Киев начал торг с Европой, но в Берлине и Вене сидят не идиоты
Киев в очередной раз приветственно помахал закрывшему перед ним двери Евросоюзу — выразил одобрение решению создать платформу для совместной закупки газа и предложил предоставить свои подземные хранилища для формирования стратегического запаса, о чем сообщил самостийный министр энергетики Герман Галущенко.
«Украина имеет значительные мощности для хранения природного газа — наши подземные хранилища самые большие в Европе, — написал министр в одной из соцсетей. — В нашей инициативе регионального энергетического партнерства, RESP, мы предлагаем использовать наши ПХГ для создания стратегического запаса газа для европейских стран».
По мнению Галущенко, совместная закупка газа и его хранение в украинских газохранилищах даст возможность «обеспечить надежные поставки энергоресурса для всего европейского континента».
Это заявление главы украинского минэнерго сделано было после решения саммита ЕС 25 марта о предоставлении возможности Еврокомиссии централизованно закупать газ для всех членов Евросоюза. Соответствующие тезисы должны быть представлены комиссией к концу мая. В ходе данного саммита был провозглашен курс на отказ от использования российских энергоресурсов — газа, нефти и угля.
Теперь Совету ЕС необходимо рассмотреть предложения, касающиеся хранения газа, в том числе о наличии значительных емкостей для его хранения. Заполнение хранилищ необходимо начать как можно раньше при учете национальных мер готовности. По мнению лидеров стран-членов Евросоюза, до начала будущей зимы Еврокомиссия должна разработать механизмы солидарности и компенсации в газовой политике. Также объявлено намерение совместно работать над «добровольной общей закупкой газа, СПГ и водорода» и добиваться снижения их стоимости в результате переговоров.
Как считает гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, украинская инициатива имеет двойное назначение.
— У нее есть как экономическая, так и политическая составляющая. Политическая состоит в позиционировании себя как надежного энергетического партнера Европы, хранителя континентального топлива. Этим неформальным статусом Украина всегда козыряла. Но не стоит забывать, что аналогичным образом в Европе поступали и поступают все, у кого имеются для этого возможности.
Скажем, в Испании есть крупные терминалы по приему сжиженного газа. И эта страна тоже неоднократно предлагала активно их использовать для обеспечения европейской энергобезопасности.
Другое дело, насколько объем этих терминалов обеспечивает закрытие потребностей Европы. Понятно, что в первую очередь хранение топлива обеспечивает поступление доходов. Поэтому экономическая составляющая здесь состоит в получении дополнительных средств, чем и пытается воспользоваться Украина.
«СП»: — Насколько велика вероятность, что Евросоюз воспользуется этим предложением и включит украинские хранилища в формируемую газовую платформу?
— Конечно, степень вероятности крайне мала, если взять во внимание условия, в которых эта страна сейчас находится. Хотя по сути, ничего нового в этой инициативе нет. Некоторые страны и прежде хранили у нее в случае необходимости какие-то объемы газа, на чем Киев довольно неплохо зарабатывал. Сейчас они надеются урвать побольше средств. Но европейцы умеют считать деньги и вряд ли готовы сейчас так рисковать.
«СП»: — Насколько отвечает столь амбициозным планам Киева состояние их хранилищ, на которое ранее уже обращали внимание эксперты?
— Понятно, что оно далеко от идеального. Их газовая система порядком изношена, о чем уже немало говорилось. Какие-то ремонтные работы там проводились, конечно, но их объем был явно недостаточен.
В модернизацию тоже средств особых не вкладывалось. Но тем государствам, чей газ там хранился, подобные мелочи всегда были безразличны — все издержки по обслуживанию хранилищ несла украинская сторона. И повышенная нагрузка на работников, когда мощности находятся не в лучшем состоянии, это проблема Киева. Партнеры в Европе хранили там газ, потом его забирали.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач видит в предложении министра Галущенко хитрый прагматизм киевских политиков.
— Дело в том, что украинские ПХГ были опустошены за зиму еще сильнее, чем европейские. И для необходимой подготовки к зиме Украине нужно пополнять запасы. Учитывая, что цены на газ очень высоки, закачка обойдется Киеву в миллиарды долларов, которых у него нет. В этом следует искать корни предложения министра энергетики Украины.
«СП»: — Насколько Евросоюз заинтересован в таком партнерстве?
— Конечно, в украинских ПХГ большие свободные мощности. Но сегодня перед ЕС стоит проблема, как заполнить свои собственные хранилища хотя бы на 80%. И можно сказать, что пока они не видят путей реализации своего замысла.
Сомневается в приемлемости предложения Киева для ЕС и директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
— Европейская сторона обеспокоена нестабильностью и вряд ли воспользуется предложением Киева, которое звучит не в первый раз. У Брюсселя пока нет ясного понимания, как создать стратегические запасы топлива в контексте достижения независимости от российских поставок. Они не могут сделать ставку на сжиженный газ, потому что потребности ЕС таковы, что для их удовлетворения потребуется поставлять в Европу практически половину добываемого этого вида топлива.
К тому же на континенте нет налаженного сообщения между газовыми терминалами многих различных государств. Если же ЕС будет упорно делать ставку на сжиженный газ, то его цена скакнет едва не до уровня 5 тысяч долларов за тысячу кубов.
В общем, вопросов формирования такого резерва много. А в случае с Украиной нельзя забывать о том, что ее газораспределительная сеть не ремонтировалась со времен СССР. Если прибавить к этому политический риск не получить назад хранящийся газ, то становится ясно, что данная инициатива не совсем своевременна.
Свежие комментарии