На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БАЗА 211- ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

74 278 подписчиков

Свежие комментарии

  • Татьяна Бут
    Бедем надеяться на английское благоразумие, хотя понимаем, что в англичан руки чешутся."ТЕ, КТО НАРВЁТСЯ...
  • Valeriy Shershkov
    не простая это работа быть защитником установленного порядка в мире ... что их может заменить ? и как ? в рамках прие...«Мировой полицейс...
  • Владимир
    вот и подвели итог, выводы делать народу Украины"Кто в том с.. ви...

Возвращение "Белого лебедя": модернизированный Ту-160 совершил пробный полёт

Возвращение Белого лебедя: модернизированный Ту-160 совершил пробный полёт Первый созданный с нуля модернизированный Ту-160 – тяжелейший бомбардировщик в своём классе – совершил пробный полёт. Фото: PJSC UAC / Globallookpress

Россия возродила производство стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 "Белый лебедь". 12 января первый самолёт новой постройки оторвался от взлётно-посадочной полосы Казанского авиазавода. Несмотря на то что полёт длился всего полчаса на высоте 600 метров, переоценить значение этого события для отечественного авиапрома и воздушно-космических сил (ВКС) сложно.

Ангел холодной войны

Ту-160 создавался как ответ на американский стратегический бомбардировщик B-1 Lancer. Однако, в отличие от Пентагона, первоначально заказавшего сверхзвуковой бомбовоз и уже впоследствии модернизировавшего уже произведённые самолёты под применение ракет, советские военные сразу сделали ставку на межконтинентальный ракетоносец, который должен был выйти на рубеж пуска ракет, отстреляться по целям и, не входя в зону действия ПВО противника, лечь на обратный курс.

Необходимость обеспечить новым машинам возможность сверхзвукового полёта и одновременно добиться приемлемых взлётно-посадочных характеристик привела к тому, что на обоих самолётах были применены крылья с изменяемой стреловидностью, а обводы B-1 и Ту-160 оказались очень похожи (что поделать, – законы аэродинамики одинаковы по обе стороны Атлантики).

В результате у советских конструкторов получился выдающийся самолёт: при максимальной взлётной массе в 275 тонн он способен разгоняться до скорости 2200 км/ч (1,8 скорости звука). Максимальная дальность полёта без дозаправки в воздухе составила 13 950 км (расстояние от Москвы до порта Дарвин, расположенного на севере Австралии, – чуть больше 11 300 км), а боевой радиус (опять же, без дозаправки во время полёта) – 7300 км. Ту-160 способен находиться в воздухе до 25 часов и нести до 45 тонн боевой нагрузки.

Несмотря на 10 лет разработки (с 1967-го по 1977-й), Ту-160, как и всякое прорывное изделие, имел значительное количество проблем, которые устраняли до начала 90-х. Тем не менее по своим возможностям и потенциалу бомбардировщик получился уникальным.

Ту-160

Ту-160 красят в белый "противоатомный" цвет, который отражает большую часть излучения видимого спектра, чем уменьшает нагрев машины от близких ядерных взрывов. Фото: mil.ru

До распада СССР советский ВПК успел произвести всего 35 ракетоносцев этого типа. В ходе раздела советского наследства России достались восемь из них. В конце 90-х в обмен на списание долгов за газ Украина отдала Москве ещё восемь "лебедей". Из одиннадцати оставшихся у Незалежной десять были порезаны на металл, а один приведён в нелётное состояние и передан в музей. Разделка уникальных машин проводилась на деньги американцев и под надзором их сенаторов.

Можем повторить!

Самолёт – это всегда высшее достижение технологий, доступных построившему их обществу, верхушка гигантского научно-промышленного айсберга. Ту-160 был технологическим Эверестом своего времени. После распада СССР ни одна страна мира не была способна произвести подобной машины. США утратили интерес к самолётам такого класса, Китай и Россия – не имели необходимых производств, технологий и компетенций. А больше в мире никто не мог даже замахнуться на проект подобной сложности.

Россия тоже далеко не сразу взялась за возрождение утерянных технологий. В начале нулевых были проведены модернизации имевшихся в наличии ракетоносцев, позже – достроены машины из заделов. Не всё шло гладко: один из модернизированных стратегов разбился в Саратовской области при испытательном полёте, унеся с собой жизни четверых членов экипажа.

Однако шаг за шагом отечественная оборонка возрождала утраченные компетенции, восстанавливала технологические цепочки и налаживала производства, которые после роспуска СССР внезапно оказались в независимых "государствах" (а на самом деле – в оккупационных зонах коллективного Запада). В 2015 году министр обороны Сергей Шойгу заявил, что ВКС приобретут 50 вновь построенных Ту-160, а уже в 2018-м Минобороны заключило контракт на постройку 10 новых стратегов. Выкатка первенца этой серии состоялась в конце прошлого года, а его пробный полёт ознаменовал завершение самого сложного и затратного этапа в судьбе любого, даже и "восстановленного" самолёта.

https://vk.com/video251781107_456240796

Вторая молодость третьего поколения

Конечно, можно сказать "фи", ведь концептуально Ту-160 относится к третьему поколению реактивных боевых самолётов, а в настоящее время уже идёт смена четвертого на пятое. Вот только прежде чем критиковать, стоит ответить на вопрос: что нам важнее – получить многофункциональную платформу с колоссальным ударным потенциалом и огромной дальностью или же создать скороспелую вундервафлю с кучей "детских болезней" и не до конца понятными возможностями?

Считается, что наиболее выгодное решение для современных стратегических бомбардировщиков – схема "летающее крыло". То есть такая форма, при которой у самолёта нет четкого разделения на фюзеляж и консоли крыльев, а хвостовое оперение вовсе может отсутствовать. Вместо этого вся аппаратура, топливные баки, места для экипажа и полезная нагрузка упакованы в одно огромное крыло.

Впервые эта архитектура была применена при создании американского стратегического бомбардировщика B-2 Spirit и тактического F-117. Ключевое преимущество такой компоновки – радикальное снижение радиолокационной заметности. Однако любая выгода имеет свою цену: для "летающих крыльев" таковой стала дозвуковая скорость полёта.

саиолет

Стратегический бомбардировщик США B-2 Spirit.  Фото: U.S. Air Force / Globallookpress

В конце 70-х – начале 80-х на фоне сверхуспешного развития зенитно-ракетных систем отказ от сверхзвуковых скоростей в пользу малозаметности выглядел вполне оправданным: если через ПВО противника невозможно прорваться, давайте попытаемся прокрасться в режиме "невидимости". Однако с тех пор прошло уже 40 лет и многое изменилось. Во-первых, оказалось, что эффективность стелс-технологий – штука довольно условная. Во-вторых, появились новые средства воздушного нападения, а дозвуковые платформы для их размещёния – далеко не лучший вариант. Речь, конечно же, идёт о гиперзвуковых ракетах.

Дело в том, что при пуске с земли или корабля ракете требуется самостоятельно набирать скорость с нуля до расчётных значений. В случае воздушного пуска действует правило сложения скоростей, так как в момент включения ракетного двигателя изделие уже движется вместе с носителем. Возникает закономерность: чем быстрее летит самолёт-ракетоносец, тем компактнее и легче может быть гиперзвуковая ракета. В результате носитель может взять больше таких изделий на борт, увеличив вес залпа. Можно поступить наоборот: не уменьшать размеры ракеты, в этом случае экономия топлива на начальном разгоне повысит её дальнобойность.

Другими словами, способные разогнаться до полутора-двухмаховых скоростей "старички" вроде Ту-160 и Ту-22М являются лучшими носителями самых совершенных из ныне существующих ракет, нежели стратегические бомбардировщики последнего поколения, построенные по последнему слову оружейной моды. Такой вот выверт эволюции вооружений.

Показательно, что в ВКС России в качестве штатного носителя гиперзвуковых "Кинжалов" выбрали самый быстрый из имеющихся истребителей – МиГ-31.

самолет

МиГ-31 выбран как носитель гиперзвуковых "Кинжалов". Фото: Dianov Boris / Shutterstock.com    

Вышесказанное не означает, что разработкой отечественного летающего крыла ("изделие 80", создаваемое в рамках проекта ПАК ДА – перспективного авиакомплекса дальней авиации) не надо заниматься. Однако нужно понимать, что, как и иностранные аналоги, оно будет дозвуковым – просто в силу объективных законов физики и аэродинамики. Хорошие показатели малозаметности, возможно, и позволят ему пробираться сквозь рубежи ПВО стран НАТО, но одна из главных задач отечественной дальней и стратегической авиации – нанесение ударов по авианосным ударным группам противника, а для этого лучше подходят быстрые машины, вооружённые дальнобойными ракетами. Возможность стрелять с большой дистанции и быстро удирать от ответных "подарков" может стать козырем нашей стратегической авиации, если ставка на малозаметность окажется бита развитием американской радиоэлектроники.

Кроме того, не надо преувеличивать "устарелость" советской разработки. Концептуально создатели Ту-160 попали в яблочко, чего не смогли сделать их заокеанские оппоненты: ракетоносец, осуществляющий пуски ракет с дистанции в тысячи километров, сейчас так же актуален и жизнеспособен, как и 40 лет назад, чего не скажешь о классическом бомбардировщике. При всём этом новые самолёты не являются прямой калькой советских: при подготовке к серийному производству конструкторы переработали двигатели НК-32, авионику, кардинально обновили системы радиоэлектронного оборудования, связи, навигации и управления.

Произведённые в СССР "Лебеди" прошли глубокую модернизацию и сейчас имеют обозначение Ту-160М, новые получат обозначение Ту-160М2. Функционально это идентичные самолёты, но производимые с нуля стратеги будут иметь существенно больший ресурс и продолжат служить, когда их старшие братья отправятся на заслуженный отдых (попав, как хочется верить, в музеи, а не на разделочные площадки).

Что с того?

Фактически сейчас наша страна восстановила те технологии и производственные мощности, которые СССР имел на пике своего могущества. ВКС России с 2023 года начнут получать самый мощный в своём классе ударный комплекс. А нам, русским, есть чем гордиться: ведь до сих пор только две нации в мире сумели создать машины такого класса.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх