Юрий Пронько
Существующая с 2002 года в России трехуровневая пенсионная система оказалась одной из самых худших и неэффективных в мире. Более того, жулики из негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний либо откровенно воровали деньги своих клиентов, либо выплачивали себе баснословные вознаграждения, которые вели к убытку тех, кто и доверил им свои деньги.
Государство в очередной раз пытается заставить нас самостоятельно копить на свою будущую пенсию. Деньги, которые чиновники изымают сейчас в ПФР из фонда оплаты труда, не позволяют сбалансировать нынешнюю пенсионную систему. Постоянно нужны новые вливания. Понимая то, что само государство может гарантировать абсолютному большинству граждан страны лишь минимальное пособие по старости, которого в лучшем случае хватит на оплату коммуналки, самые простые продукты питания и, возможно, некоторые товары первой необходимости, чиновники решили переложить весь груз пенсионной ответственности на нас с вами. Дескать, мы создаем вам необходимые условия, вот и копите на старость сами.
То, что сейчас у более 14% соотечественников есть деньги только на еду, а у почти 49,5% хватает средств только на продукты и кое-какую одежду, авторов новой пенсионной реформы, по всей видимости, не интересует. Их взгляды устремлены в новые горизонты реформаторства. Несмотря на предыдущие провалы – от пенсионных баллов до повышения возраста выхода на заслуженный отдых, эти деятели собрались внедрять новую систему накоплений – «гарантированный пенсионный план».
Как мне кажется, прежде чем внедрять новое, неплохо было бы проанализировать то, что уже было сделано. Так вот, обязательные взносы, которые мы с вами платим уже сейчас, превышают средний уровень по странам Организации экономического сотрудничества и развития, при этом размер пенсий вдвое отстает от показателей других государств, а накопительная часть, которой управляют негосударственные пенсионные фонды, вообще сгорает в инфляции. Согласно статистике ОЭСР, опубликованной Центром макроэкономических исследований Сбербанка России, за последние пять лет средняя реальная доходность пенсионных фондов в нашей стране составила минус 0,7% годовых. Иными словами, если учесть накопленную инфляцию, вместо прибыли НПФ и управляющие компании получили убыток.
Из более чем полусотни стран, охваченных исследованием ОЭСР, Россия оказалась в антирейтинге топ-3. Хуже результат был зафиксирован лишь в Нигерии и Турции. Для сравнения, например, в Австралии в среднем пенсионные фонды приносили клиентами 6,7% прибыли каждый год; в Канаде и Израиле – свыше 4%.
Инфографика: Телеканал "Царьград"
Уже сегодня граждане трудособного возраста платят в пенсионную систему 22% от зарплаты – эти взносы за сотрудников перечисляют работодатели, что позволяет государству манипулировать цифрами и фактами. Дескать, это не вы лично, а ваши предприятия платят за вас. Постойте, но ведь эти деньги работодатели могли бы напрямую перечислять нам, работникам, но существующий закон не позволяет им этого делать. В результате с населения страны продолжают «сдирать три шкуры», но при этом никаких структурных изменений в части пенсионного обеспечения не наблюдается. Внедрение же гарантированного пенсионного плана, я убежден, ситуацию не изменит. В ЦБ, конечно же, с этим не согласны. Там на ГПП возлагают большие надежды.
Мы видим потенциал для роста рынка пенсионных накоплений. Сейчас совместно с Минфином предложили концепцию ГПП. Это усовершенствование действующего законодательства, повышение гарантий перед будущими пенсионерами и гибкости в использовании ими своих накоплений. Хотя эта концепция не может подменить массовую накопительную систему, мы рассчитываем, что она сможет поднять доверие к инструментам самостоятельного формирования своей пенсии гражданами,
– говорит председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
Российские высокопоставленные чиновники могут бесконечно твердить, что новая система сможет поднять доверие населения страны. На мой же взгляд, на ближайшие годы в теме реформирования пенсионного обеспечения поставлена жирная точка – российские граждане в массе своей не верят тем, кто снова и снова пытается решать проблемы государства за их счет.
С одной стороны, без вливаний из федерального бюджета (речь идет о сотнях миллиардов рублей) ПФР не способен выполнить текущие обязательства перед людьми старшего поколения. С другой стороны, алогичная политика по отношению к работающим гражданам привела к тотальному подрыву доверия к долгосрочным накопительным программам. В моменте ситуация фактически вышла из-под контроля. ЦБ, который занимается регулированием рынка негосударственного пенсионного обеспечения, провалил данное направление – граждане теряют свои сбережения на старость в «лопнувших» НПФах. Мы провели расследование по 30 негосударственным фондам, которые до недавнего времени активно привлекали денежные средства населения. Оказалось, что сейчас они находятся либо в стадии ликвидации, либо «лежат на боку» и им срочно требуется помощь со стороны Центробанка.
Ранее из данных АСВ стало известно, что от кредиторов предъявлено более 2 млн требований к тем НПФам, которые уже лишились своих лицензий или проходят процедуру ликвидации. Подавляющее большинство исков выдвинуты клиентами фондов, размещавшими там свои пенсионные накопления. Консолидировано 34 лопнувших фонда остались должны своим вкладчикам более 96 млрд рублей. Из них 84 млрд необходимо погасить за счет пенсионных накоплений, а 11 млрд 700 млн – из пенсионных резервов. Согласно отчетности АСВ, суммарные активы «лопнувших» фондов составляли как минимум 112,5 млрд рублей. Однако основная их часть – «токсичные активы», имеющие низкую ликвидность.
Что же стало причиной обрушения НПФ? Всё просто – денежные средства фондов использовались для финансирования бизнеса их владельцев. Это, скажем так, «изысканный» вариант. Второй, более банальный – средства клиентов использовались для покупки новых фондов, а после разворовывались.
После «закручивания гаек» на банковском рынке финансовые дельцы стали использовать в качестве дойных коров пенсионные фонды, а точнее – деньги клиентов. Применялись перекрестные инвестиции, которые использовались в своё время в так называемом московском кольце. НПФ направляли до 15% своих пенсионных средств каждому из четырёх банков «кольца». Банки же, в свою очередь, эти средства переводили в семейную контору олигарха Бориса Минца, а та скупала недвижимость. Плюс 15% НПФ направляли на приобретение всё той же недвижимости напрямую. В итоге из фондов было выведено до 75% пенсионных средств – но закон при этом нарушен не был. Потом, как мы знаем, Минц сбежал в Лондон, впрочем, как и банкир Анатолий Мотылёв. Все его 7 пенсионных фондов и 4 банка лопнули. Следственный комитет завел дело о мошенничестве, но его фигурант уже отбыл в британскую столицу. Положенные вкладчикам 33 млрд рублей заплатило государство.
Так что сама идея пенсионных накоплений, может быть, и неплоха, но на нашей почве она не прижилась в силу жуликоватости одних и откровенной «слепоты» других. А это, в свою очередь, ведет к тому, что пенсионный возраст снова придётся поднимать.
Как это ни грустно, мы с вами ошибались, мы давали пять лет на то, чтобы система вернулась к тому же проблемному состоянию, в котором она была. Судя по тому, что мы наблюдаем, это произошло в пять раз быстрее. Если динамика будет такова, какая она есть, это может произойти уже через год-два,
– прогнозирует эксперт РСПП Максим Довгялло.
Скорее всего, вопрос очередного повышения возраста выхода на пенсию будет перенесен за пределы предстоящих парламентских и президентских выборов. Очевидно, что ситуация за это время только усугубится. Есть ли альтернатива происходящему? Уверен, что есть, и она до боли банальна: развивать собственную экономику, промышленное производство, запускать большие инфраструктурные проекты, создавать институциональный инструментарий, который бы позволил российским гражданам формировать собственные пенсионные накопления, сберегать их и иметь достойное денежное обеспечение, когда придёт время уходить на заслуженный отдых.
Кто-то скажет, что всё это бесполезно и безнадёжно. Но, вспоминая высказывание одного из политических классиков, напомню, что за самые безнадёжные дела и надо бороться.
Свежие комментарии