали предлагать иностранным покупателям.


Самоходные пусковые установки и РЛС обнаружения пакистанского ЗРК FM-90

Согласно справочным данным, около 30 ЗРК (до 120 СПУ) этого типа приобрел Пакистан, и 9 ЗРК (36 СПУ) имеется в вооруженных силах Бангладеш.


Самоходная пусковая установка ЗРК FM-90 армии Бангладеш

Элементы комплекса FM-90 размещены на бронированном колёсном шасси повышенной проходимости AFV китайского производства с колесной формулой 6х6.

На экспортном варианте FM-90 применён батарейный пункт боевого управления, оснащённый РЛС с ФАР (дальность обнаружения 25 км), а максимальная дальность пуска ракет с радиокомандным наведением увеличена с 10 до 15 км. Также по сравнению с исходным вариантом значительно повышена помехозащищённость. Согласно информации, опубликованной на международных оружейных выставках, в простой помеховой обстановке на дальности 12 км вероятность уничтожения цели типа МиГ-21, летящей со скоростью 900 км/ч, двухракетным залпом составляет 0,95.

В настоящее время в КНР принят на вооружение ряд новых войсковых противовоздушных комплексов.


Например, на аэрокосмической выставке China Airshow 2018 был представлен ЗРК FM-2000, являющийся экспортным вариантом самоходного комплекса HQ-17, который стоит на вооружении НОАК и является нелицензионной копией российского ЗРК «Тор-М1».

В 1997–2001 гг. Россия поставила в КНР 35 ЗРК «Тор-М1» и партию зенитных управляемых ракет 9К331. Китайская сторона обращалась с просьбой о продаже лицензии на «Тор-М1» и ЗУР 9К331, но в этом было отказано, и примерно 15 лет назад в Китае появилась собственная нелицензионная версия. Ряд источников (в том числе и российских) утверждает, что по характеристикам средств связи, аппаратуры отображения информации и РЛС китайский комплекс превзошёл российский аналог, в связи с чем в РФ было принято решение о модернизации ЗРК «Тор-М1» до версии «Тор-М2».

Продолжение следует...
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх